Тема:
«ОБЩИЕ СВОЙСТВА ОБЪЕКТОВ ОДНОГО КЛАССА. ВЫДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТА ИЗ КЛАССА»
Цели: закрепить навыки группировки объектов на основе выделения общих свойств; формировать умение выделять общие свойства объектов одного класса;
учить находить признаки, выделяющие предмет из ряда однородных;
развивать конструктивное мышление, память, внимание;
воспитывать самостоятельность, взаимопомощь.
Оборудование: Учебник-тетрадь для 3 класса «Информатика в играх и задачах»; презентация; мяч.
Ход урока.
Оргмомент: Здравствуйте, ребята, мне очень приятно вас видеть. Сегодня мы будем работать под девизом: «Я смогу! Я сделаю! У меня всё получится!» (слайд 1)
I. Проверка домашнего задания.
— Ребята, на прошлом уроке вы научились выделять объекты, относящиеся к одному классу.
— Давайте поиграем в знакомую уже нам игру – в слова (придумывают слова на о). (слайд 2)
(Спросить нескольких учеников.)
2. Проверка задания 14. Решить кроссворд.
— Как звучит второй вопрос кроссворда?
-Какие части дерева вы знаете? О какой части дерева идет речь в этом вопросе? Как вы догадались? (По вписанной букве.)
— Расскажите, как вы угадали остальные слова.(слайд 3)
II. Изучение новой темы «Общие свойства объектов одного класса. Выделение объекта из класса».
1.Подготовительная работа.
— Ребята, кого вы видите на экране? (слайд 4)
— Как их можно назвать одним словом? (Животные.)
— Так и назовем этот класс.
— Сейчас я назову следующий признак, а вы должны найти тех животных, которые им обладают.
Учитель читает: «Домашние», «Живет в лесу»; «Травоядное»; «Есть рога».
На экране: (Слайды 5,6,7)
Животные живёт в лесу травоядные есть рога
|
| ||
Волк волк |
|
|
|
Олень олень олень олень Лиса лиса |
|
|
|
кошка |
| Заяг | Олень |
Корова
— О каком животном я говорила? (Об олене.)
— Сколько классов у нас получилось? (4.)
— Назовите общее свойство первого класса? (Животное.)
— Что общего у животных 2-го, 3-го классов? (Среда обитания.)
— Какое животное вошло во все классы? Почему? (Олень обладает всеми признаками.)
— Как вы догадались, что я загадала оленя, а не зайца? (У оленя есть рога.)
— Ребята, в данном случае «есть рога» — отличительный признак, по которому мы выделили оленя.
— А какой отличительный признак можно назвать, чтобы выделить лису? (Рыжая, хитрая и т. д.)
(слайд 8)
2. Общее свойство объектов. Как можно назвать все эти объекты вместе? (Птицы.)(слайд9)
— Что у любой есть? (Дети называют признаки по цепочке и записывают в таблицу.)(слайд10)
— А теперь задание сложнее: вам нужно определить, что любая птица может делать.(слайд 11)
— Все ли эти птицы могут летать? (Нет.) Подходит ли это свойство? (Нет, так как пишем только то, что могут делать все.)
III. Физкультминутка для глаз. (слайд 12-13)
IV. Работа в тетради.
3. Выделение объекта из класса.
Выполнение задания 19.
— Ребята, на рисунке представлены объекты, входящие в класс «здание». Рассмотрите и назовите их. Какие еще объекты вы можете добавить к этому классу?
— Заполним для них таблицу свойств
— Что есть у любого из этих зданий? (Крыша, стены, вход и т. д.)
— Очень много общих свойств у данных объектов и все-таки они различны.
— На сколько классов их разделили па рисунке ниже? (На 3.)
— Что есть у школы, кроме того, что уже есть у здания? (Спортзал, звонок и т. д.) Что еще в ней можно делать? (Учиться и т. д.)
— То есть школа обладает теми же признаками, что и здание и еще дополнительными. Запишем эти дополнительные признаки в таблицу свойств.
— Заполните остальные 2 таблицы.
— И это еще не все: посмотрите, ребята, магазины тоже бывают разные.
-На сколько классов их разделили? (2.)
— Заполните таблицы свойств.
— Посмотрите внимательно, сначала был один класс «здание». Какие общие признаки у объектов этого класса? (Все, записанные в таблгще свойств.)
— Какие дополнительные признаки вы записали для театра?
— Расскажите нам об объекте «Магазин «Продукты», начиная с общих признаков.
V. Закрепление материала.
— Поиграем в игру, которая называется «Мяч».
У ч и те л ь говорит: «Пароход — это…» и бросает мяч одному из учеников.
Ученик отвечает и бросает мяч назад.
У ч и т е л ь : «… у которого есть…»
У ч итель: «… и который еще может…»
Таким образом описываются все объекты задания 22.
VI. Самостоятельная работа.
Выполнение задания 25. (слайд 14)
Составить описания объектов.
— Ребята, вы уже научились составлять описание объектов, составьте 10 предложений, используя по одному слову из каждого мешка.
Проверка. (слайд 15,16)
VII. Итог :
-Сегодня вы учились выделять общие свойства объектов.
-Какие объекты относятся к одному классу?
-Как выделить предмет из класса?
VIII. Рефлексия. (слайд 17)
Сегодня на уроке я понял …
Мне было интересно …
Мне было трудно …
(слайд 18) — Мне тоже было очень приятно с вами работать. Спасибо!
Урок информатики в 3 классе, образовательная система «Школа 2100», по учебнику-тетради А.В.Горячева, К.И.Горина, Н.И.Суворова.
Составила и провела учитель начальных классов МОУ Брылинская средняя школа, Каргапольского района, курганской области Крюкова Л.В.
Литература: «Учебник-тетрадь» Горячев А.В.
«Информатика в играх и задачах» 3 класс Горячев А.В. /Москва/
«Информатика» 3 класс Н.А. Ершова /Волгоград/