Открытый урок по истории: «Деятельность П.А. Столыпина»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 с.Октябрьское»





Открытый урок по истории:



«Деятельность

П.А. Столыпина».















Подготовила: Тотрова Лариса Казбековна,

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 1 с.Октябрьское







Тема урока: « Деятельность П. А. Столыпина»

Данный материал широко раскрывает реформаторскую деятельность П.А. Столыпина. Помогает учащимся в более доступной форме понять смысл реформ начало 20 века и само личность великого реформатора в период 1906 — 1911 годов.

Цели урока : 1) изучить личность П.А. Столыпина как политического и экономического деятеля в историческом контексте; 2) развить способности анализировать обобщать и выделять из теста важные факты; 3) прививать учащимся интерес к выдающимся деятелям нашей страны, ярким примером которых является П.А. Столыпин.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний ( Урок- дискуссия)

Оборудование: ПК, Презентация , учебник, портрет П.А.Столыпина, дополнительная литература, карта.

ПЛАН УРОКА: 1. Организационный момент. 2. Вводная часть А) доклад на тему: « Личность П.А.Столыпина». 3. Работа над новым материалом. 4. Подведение итогов. 5. Домашнее задание.

ХОД УРОКА; 1. Организационный момент.

Пётр Арка́дьевич Столы́пин (2 [14] апреля 1862,[1] Дрезден, Саксония — [18] сентября 1911, Киев) — государственный деятель Российской империи. В разные годы занимал посты уездного предводителя дворянства в Ковно, Гродненского и Саратовского губернатора, министра внутренних дел,премьер-министра.

В российской истории начала XX века известен в первую очередь как реформатор и государственный деятель, сыгравший значительную роль в подавлении революции 1905—1907 годов[2][3][4]. В апреле 1906 года император Николай II предложил Столыпину пост министра внутренних дел России. Вскоре после этого правительство было распущено вместе с Государственной думой I созыва, а Столыпин был назначен новым премьер-министром.

На новой должности, которую он занимал вплоть до своей гибели, Столыпин провёл целый ряд законопроектов, которые вошли в историю какстолыпинская аграрная реформа, главным содержанием которой было введение частной крестьянской земельной собственности. Принятый правительством закон о военно-полевых судах ужесточал наказание за совершение тяжких преступлений. Впоследствии Столыпина резко критиковали за жёсткость проводимых мер. Среди других мероприятий Столыпина на посту премьер-министра особое значение имеют введение земства в западных губерниях, ограничение автономии Великого княжества Финляндского, изменение избирательного законодательства и роспуск II Думы, положившие конец революции 1905—1907 годов.

Во время выступлений перед депутатами Государственной думы проявились ораторские способности Столыпина. Его фразы «Не запугаете!», «Сначала успокоение, потом реформы» и «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия» стали крылатыми.

Свежие документы:  Урок по теме: "Первая Мировая война»"

Из личных черт характера современниками особенно выделялось его бесстрашие[5][6][7]:150. На Столыпина планировалось и было совершено 11 покушений. Во время последнего, совершённого в Киеве Дмитрием Богровым, Столыпин получил смертельное ранение, от которого через несколько дней умер.

2. Вводная часть. Учитель ; История не складывается из случайностей, история не творится безличными силами, выражающимися в действиях и настроениях масс. История – непрерывное череда поступков множества личностей , каждая из которых формируется в определённых общественных условиях .Очевидно, что в истории России за первые годы 20 века с исключительной силой поступила личность именно П.А.Столыпина. С чего началась история его жизни , мы сейчас узнаем из доклада.

А) ДОКЛАД НА ТЕМУ: « Личность П.А.Столыпина». Столыпин Пётр Аркадьевич (1862-1911) начал свою карьеру в Министерстве внутренних дел. В 1899 году Столыпин стал ковенским губернским предводителем дворянства, а в 1902 году был назначен гродненским губернатором. Постепенно потомок старинного рода сумел ярко проявить себя на государственной службе . С 1903 года Столыпин занял пост губернатора одной из самых беспокойных поволжких губерний- Саратовской. В разгар революций 1905 года Столыпин проявил себя умным, распорядительным администратором. Он мог поддержать порядок в губернии и избежать кровопролития. Продвигаясь по службе , Столыпин 26 апреля 1906 года был назначен министром внутренних дел в правительстве Горемыкина. За день до « разгона» думы 8 июля 1906 года Столыпин был назначен представителем Совета министров и при этом сохранил за собой пост министра внутренних дел. Возглавив правительство, Столыпин стал проводить борьбу с революцией с ещё более решительно. 12 августа 1906 года на него было совершено покушение на Аптекарском острове ( здесь проживала его семья). От взрыва погибли 27 человек и многие получили ранения. Потрясённый этими событиями , Столыпин 19 августа в экстренном порядке подписал указ о военно- полевых судах. Суть которого заключалось в том, что судо производство над революционерами должно совершаться в рамках 48 часов, а исполнение приговора – в 24 часа. Таким образом, с августа 1906 – по апрель 1907 года было вынесено 1102 смертных приговора . После неоднократных попыток думы отменить эти суды Столыпин чётко заявил : « Умейте отличать кровь на руках от крови на руках палача». Потом член ЦК кадетской партии А. Тыркова отметила: « На этот раз правительство выдвинуло человека сильного и даровитого. С ним нам придётся считаться».

