Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
г. Урая Тюменской области
Внеклассное мероприятие по химии 9 класса
«Семь грецких орехов»
подготовила
учитель химии и биологии
Глухих Светлана Анатольевна
г. Урай
2011г.
«Семь грецких орехов» (слайд № 1)
Методические рекомендации: внеклассное мероприятие под таким названием проводится для учащихся 8 — 9 классов. Перед началом внеклассного мероприятия кабинет оформляется красочными тематическими стенгазетами. Судит жюри.
Мероприятие включает 7 конкурсов: 1 конкурс – «Корзина вопросов», 2 конкурс – «Что лишнее?», 3 конкурс – «Я рисую натюрморт», 4 конкурс – «Стоп кадр», 5 конкурс – «Загадки», 6 конкурс – «Конкурс капитанов», 7 конкурс – «Эстафета».
Между 3 и 4 конкурсами проводится конкурс болельщиков.
Образовательные задачи:
закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках биологии, химии, географии;
вовлечение в словарный запас биологических, химических и географических слов и выражений;
развитие коммуникативных навыков;
осуществление межпредметных связей.
Коррекционные задачи:
развитие памяти, внимания;
развитие образного мышления;
развитие творческого воображения;
развитие восприятия;
повышение самооценки, снижение тревожности.
Воспитательные задачи:
воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;
развитие творческих способностей учащихся;
самореализация личности подростка в коллективе через внеклассную деятельность.
Цель данного мероприятия:
расширить интеллектуальный кругозор учащихся;
способствовать формированию умений логического мышления, навыков самостоятельности, умений самореализации.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа проектор, 3 воздушных шарика, 9 кеглей, 7 грецких орехов.
«Чтобы добраться до ядра грецкого ореха, нужно расколоть его скорлупу!»
(Восточная мудрость) (слайд № 2)
Ход мероприятия
Ведущий: «Добрый вечер, дорогие друзья!» Сегодня мы попытаемся добраться до вершин знаний, спрятанных в ядре грецкого ореха, расколов его скорлупу. А чтобы сделать это, вам потребуются знания из наук: биологии, химии. Следить за происходящими событиями будет компетентное жюри. В состав жюри входят (идет представление жюри). Итак, мы начинаем. Ядро грецкого греха надежно защищено окружающей его плотной скорлупой. В нашей корзине 7 грецких орехов — по числу проводимых конкурсов. Задача каждой команды — расколоть как можно больше орехов и набрать максимальное количество баллов.
Конкурс 1. «Корзина вопросов» (слайд № 3)
Ведущий: Каждой команде предлагается для разминки по 3 вопроса из области химии, биологии. На обдумывание отводится 10 секунд. Если команда не дает ответа, заработать может его команда соперница, давшая правильный ответ. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Вопросы 1 команде: (слайд № 4)
Какое озеро на территории России самое большое? (оз. Байкал)
Кто из животных бежит со скоростью на коротких дистанциях около100 км в час? (гепард)
Какого цвета оксид меди (II)? (черного)
Вопросы 2 команде: (слайд № 5)
Какой материк считают самым сухим? (Австралия)
Сколько хромосом в клетках человека? (46)
Какого цвета сульфат меди (II) (медный купорос)? (синий)
Вопросы 3 команде: (слайд № 6)
Какой материк считают самым большим? (Евразия)
Какое химическое название имеет витамин С? (аскорбиновая кислота)
Кто создал эволюционную теорию развития живых организмов? (Ч. Дарвин)
Вопросы 4 команде: (слайд № 7)
Сколько всего материков? (6)
Где обитаю яйцекладущие млекопитающие? (Австралия и прилегающие острова)
Кто открыл Периодический закон химических элементов? (Д.И. Менделеев)
Жюри оценивают первый конкурс и выставляют первые оценки.
Конкурс 2. «Что лишнее?» (слайд № 8)
Ведущий: Пока жюри подсчитывает заработанные командой баллы, я предлагаем расколоть 2 грецкий орех. Следующий второй конкурс называется: » Что лишнее?» На карточках написаны ряды слов. В каждом ряду есть одно лишнее слово. На карточке вы указываете класс и подчеркиваете лишнее слово. Карточки сдаете жюри. За каждое правильно выделенное слово вы получите по 2 балла.
1 ряд слов: летучая мышь, голубь, страус, бабочка, белка- летяга
2 ряд слов: пчела, муха, медведка, колорадский жук, саранча
3 ряд слов: сера, цинк, хлор, азот, кислород
4 ряд слов: степь, пустыня, тропики, огород, тундра
После конкурса делается проверка и объясняется, почему эти слова являются лишними. (слайд № 9)
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
Конкурс 3. «Строгой химички» (слайд № 10)
Ведущий: Итак, 2 грецких ореха расколоты, на очереди- 3 орех. Скорлупа этого ореха очень прочная, чтобы ее расколоть потребуются усилия каждого участника команды. Я прочитаю вам шуточное стихотворение «Правила игры от очень строгой химички». Ваша задача нарисовать комикс с правилами ТБ и поведения в кабинете химии.
