План изучения семьи
Общие сведения о ребенке.
Ф.И. ребенка _____________________________________________ пол _________________
Дата рождения____________________________________________ Дата заполнения _____
Общие сведения о родителях.
Мать: Ф.И.О. _________________________________________________________________
Возраст _____________________ Образование _____________________________________
Место работы _________________________________________________________________
Увлечение, интересы ___________________________________________________________
Отец: Ф.И.О. __________________________________________________________________
Возраст _____________________ Образование _____________________________________
Место работы _________________________________________________________________
Увлечение, интересы ___________________________________________________________
Другие члены семьи, проживающие с ребенком в данный момент.
Бабушка: Ф.И.О. ______________________________________________________________
Увлечение, интересы ___________________________________________________________
Дедушка: Ф.И.О. ______________________________________________________________
Увлечение, интересы ___________________________________________________________
Другие взрослые: Ф.И.О. _______________________________________________________
Братья, сестры ______________________________________________Возраст ___________
Член семьи, преимущественно выполняющий воспитательную функцию _______________
Жилищно-бытовые условия.
Отдельная квартира или комната,
Наличие у ребенка своей комнаты или уголка в общей комнате.
Особенности взаимоотношений между взрослыми членами семьи.
гармоничные отношения;
конфликтные отношения;
изменчивые, противоречивые отношения;
автономность каждого члена семьи.
Особенности отношения взрослых членов семьи к ребенку.
дружелюбное — враждебное;
чуткое — равнодушное;
доверительное — недоверительное;
эмоционально близкое — отвергающее;
заботливое — гиперопекающее — гипоопекающее;
разумное удовлетворение потребностей ребенка — удовлетворение всех прихотей ребенка;
разумно требовательное — чрезмерно или недостаточно требовательное;
вера в ребенка — неверие в силы ребенка или его идеализация.
Приоритеты семьи в воспитании ребенка.
а) здоровье и физическое развитие;
b) развитие нравственных качеств;
c) развитие умственных качеств;
d) развитие художественных способностей;
e) Раннее обучение.
Особенности воспитательных воздействий.
участие всех взрослых в воспитании, согласованность их воздействия;
непоследовательность, несогласованность в воспитании, конфликты по поводу воспитания;
отсутствие воспитания как целенаправленного воздействия.
Преобладающие приемы воспитательного воздействия на ребенка.
напоминание — ситуация свободного выбора — понимание;
просьба — поручение — сочувствие;
совет — разъяснение — контроль;
намек — инструктаж -поощрение;
порицание -убеждение — наказание;
распоряжение -рассказ -осуждение;
требование установка — беседа -нотация;
предостережение -увещевание -указание;
запрещение -внушение -запрет;
угроза -пример взрослого — окрик;
приказ — пример сверстника — оценка;
приказ альтернатива -соревнование.
Организация совместных форм деятельности в семье.
участие ребенка в семейных делах;
эпизодическое привлечение ребенка к семейным делам;
изоляция ребенка от семейных забот и дел.
Участие родителей в детских видах деятельности (в игре, лепке, чтение художественной литературы и т.д.)
эпизодическое;
систематическое;
отсутствие участия.
Позиция взрослых членов семьи при организации совместных с ребенком форм деятельности.
партнерская позиция;
позиция руководителя;
пассивная позиция.
Видение родителями положительных и отрицательных сторон своего воспитательного воздействия на ребенка.
Наличие психолого-педагогических знаний, практических умений родителей.
достаточность знаний и умений;
ограниченность знаний и умений;
отсутствие знаний и умений.
Отношение семьи к образовательному учреждению.
высоко оценивают образовательные возможности детского сада;
настороженно и недоверчиво относятся к детскому саду;
безразлично относятся к детскому саду.
Позиция родителей при взаимодействии с детским садом.
проявляют инициативу, готовы сотрудничать;
принимают участие в жизни детского сада лишь по просьбе воспитателя;
не считают нужным принимать участие в воспитательно-образовательном процессе детского сада.