Свежие документы:  Проект для 6 класса на тему: "Любовь к Родине"

3. Работа над новым материалом.

Учитель: Да, Столыпин — человек энергичный. Благодаря этим качествам он смог подавить революцию. Но он был убеждён , что для стабилизации положения в России недостаточно карательных мер « Революция, – считал он, – болезнь ненаружная , а внутренняя ,и одними наружными лекарствами её не вылечишь». Столыпин полагал, что осуществляя программу преобразований , он сможет « вылечить» Россию. Какова была расстановка политических сил в этот период?

Ученик : Столыпин, проводя новый политический курс « порядок и реформы», попал в сложную ситуацию . С одной стороны , революция была подавлена , но волнения в обществе остались. Большая часть населения не доверяла власти. Также были недовольные со стороны революционеров и буржуазной оппозиции. Последние выступали против карательных действий правительства. С другой стороны Столыпин подвергался большой критике со стороны черносотенцев . Он не давал черносотенцам полной воли, держал их под контролем, чтобы избежать погромов и кровопролития. Столыпин не был лишён поддержки. Октябристы глубоко верили в его курс. Это были богатые и влиятельные люди: крупные предприниматели, помещики. В итоге получилось, что левые и правые критиковали Столыпина , а центр был готов оказать самую мощную поддержку .

Учитель: Каким образом развивалась ситуация вокруг Государственной Думы?

Ученик: В подобной сложной ситуации вокруг Государственной Думы главным стал вопрос о судьбе думы. Черносотенцы, поддерживающие разгон Второй Думы, настаивали на необходимости окончательно избавиться от этого учреждения. Они стремились вернуться к самодержавию. Столыпин , наоборот, считал , что дума чрезвычайно полезна для поддержания порядка в стране. Выборы депутатов , думские прения давали понять массам , что о них думают и заботятся. Но дума должна стать управляемой со стороны власти, попасть под её контроль. Для того чтобы осуществить эти планы Столыпин 3 июня 1907 года принимает новый избирательный закон.

Учитель: Третьеиюньский государственный переворот; Какие произошли изменения в думе благодаря новому закону?

Ученик: 3 июня 1907 года новый избирательный закон полностью перераспределил число выборщиков в пользу помещиков и буржуазии. Теперь один голос помещика приравнивался к 4 голосам крупной буржуазии, 68 мелкой буржуазии, 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих. 1 ноября 1907 года . На своё первое собрание собралась Третья Государственная Дума. В новой думе по составу превосходили Октябристы ( 154) и Монархисты (147). Кадеты получили 54 мандата , социал- демократы – 19. Теперь, когда состав думы стал наилучшим правительство смогло представить аграрный законопроект на утверждение.

Свежие документы:  Конспект урока по истории "Племенные союзы и древние государства на территории Казахстана" 10 класс

Учитель: Рассмотрим аграрную реформу Столыпина. Каковы её основные направления и итоги?

Ученик: Основная направленность аграрной реформы – разрушение общины. В новых указах появляющихся в период с 1907 – 1911 год; правительство чётко обозначило свои цели — земли закрепить за отдельными хозяевами общины. Крупных хозяев нацеливали на превращение своих хозяйств в независимые друг от друг хутора. За 1907 – 1914 года из общины выделилось 2,5 млн крестьян ( 22% всех крестьянских хозяйств). Ещё одно направление , которое также было нацелено на укрепление зажиточных крестьян, — это создание Крестьянского банка. Он был посредником между помещиками , которые хотели продать свои земли, и крестьянами , желавшими купить их. Так, банк способствовал переходу помещичьих земель в руки сельской буржуазии. Причём это осуществлялось в свободной форме, путём купли – продажи и на выгодных условиях для помещиков. А крестьянам банк предоставлял на льготных условиях суды для этой покупки. Ещё одна проблема стояла перед Столыпиным – сельская беднота. По его мнению, решение этой проблемы заключалось в массовом переселение людей. Этим Столыпин рассчитывал с одной стороны, ослабить нехватку земель в центральных губерниях, а с другой – переместить ожесточённую часть населения на окраины России, подальше от помещичьих имений. Большая часть людей переселилась в Сибирь.

Учитель: Как мы видим, Столыпину удалось многое сделать за свою жизнь, но многое так и не успел. Он не решил главную свою задачу – расширить социальную опору за счёт зажиточных крестьян. В 1911 году Столыпин был убит в Киеве. Ещё при жизни главы правительства стало понятно, что его политика , успокоившая только на время Россию, не могла предотвратить нового революционного взрыва. Уже 1910 году опять появилась забастовочное движение, которое усилилось к 1911 году. Тоже и происходило и в среде студенчества и демократической интеллигенции. Прошла крупная забастовка на Ленских приисках в 1912 году, расстрелянная воинской командой. Начались волнения в армии и на флоте. Как итог- восстания в Троицких лагерях под Ташкентом. В дальнейшем революционное движение продолжало неудержимо нарастать.

4. Подведение итогов.

Учитель: На сегодняшнем уроке мы узнали Столыпина , как сильную личность и хорошего политического деятеля. Для закрепления материала ответьте на следующие вопросы:

А) Дайте характеристику Столыпину , как политическому деятелю?

Б) Какие цели преследовало аграрная реформа?

В) Почему Столыпинская политика в итоге потерпела неудачу?

5. Домашнее задание

Мини-эсссе по теме : « Реформы П.А. Столыпина».



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: