Тема: « Птицы. Млекопитающие.»
Цель:
— познакомить учащихся с разновидностями птиц и млекопитающих,
— учить сравнивать животных каждой группы,
-дать понятие о среде обитания животных и птиц;
-развивать внимание, речь, интерес к предмету;
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Тип урока: объяснение нового материала.
Методы: словесный, наглядный, работа в группах.
Оборудование: учебник, интерактивная доска, аудиозапись, смайлики.
Ход урока
1. Орг. момент. Психологический настрой.
Дорогие ребята! Сейчас у нас будет урок познания мира. Перед тем как начать урок, посмотрите на парту у каждого из вас лежат смайлики. Одни улыбающиеся, другие грустные. Поднимите и покажите мне тот, какое настроение у вас сейчас перед уроком. А теперь продолжим урок. Перед вами ряд слов слон, собака, паук, ананас, аист.)
Скажите, какое лишнее слово? Почему?
( оно означает растение, а другие животные)
Сегодня на уроке мы будем продолжать тему животные. Какие группы животных мы уже знаем? ( перечислить)
2 .Проверка домашнего задания
А сейчас вспомним домашнее задание, которое вам было задано.
(Дети читают сообщения, и демонстрируют рисунки приготовленные дома.)
Как вы думаете, о каких группах животных, мы ещё не говорили? ( птицах, зверях).
Прежде, чем мы с вами поговорим о птицах, поработаем с учебником с.42
3. Работа в группах.( чтение текста и постановка вопросов- 2,3 вопроса) Мы сейчас многое услышали о птицах. Птицы бывают разные. Большие и маленькие. Например, страус. Вы наверное были в зоологическом парке, и наверняка видели страуса Эмму. Страус считается самой большой птицей. Но существуют и маленькие, например колибри, она весит всего лишь два грамма и размером не больше стрекозы. Есть птицы, которые летают выше облаков- это жаворонок, орёл, а есть такие которые не могут летать ( страус, пингвин). Этих птиц называют дикими. Они живут самостоятельно, сами добывают себе пищу. Птицы питаются по- разному: одни рыбой ( чайка), другие насекомыми ( дятел), третьи насекомыми ( перепел, снегирь- семенами). А есть такие птицы, которые поедают других птиц- это сова, ястреб, сокол). Ребята, скажите, нужно ли охранять птиц? Почему? А что для этого нужно делать? Сейчас какое время года? Что происходит с птицами в это время? Как бы мы могли помочь птицам, чтобы они не погибали зимой?
4. Физ. минутка ( музыкальная) « Утята»
Вы так хорошо работали на уроке, мне кажется, пора бы и отдохнуть.
Наш утёнок предлагает нам станцевать его любимый танец.
А сейчас перед нами несколько групп слов, их нужно продолжить.
5. Игра « Аукцион слов» ( продолжить цепочку)
Стрекоза, кузнечик,…
Сорока, воробей,…
Корова, собака…
Слон, лиса…
Скажите ребята, как можно назвать эту группу — эти две цепочки животных?
( домашние животные и дикие животные). Они все вместе называются звери. Все звери объединяются в один класс, который называется млекопитающие. ( Показ слайда №1)
А дальше, ребята, мы обратимся к нашему учебнику. Тема нашего урока, начинается с интересных слов, млекопитающих называют молочными братьями человека.
Сейчас мы снова обратимся к нашему учебнику и поработаем с ним .( с. 141-142)
Вы должны выбрать из отрывка то, что вы уже знали, затем, что нового узнали, и что было интересным.
Скажите, какие животные изображены на рисунке? А что можно про них сказать? Как вы думаете, по типу питанию они какие? ( хищники)
Соотнести животное с названием группы. Объясни свой выбор.
Какие животные не выживут на воле? Почему?( они теряют навыки диких животных)
9. Рефлексия. Игра «Кто лишний?» ( устно).
Учитель проговаривает вслух ряд слов. А дети называют лишнее слово.
Дятел, ворона, синица, корова, грач.
Собака, баран, коза, стрекоза, кролик.
Рысь, волк, медведь, лиса, сорока.
Паук, бабочка ,белка, таракан.
10. Загадки. ( резерв)- прилагаются
10. Подведение итога урока. О чём мы сегодня с вами говорили? Много ли вы интересного для себя узнали? А что? А сейчас я хочу посмотреть, понравился ли вам урок. На доске вы видите дерево, на котором нет листочков. А на партах они у вас лежат жёлтые и зелёные. Если вам урок понравился, то вы прикрепляете на дерево зелёный листок, а если нет, то жёлтый.
Молодцы! Я вижу вам понравился урок, и на нашем дереве больше зелёных листочков. Значит наше дерево продолжит жить дальше и будет служить кому-то пропитанием, кому-то жильём.
11. Д/з. Творческое — девочкам найти и принести загадки о птицах, а мальчикам – загадки о млекопитающих,
с. 141-142
А теперь, поднимите свои смайлики и покажите, какое настроение у вас сейчас. Молодцы! У вас настроение не ухудшилось. Значит, наш урок пошёл на пользу.
Загадки.
1. Человеку верный друг,
Чутко слышу каждый звук.
У меня отличный нюх,
Зоркий глаз, и острый слух. (собака)
2. Пробираюсь по забору,
На охоту выхожу.
Мышки спрятались по норам
Я их долго сторожу. ( кошка)
3. Чемпионка в быстром беге.
Я порой вожу телеги.
Дядя конюх мне принёс
Воду, сено и овёс. ( лошадь)
4. Вы узнайте-ка меня,
Я летаю, но не птица.
А в селе моя родня,
Корки ест под половицей. ( летучая мышь)
5. Родственник домашней кошке.
Этот зверь не робкий.
Бродит хищник уссурийский,
По таёжной тропке. ( тигр)
6. Он медлительный, клыкастый,
Лапы у него как ласты,
И в бассейне зоопарка
Зверю северному жарко. ( морж)