Конспект урока для 7 класса «А значит, нам нужна одна победа! Одна на всех, мы за ценой не постоим»

Автор: Ляшенко Марианна Владимировна, учитель музыки

МКОУ Бутурлиновская СОШ № 4

Воронежская область, г.Бутурлиновка



Урок музыки для 7 класса Тема четверти: Музыкальная драматургия. Тема урока: « А значит, нам нужна одна победа! Одна на всех, мы за ценой не постоим!..» (Урок, посвящённый Дню Победы ). Цели: 1. Показать, как в произведениях искусства (музыке, литературе, живописи) изображена сила и мощь русского народа, победившего фашизм ; 2. Формирование эмоционального отношения к музыке на основе её восприятия ; 3. Воспитание музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к высокохудожественной музыке, желание слушать и исполнять её. Тип урока: расширение и углубление темы. Форма урока: урок – диалог. Музыкальный материал: 1. Б.Окуджава «До свидания, мальчики» ; 2. В.Соловьёв-Седой «Баллада о солдате» ; 3. Б.Окуджава « Мы за ценой не постоим» ; 4. Д.Тухманов «День Победы». Дополнительный материал: стихи, репродукции, посвящённые военной тематике, рисунки учащихся. Техническое обеспечение урока: магнитофон, кассеты, музыкальный инструмент. Эпиграф: Об одном прошу тех, кто переживёт это время: не забудьте!.. Не забудьте ни добрых, ни злых. Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас.Пусть же эти люди будут всегда близки вам, как друзья, как родные, как вы сами! Юлиус Фучик Ход урока: 1.Организация учащихся на урок. 2.Работа по теме урока. 1) Слово учителя. Чтение эпиграфа (на доске). Вопрос учащимся: 1. Как звучит тема четверти? Объясните её. (Музыкальная драматургия – это наблюдение за жизнью нескольких музыкальных образов в одном произведении). 2.Что такое «музыкальный образ»? (Музыкальный образ – это творческие замыслы, жизненное содержание, которое создаёт композитор, пользуясь богатейшими возможностями музыкального языка). – Каждый год наш народ проникновенно кланяется великим тем годам, хотя прошло уже более полувека, потому что время не властно предать их забвению. Вопрос учащимся: 1. Почему из года в год страна и каждый житель в ней, памятуя об этом дне, возвращается к датам окончания войны, к началу битв, которые решили участь Отечества? 2.Что же это для нас с вами сегодня? (Сегодня для нас это – память. Память о страшной судьбе нашей страны.Мы все помним, как драматично развивались события в начале войны, как варварски вторглись фашистские полчища на нашу мирную землю, обрушились на наши города.) — Эшелоны уходили на фронт…Солдаты и офицеры в походном снаряжении располагались на скамьях и чемоданах.Суровые лица.В глазах – тревога за родину, за покинутый любимый дом… 2.Слушание и обсуждение песни Б.Окуджавы «До свидания, мальчики».

Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Построение графиков и диаграмм" 9 класс

