Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
№160 с углублённым изучением английского языка Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Классный час для 5 класса «Основы конституционного строя, права и обязанности граждан в Конституции РФ»
Учитель истории и обществознания ВКК
Алексеева Светлана Алексеевна
Санкт-Петербург
2013
Методическая разработка по изучению Конституции России
Предмет: классный час
Тема: Основы конституционного строя, права и обязанности граждан в Конституции РФ
Класс: 5
Количество часов: 1
Цель урока: на основе актуализации и конкретизации знаний учащихся о правах и обязанностях граждан РФ, отражённых в основном законе, выделить и обосновать важность Конституции для каждого человека.
Форма классного часа:
Групповая работа
Оборудование:
1. Текстовый раздаточный материал (учащиеся работают с ним на уроке)
2. Толковые словари на каждую группу
3. Компьютеры с интернетом (оптимально – кабинет информатики)
4. Цветные полоски бумаги для формирования групп
5. Мультимедиа-проектор (при варианте проведения классного часа с презентацией)*
*Примечание: данный урок можно проводить без использования просмотра презентации, просто с устным разбором итогового выбора учащихся. При работе с презентацией на слайдах отображаются утверждения, с которыми работали учащиеся, а по щелчку отображаются статьи, которые подтверждают или опровергают суждение.
Информационные ресурсы:
Требования к оборудованию:
Классный час проводится в кабинете информатики или с использованием мобильного компьютерного класса (если нет, то нужно иметь несколько (5-6) сборников Конституции).
Ход классного часа
Характеристика этапа | Описание работы | Время | |
I | Организационный | Класс делится на группы по 5-6 человек путём вытягивания цветной полоски бумаги (чтобы группы были «смешанного» состава, это способствует обучению эффективной работе в коллективе). | До начала |
II | Вводная беседа | Фронтальная беседа с классом о том, что такое Конституция, что в ней содержится, когда она была принята. В беседе необходимо выйти на определение Конституции как основного закона РФ, обсудить, что именно на взгляд учащихся должно быть отражено в главном законе страны. На этом этапе ставится цель урока и объяснение хода работы. В беседе же ставится основной вопрос – важна ли Конституция для России в целом и каждого гражданина страны в частности. * При работе с презентацией данный этап можно разделить на два – открыть первый слайд презентации с символикой РФ и сначала спросить учащихся, как они считают, о чём пойдёт разговор на классном часе, а затем уже сообщить тему и провести вводную беседу. В конце этого этапа из групп нужно выбрать по два человека для работы за компьютером. | 8 минут |
III | Самостоятельная работа учащихся | 1) По два человека от каждой группы садятся за компьютеры (парами). Они получают текст с пропущенными словами (см. Приложение). Задание: при помощи работы с сайтом https://www.constitution.ru/ на основе подсказок, содержащихся в тексте, нужно заполнить пропуски. 2) В это же самое время остальные участники группы работают с другим заданием. Каждая группа получает:
Задание: согласиться или не согласиться с высказываниями. При необходимости расшифровки незнакомых понятий воспользоваться толковым словарём. | 15 минут |
|
| 3) После того, как все выполнят свои задания, группы вновь садятся вместе. На руках у каждой группы должны быть: 1. Лист с текстом, где заполнены все пропуски; 2. Лист с высказываниями, где каждое высказывание помечено + или – Задание: при помощи текста, с которым работали участники группы за компьютерами, уточнить свои решения относительно высказываний и обосновать их статьями Конституции РФ. | 10 минут |
IV | Фронтальная проверка заданий, обсуждение | Вариант 1 (без презентации). Устное обсуждение каждого высказывания. Каждая группа получает возможность ответить и обосновать свой выбор. Если делаются ошибки – другая группа имеет возможность поправить. 2 вариант (с презентацией) Презентация построена так, что при смене слайда на экране только высказывание. Оно оценивается одной из групп, а по щелчку изменяется цвет высказывания: красный – высказывание верное, зелёный – высказывание не верное. Затем устно группа обосновывает выбор, на экране по щелчку открывается статья, при помощи которой делается уточнение (кроме слайда о количестве субъектов – статья 65 п.1 на слайд помещается полностью, но с классом не зачитывается, количество подтверждают те, кто работал за компьютерами). | 10 минут |
V | Итоговая беседа | Обобщение. Беседа о том, что именно отражено в Конституции (основные права и обязанности граждан, устройство государства), чем это важно для страны и каждого отдельного человека. В конце беседы нужно выйти на личную значимость, спросить о том, что лично для вас было важным, удивило, поразило и пр. | 2 минуты |
Технологическая карта классного часа (вариант с презентацией)
Методическая подструктура классного часа | Признаки решения дидактических задач | |||||
Методы обучения | Форма деятельности | Методические приемы и их содержание | Средства обучения | Способы организации деятельности | ||
I Организация класса | Словесный, мотивации учебной деятельности | Организация рабочих групп | Игровой прием (вытягивание цветной полоски) | Цветные полоски бумаги, цветные соответствия на столах | фронтальный | Активация навыков работы в группе |
II Актуализация знаний
| Наглядный, словесный, познавательный
| Просмотр слайда, беседа | Прием решения смысловой задачи при обсуждении оформления слайда | Мультимедийная презентация | Фронтальный
| Мотивация деятельности |
III Сообщение темы кл. часа
| Проблемный | Беседа, дискуссия | Приемы создания проблемной ситуации и её решения | Мультимедийная презентация | Фронтальный | Целевая установка |
IV Работа над новым материалом |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а) Работа 2-х человек от группы за компьютерами с сайтом «Конституция РФ» | Проблемный, частично-поисковый | Самостоятельная работа с интернет-источником | Приём решения задачи (заполнить пустые вставки в текст) | Учебный текст, интернет-источник | Групповая работа | Формирование умения находить нужную информацию по указаниям в тексте, навыка использования ИКТ |
б) Работа групп с высказываниями и вспомогательной литературой | Проблемный, частично-поисковый | Самостоятельная групповая работа | Приём совместного решения проблемы (согласие с утверждением, поиск значения незнакомых слов) | Проблемные высказывания, толковый словарь | Групповая работа | Формирование коммуникативных навыков, формирование умения находить недостающую для принятия решения информацию в дополнительной литературе. |
Работа групп с высказываниями – уточнение предположений, сопоставление со статьями Конституции | Проблемный, частично-поисковый | Самостоятельная групповая работа | Приём совместного решения проблемы (согласие с утверждением, сопоставление с текстом, содержащим ответы на вопросы) | Проблемные высказывания, текст с заполненными пропусками. | Групповая работа | Формирование коммуникативных навыков, формирование умения находить подтверждающую решение информацию в тексте. |
V Рефлексия
| Познавательно-рефлексивный | Работа с презентацией и ответами учащихся | Прием совмещения устной и письменной рефлексии | Цветные ручки, мультимедийная презентация | Фронтальный | Формирование умения обосновывать принятое решение, умение оценить правильность своего решения |
VI Итог урока
| Словесный | Беседа | Приём устного обобщения материала |
| Фронтальный | Активизация необходимых знаний о Конституции РФ |
Приложения
Приложение 1
Согласитесь ли вы со следующими высказываниями?
1. Российская Федерация – это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.
3. Российская Федерация состоит только из республик.
4. Если уехать из Санкт-Петербурга, например, во Владивосток, то уже не будешь обладать теми правами, которые были в Санкт-Петербурге.
5. Мужчина имеет больше прав, чем женщина в выборе работы, месте жительства и в другом.
6. Не каждый имеет право на жизнь.
7. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
8. Человек имеет право не впустить в своё жилище представителей судебной власти.
9. Разрешена пропаганда чего угодно, потому что в РФ каждому гарантируется свобода мысли и слова.
10. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
11. Родители не обязаны заниматься воспитанием детей.
12. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
13. Каждый обязан получить высшее образование.
14. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
15. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
16. Идти в армию и защищать Отечество – это право, а не обязанность.
17. В состав Российской Федерации входит более 80 субъектов.
18. Море и воздушное пространство над Россией входит в её территорию.
19. Государственными символами РФ являются флаг, герб и гимн, их использование определяется конституционным законом.
20. Президент Российской Федерации является главой государства.
21. Любой взрослый гражданин РФ может стать президентом.
22. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет.
Приложение 2.
Заполните пропуски
«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Так сказано во 2 статье Конституции Российской Федерации. Конституция Российской Федерации – это основной закон Российской Федерации. В ней отражены главные принципы устройства нашего государства, права и обязанности граждан.
В 1 статье говорится, что «Российская Федерация – Россия есть _____________________ федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Там же сказано, что у Российской Федерации есть второе имя — ___________.
Российская Федерация состоит из ________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________ — говорится в 5 статье Конституции.
Где бы на территории Российской Федерации не находился гражданин РФ, говорится в 6 статье, он обладает ____________________________ и несёт равные ________________. Территория России велика, в статье 67 говорится, что «Территория Российской Федерации включает в себя __________________________________________________
________________________________________________________________________». Все субъекты РФ перечислены в статье 65. Всего их ________. Главой Российской Федерации является _____________________. Об этом говорится в статье 80. Статья 81 гласит, что «Президент Российской Федерации избирается сроком на ____». Президентом РФ может быть избран гражданин __________________________ не моложе ______ лет, который __________________________________ в РФ не менее 10 лет. Один и тот же человек может избираться президентом подряд только ____ срока.
В Конституции определены основные права и обязанности граждан Российской Федерации. Статья 19 определяет, что все граждане равны перед _____________. Там же говорится о том, что мужчины и женщины ________________________________________
_____________________________________________________________________________. В статье 20 и 22 говорится, что все имеют право на ___________ и на ______________ и личную _____________________________. В статье 25 указано, что жилище неприкосновенно, т.е. никто _____________________________________________________
_____________________________________________________________________________.Как сказано в статье 29, «каждому гарантируется свобода мысли и слова», но пропаганда или агитация, которые разжигают ненависть и вражду _____________________________.
Особая статья отведена в Конституции семье – это статья 38. Там сказано, что материнство и детство _________________________________________________________. Родители и имеют право и обязаны ______________________________________________, а взрослые дети должны ________________________________________________________.
В статье 43 говорится о том, что на образование имеет право ______________.
Помимо прав в Конституции говорится об обязанностях граждан. В статье 57 сказано, что граждане обязаны ______________________________. В статье 59 говорится, что долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации является __________________________. Особенной является статья 58, в которой говорится, что _____________________________
_____________________________________________________________________________.
Также в Конституции закреплены основные символы государства — ___________________
_____________, о них говорится в статье 70.
Конституция Российской Федерации была принята всеобщим голосованием многонационального народа России 12 декабря 1993 года, сейчас этот день является государственным праздником.
Приложение 3
Статьи, необходимые для оценки высказываний и заполнения пропусков (для учителя)
Статья 1
1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.
Статья 5
1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.
Статья 6
2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
Статья 14
1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Статья 19
1. Все равны перед законом и судом.
3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Статья 20
1. Каждый имеет право на жизнь.
Статья 22
1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
Статья 25
Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Статья 29
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Статья 38
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.
3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Статья 43
1. Каждый имеет право на образование.
Статья 57
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Статья 60
Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
Статья 65
1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:
Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия;
Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;
Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;
Москва, Санкт-Петербург — города федерального значения;
Еврейская автономная область;
Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.
Статья 67
1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
Статья 70
1. Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.
Статья 80
1. Президент Российской Федерации является главой государства.
Статья 81
1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.