Конкурс 4. «Великие химики». (слайд № 11)
Вопросы : «Великие химики»
Этап проходит в форме аукциона. Максимальное количество баллов, которое может набрать команда, — 5, при условии, что по первой же подсказке называет имя ученого-химика. При использовании второй подсказки — 4 баллов, и так далее до 0.
Баллы | Подсказка | |
1 | 5 | Этот российский ученый родился 8(19) ноября в д.Денисовка в семье помора. В 19 лет ушел учиться. С 1731 года учится в Славяно-греко-латинской академии в Москве, с 1735 в Академическом университете в Санкт-Петербурге, в 1736-41 в Германии. |
2 | 4 | Основоположник металлургии в России, организовал производство стекла /ныне это Ленинградский фарфоровый завод/, занимался мозаикой. Из его 40 работ сохранилось 23. Они находятся в Русском музее, Эрмитаже, Историческом музее. |
3 | 3 | Ученый – естествоиспытатель, энциклопедист, основоположник физхимии; поэт, заложивший основу современного русского языка; художник, историк, поборник русского в науке, в просвещении. |
4 | 2 | Описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Подчеркивал важность исследования Северного морского пути, освоения Сибири. |
5 | 1 | Создатель первого в России университета и сам являлся университетом. За открытие закона «Сохранение массы веществ и энергии» был предан анафеме церковью. К тому же в те времена ценилась борода, а он был безбородый |
Ответ: Михаил Васильевич Ломоносов. |
|
|
1 | 5 | Он родился 8 февраля в городе Тобольске в семье директора местной гимназии и был семнадцатым ребенком в семье. |
2 | 4 | Исследуя верхние слои атмосферы, он в 1887 году один, без пилота, поднялся на воздушном шаре для наблюдения солнечного затмения. |
3 | 3 | Он с полным правом может считаться отцом химизации отечественной промышленности и сельского хозяйства. На основании детального изучения сырьевой топливной базы России он опубликовал ряд химико-экономических исследований и статей о необходимости подъема отечественной каменноугольной и нефтяной промышленности. |
4 | 2 | В своем труде “Основы химии” он впервые обобщил и систематизировал огромное число разрозненных химических фактов и наблюдений, заложив фундамент здания современной химической науки. |
5 | 1 | В 1869 году, в возрасте 35 лет, сделал великое открытие, суть которого в том, что “Свойства элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от атомной массы элементов”. |
Ответ: Дмитрий Иванович Менделеев
|
|
|
Жюри подводят итоги после конкурса болельщиков.
Ведущий: время на работу команд закончилось.Комиксы отдаем жюри.
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
Конкурс 5. «Стоп — кадр» (слайд № 12)
Ведущий: А пока жюри подводит итоги конкурса, мы переходим к конкурсу » Стоп- кадр». Если команда справится с ним, то ей удастся расколоть 4 орех и еще на один шаг приблизиться к вершине знаний. Для участия в конкурсе приглашаются 2 человека. Перед вами 10 предметов. (слайд № 13) Вам предстоит за 1 минуту надо запомнить как можно больше предметов. За каждый угаданный предмет участник команды получает 1 балл.
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
Конкурс 6. «Загадки» (слайд № 14)
Ведущий: А мы переходим к 5 конкурсу нашего вечера » Загадки». Вам предлагается по очереди отгадать загадки по биологии, химии и географии. За каждую угаданную загадку команда получает 1 балл, если команда не может ответить, то право заработать этот балл предоставляется следующим командам.
Загадки по биологии
Изба белена, а маковка зелена. (Берёза) (слайд № 15)
Вьётся верёвка, на конце — головка. (Змея) (слайд № 16)
Рот есть — не говорю, глаза есть — не мигаю. (Рыба.) (слайд № 17)
На ветках — плотные комочки в них дремлют клейкие листочки. (Почки.) (слайд № 18)
Загадки о химических элементах
Я светоносный элемент.
Я спичку вам зажгу в момент.
Сожгут меня – и под водой
Оксид мой станет кислотой. (P) (слайд № 19)
У меня дурная слава:
Я – известная отрава.
Даже имя говорит,
Что я страшно ядовит. (As) (слайд № 20)
Я – металл серебристый и легкий,
И зовусь “самолетный металл”,
И покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня кислород не достал. (Al) (слайд № 21)
Прославлен всеми письменами
Металл, испытанный огнем.