Вопросы учащимся : 1.Сколько музыкальных образов в этом произведении? (Два; образ солдат и образ их провожающих). 2.Какова музыкальная драматургия песни?( Песня звучит как прощание с близкими людьми, с родными местами, с Родиной). 3.Какие чувства у вас вызывает это произведение? (Сожаление, грусть, тревогу за судьбу Родины). – Дороги войны. Они были суровы для всех. Ожесточённые бои шли буквально за улицу, за дом, за город. Но русские солдаты всё равно шли вперёд. 3.Исполнение песни В.Соловьёва-Седого «Баллада о солдате». В этой песне раскрывается образ войны в целом, и в частности, образ русского солдата. 4. «Музыкальная галерея». Выставка рисунков учащихся. Обсуждение. (Учащиеся дома нарисовали иллюстрации к изученным произведениям о войне. На своих рисунках учащиеся передали музыкальные образы произведений именно так, как их себе представляют.) — Страшное слово – «война»! За ним разрушенные города, слёзы, смерть, а ещё миллионы людей, в том числе стариков и детей, погибших мучительной смертью в фашистских лагерях. А сколько людей погибло в блокадном Ленинграде, среди которых было много поэтов и художников. Но они продолжали творить, несмотря на суровые тяготы жизни… 5. Чтение стихотворения В.Берестова «Блокада». Блокада…Ночь…Разбитое окно… Мигающих коптилок тусклый свет. Из мрака возникает полотно,- Художник пишет женщины портрет. Она сидела, голову склоня, И думала в голодном полусне: «Вот я умру,но что-то от меня Останется на этом полотне». А он сидел в мигании огня И думал: «На войне как на войне. Пусть я умру, но что-то от меня Останется на этом полотне». – Таких примеров можно привести огромное количество, но мы с вами обратимся к некоторым из них. 6. Работа с репродукциями известных художников. 1. С.В.Герасимов «Мать партизана» (1943 г.) 2. А.А.Дейнека «Оборона Севастополя» Вопросы учащимся: 1. Что вы видите на переднем плане картины? 2. Как показаны враги? 7. Слушание и обсуждение песни Б.Окуджавы «Мы за ценой не постоим…» Вопрос учащимся: 1. Какой характер этой песни? (Песня звучит, как клятва воинов сражаться до последней капли крови, до последнего дыхания. Все бойцы, как один, поднимаются на войну с врагами.) 8. Физминутка. Учащиеся выполняют под музыку несколько искусствотерапевтических упражнений, в том числе на дыхание. – Русские солдаты верили в нашу победу над фашистами и она настала. 9. Рассматривается репродукция П.А.Кривоногова «Победа» (1948 г.). Учащиеся принимают участие в беседе. – Они встречали её – раненые, в разрушенных и сожжённых дотла городах, в чёрном дыму, среди огромного количества погибших людей. День Победы всегда будет одним из светлых и могучих праздников нашей страны. В памяти народа никогда не сотрутся горе и страдания, которые война принесла людям. Ученик читает стихотворение: Давно умолк войны набат, Цветут цветы в родном краю. Но будет вечно спать солдат, Что смертью храбрых пал в бою. Он сохранил тебе и мне, И человечеству всему Покой и счастье мирных дней. – Я прошу вас почтить память павших в боях минутой молчания. Второй ученик читает стихотворение Ю.Визбора: Помни войну! Пусть далека она и туманна. Годы идут. Командиры уходят в запас. Помни войну! Это, право же, вовсе не странно. Помни всё то, что когда-то Касалось всех нас. 10. Исполнение песни Д.Тухманова «День Победы». Учащиеся исполняют эту песню стоя. – Песня о победе своего рода «гимн Победе», звучит в миноре и интонации в ней печальные, почти скорбные. Ведь День Победы был не только днём торжества и радости, но и днём печали и слёз. Песня очень чутко отразила глубокую внутреннюю сложность Дня Победы. 3.Итог урока. Выставление оценок. – Наш урок – своеобразная «музыкальная композиция», посвящённая Дню Победы, не только прославляющая силу победившего Российского государства, но и напоминающая о том, что в мире ещё неспокойно, мир нужно беречь. Вопросы учащимся: 1. Как вы думаете, с какой целью, для чего мы рассматривали разные произведения искусства (музыки, литературы, живописи) о войне на сегодняшнем уроке? (С помощью разнообразных произведений искусства мы увидели, как изображена сила и мощь русского народа, победившего фашизм). 2. Почему мы тему войны и победы «связали» с темой четверти: «Музыкальная драматургия»? (Война – это драма. Благодаря разнообразным средствам музыки мы слышим, чувствуем глубокие размышления, боль о безмерных страданиях людей, которые хорошо показаны в музыке на примерах музыкальных образов в том или ином произведении). 4. Организация окончания урока.

Свежие документы:  Классный час в 1 классе «Светофор – хороший друг»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: