Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Конспект по русскому языку на тему
« звук [й,] и его обозначение на письме»
2 класс
Разработала студентка 3 «А» группы :
Пономарева Татьяна Сергеевна
Методист: Касьянова А.В.__________
Кл. рук.: Потапова И. Г.____________
Камышлов, 2015 г.
Тема: «звук [й,] и его обозначение на письме»
Класс: 2
Дата: 26.02.2015
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель: расширение и углубление знаний детей о способах обозначения звука [й,] на письме.
Задачи:
Предметные: открыть совместно с учащимися «новый» способ обозначения [й,] на письме.
Метапредметные:
познавательные: развивать умение анализировать языковой материал, делать выводы и обобщения
регулятивные: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог
Личностные: воспитание эмоциональной культуры, чувств.
Формируемые УУД:
1) Оформлять свои мысли в устной форме;
2) Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
3) Развивать умение слушать и понимать других;
4) Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Оборудование: для учителя: презентация, учебник. Для ученика: учебник, тетрадь.
Ход урока:
Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Методы и приемы | |
Орг. Момент |
| Здравствуйте дети! Меня зовут Татьяна Сергеевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте глазками друг другу всего самого лучшего… Садитесь. Проверьте осанку. | Приветствие учителя
Смотрят друг на друга, улыбаются. Проверяют осанку |
| Слово учителя |
|
| Слайд 2 (звучит «Гимн Незнайки» (М. Минков — Ю. Энтин)) — Вы согласны, что «на свете не возможно все узнать» — Конечно, всего на свете нельзя узнать, но сегодня на уроке мы вместе с вами откроем секрет русского языка, который поможет вам стать «знатоками» русского языка. — Героем нашего урока будет Незнайка-сочинитель. (слайд) | Слушают гимн
Выслушиваются мнения детей. |
| Беседа Наглядный (презентация) |
Введение в тему. Актуализация знаний |
| — посмотрите на слайд. Вот и насочинял Незнайка. Прочитайте текст и исправьте его ошибки, чтобы больше никто не смеялся над ним. — О какой букве совершенно забыл Незнайка? — правильно. (Проверка на слайде) Я поэт, зовусь Незнайка, От меня вам балалайка! Незнайка — Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? — тема нашего урока звук [й,] и его обозначение на письме | Читают текст и исправляют ошибки
— о букве Й
Выслушивают предположения детей |
| Беседа Наглядный (презентация) |
Активизация знаний, полученных в 1-м классе |
| — Вспомните, какой звук, обозначают буквы й, и: гласный или согласный? (проверка на слайде) — давайте откроем учебник на странице 117. Найдите упражнение 197. Сейчас я вам прочитаю задание, а вы слушайте и запоминайте, что нужно сделать? Прочитай слова. Послушай, какие звуки произносятся на конце слов каждой пары. Одинаковые или разные эти звуки? Какой буквой обозначен звук И ? какой буквой обозначен звук Й? — кто мне скажет, что нам нужно сделать?
— прочитайте первую пару. В каком слове мы слышим звук И? а в каком слове мы слышим звук Й? — прочитайте вторую пару. В каком слове мы слышим звук И? а в каком слове мы слышим звук Й? — прочитайте третью пару. В каком слове мы слышим звук И? а в каком слове мы слышим звук Й? — прочитайте четвертую пару. В каком слове мы слышим звук И? а в каком слове мы слышим звук Й? — что вы можете сказать об этих парах? Одинаковые или разные звуки? — Звук [й,] на письме обозначается буквой Й. а как еще может обозначаться звук [й,]? — посмотрите на слайд. — Ничего не понял Незнайка. Объясните Незнайке, что это за странные записи? Прочитайте транскрипцию. Какие слова у вас получились? Какое первое слово? -Какое второе слово? -Какое третье слово? -Какое четвертое слово? -Что вы можете сказать об этих словах? -Что вам говорят эти схемы? -Звук [й,] на письме может обозначаться гласными буквами ё, е, я, ю | Выслушивают предположения детей
Открывают учебник
Слушают
Прочитай слова. Послушай, какие звуки произносятся на конце слов каждой пары. Одинаковые или разные эти звуки? Какой буквой обозначен звук И ? какой буквой обозначен звук Й? Звук и – бои, звук Й – бой
Звук и – герои, звук Й – герой
Звук и – трамваи, звук Й – трамвай
Звук и – твои, звук Й – твой
Звук [й,] на письме обозначается буквой Й. -нет
Буквами
Читают транскрипцию
|
| Беседа Наглядный (презентация)
Упражнение
|
Физ. минутка |
|
|
|
|
|
|
| — посмотрите на следующее упражнение (198). Прочитайте задание. — что нужно сделать? — давайте откроем тетрадь, запишем число. Сейчас, начиная с первой парты, по очереди выходим к доске, и выписывает по одному слову. — Какой буквой на письме обозначается звук [Й]? — — Незнайка получил задание от Знайки и не справился. Поможем ему? — Посоветуйтесь с соседом по парте и выпишите в один столбик слова, в которых звук [й,]обозначен буквой й, а в другой – гласными буквами е, ё, ю, я (упражнение 199) Динамическая пауза «Лови звук [й,]» (Хлопок над головой – звук в начале, хлопок обычный — в середине, хлопок внизу – в конце)
Майка, ёлка, стой, йод, мой, яма, герой, пояс, юла, трамвай, йогурт, поёт, ёжик, поехали, твой, юла, зайка, стой, йог…. |
Открывают тетрадь и записывают число. Выходят к доске, записывают слово и подчеркивают нужную букву
— е,ё,ю,я
-да
Выполняют упражнение
Выполнение динамической паузы
|
| Беседа Наглядный (презентация) упражнение |
рефлексия |
| — Какие же открытия мы вместе с Незнайкой сделали сегодня на уроке? — Посмотрите на карту и помогите Незнайке вспомнить, какими буквами на письме можно обозначить звук [й,]? — Что тебе запомнилось больше всего? Почему? — Что понравилось /не понравилось? Почему? — Что вызвало затруднение? Почему? Изобрази своё отношение к уроку и отношение к себе на уроке
| Опираясь на слайд рассказывают информацию
— е,ё,ю,я
Ответы детей
Ответы детей Ответы детей |
| Беседа Наглядный (презентация) |