Манил к себе людей веками.
Алхимик жил с мечтой о нем. (Au) (слайд № 22)
Загадки по географии.
Шар не велик, лениться не велит,
Если знаешь предмет,
то покажешь весь свет. (Глобус) (слайд № 23)
Море есть — плавать нельзя,
Дороги есть — ехать нельзя,
Земля есть — пахать нельзя
Луга есть — косить нельзя. (Карта) (слайд № 24)
По морю идёт, идёт, а до берега дойдёт – тут и пропадёт. (Волна.) (слайд № 25)
Не море, не земля,
Корабли не плавают, а ходить нельзя. (Болото) (слайд № 26)
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
Конкурс 7. «Конкурс капитанов» (слайд № 27)
Ведущий: Наступает время одного из основных конкурсов вечера » Конкурса капитанов» Капитанам предстоит расколоть скорлупу предпоследнего 6 ореха. Им предстоит 2 задания. Я читаю вам Стихотворение Н.Огарева. Вам предстоит определить, о чем идет речь. С какой наукой это связано? (слайд № 28 )
В убогой келье в час ночной сидел монах один седой.
Свеча горела перед ним, он пальцем тощим и сухим в фолианте лист уж пожелтелый ворочал тихо и несмело.
Потом реторту робко взял и горн с усильем раздувал.
Кипела жидкость; смрад и дым носились в воздухе над ним.
Но труд, надеждою богатый, был тщетен, вновь — не вышло злата.
Еще бледнее стал старик и головой на грудь поник.
«Я целый век мой с юных лет жить для науки дал обет.
Я сердца сжал в себе движенья, отверг любовь и наслажденья.
Да судит Бог! Я не искал, когда я злато добывал, ни денег, ни людских похвал.
В природе лишь узнать желал я пульса каждое биенье и тайный ход всего творенья.
Трудился днем, не спал ночей! И черный лоск моих кудрей уже давным-давно сбежал, и ничего я не узнал!
К чему ж я был влеченью верен? Надежды нет — мой труд потерян!»
Старик средь гнева и тоски разбил реторту на куски;
и книгу сжег, и на пол пал, закрыл глаза и не вставал:
И только смрадный дым из горна над ним носился клубом черным.
Наука – АЛХИМИЯ, получение ФИЛОСОФСКОГО КАМНЯ.
2 задание.
Ведущий: Вопросы 2 задания приносят капитанам от 1 до 5 баллов в зависимости от использованных подсказок. Ответ после первой подсказки оценивается в 5 баллов, после второй — в 4 балла и т.д.
(слайд № 29)
5 баллов. Многокамерные раковины фораминифер, которые почти сплошным слоем покрывают море Лаптевых, состоят из соединений этого элемента.
4 балла. В организме человека содержится примерно 1 кг этого элемента.
3 балла. Потребляя молоко, мы примерно на 80 % удовлетворяем потребность в этом элементе.
2 балла. Его можно обнаружить в » сталактитовом» лесу среди » сталагмитовых деревьев»
1 балл. Соединением этого элемента мы пишем на доске. (кальций)
(слайд № 30)
5 баллов. В организме человека его содержится около 3 г, преимущественно в жидкой соединительной ткани.
4 балла. По распространению в земной коре он уступает лишь кислороду, кремнию и алюминию.
3 балла. Первоначально источником соответствующего этому элементу простого вещества были упавшие на Землю метеориты, которые содержали его в чистом виде.
2 балла. Первобытный человек стал использовать орудия из этого вещества за несколько тысячелетий до н.э.
1 балл. В честь этого элемента был назван целый период человеческой истории. (железо)
(слайд № 31)
5 баллов. Образованное им простое газообразное вещество оказывает сильное раздражающее действие на слизистую оболочку глаз и дыхательную систему.
4 балла. Входит в состав некоторых гербицидов, пестицидов и инсектицидов.
3 балла. Простое вещество представляет собой двухатомные молекулы желто-зеленого цвета.
2 балла. Войска Антанты и германские войска применяли это вещество в боевых действиях.
1 балл. Соединение этого элемента используют для дезинфекции воды в плавательных бассейнах. (хлор)
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
(слайд № 32)
Жюри объявляет результаты и подводит итоги.
(слайд № 32)
Используемая литература:
1. О.С. Габриелян «Химия» 9 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.
2. Г.И. Штремплер, Г.А. Пичугина «Дидактические игры при обучении химии», М.: Дрофа, 2003.
3. Картинки (автор и источник заимствования неизвестен)
4. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология: введение в общую биологию и экологию. 9 класс М.: Дрофа, 2008
8