Классный час «законы общения» 8 класс

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

г. Исилькуля Омской области
























Подготовила:

Зинченко Елена Владимировна,

учитель математики и информатики,

классный руководитель 8 класса


















г. Исилькуль

2012 г.

Цель: выявить уровень представлений учащихся о культуре общения; показать роль и значение высокогуманного общения в жизни людей; сформировать интеллектуальную, нравственную, эстетическую готовность к эффективному общению, сообщить необходимые теоретические знания в организации практики общения.


Оборудование: мультмедийная презентация; карточки с заданиями; макеты сердца.



Ход классного часа:


Учитель: В городах много жителей, много приезжих ,череcчур много машин. Все куда-то спешат, все куда-то опаздывают. В этой жизненной суматохе мы испытываем определенное эмоциональное состояние. Встретившись взглядом, подарив улыбку случайному прохожему, мимоходом роняем какую-то фразу, оставляем в душах людей впечатления о себе.

Среди многих наук, без которых не обойтись, есть одна, совершенно для всех необходимая. Это наука общения, поведения человека среди людей, или этикет.

Общаться мы учимся с раннего детства. И сегодня мы поговорим о том, каким бывает общение, какие эмоции при этом испытывает человек.

Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения.
Экзюпери (слайд 1)

Итак, начнём.

Если мы посмотрим в толковый словарь, то найдём следующее определение:

Общение – это взаимодействие двух или более людей , состоящее в обмене между ними информацией различного характера “. (слайд 2)

Как мы видим, это – взаимодействие людей, а люди как вы уже сказали, очень разные: с одними общаться всегда приятно, с другими не очень; одни легко вступают в разговор, а другие — нет.

Как утверждают психологи, это зависит от характера человека. Труднее всего общаться с человеком у которого несдержанный и взрывной характер.

Как сказал один древний мыслитель:

Стать человеком—большая работа. Нужно работать над собой каждый день, и с каждым днём становиться хоть чуточку лучше “ !

Давайте уже сегодня начнём работать над собой и попробуем общаться и жить без конфликтов. Поэтому пожалуйста помните, что раз общение – это взаимодействие с другим человеком, то этот человек, который перед вами—он самый главный на свете. И как вы к нему должны относиться?

Вот первый закон общения:

1. Самый главный человек на свете — это тот , кто перед тобой. Относитесь к нему с вниманием и уважением. (слайд 3)


А) В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость — неотъемлимое качество общения. Давайте же поиграем в «Речевой этикет».

( Ребятам раздаются карточки с заданиями , работают в парах ).

  • Назовите слова приветствия.

( Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Приветствую вас! )

  • Выскажите просьбу.

( Вы можете мне сказать..? Не могли бы вы мне сказать..? Скажите , пожалуйста..? Разрешите попросить вас… Будьте добры ! )

Какими словами лучше всего начать знакомство ?

( Разрешите представить вам… Разрешите познакомить вас.. Познакомтесь… Вы знакомы..? Как тебя зовут? Позвольте познакомиться. )

  • Как принято извиняться в культурном обществе?

( Приношу вам свои глубокие извинения… Позвольте мне извиниться… Простите за… )

  • Есть ли несколько слов утешения и ободрения у вас в запасе ?

( Благодарю вас… Спасибо. Разрешите поблагодарить вас… Заранее благодарен. Признателен вам. Примите мою благодарность. )

Как попрощаться , чтобы людям было приятно вновь встретить тебя ?

( До свидания! Надеюсь видеть вас ещё! Доброго пути! До завтра! Всего хорошего! Всегда рады вас видеть! Приятно было познакомиться!)

Вот наш второй закон общения :

2. Не забывайте вежливо здороваться , прощаться , извиняться . (слайд 4)


Б) Умение высказывать своё расположение к собеседнику – вот ещё одно важное правило общения. Самый простой способ — запомнить имя собеседника. При знакомстве с новым человеком , повторите его имя несколько раз , и постарайтесь в беседе обращаться к нему по имени .

А то ведь вот как часто бывает: ( мини – сценка )

-Бык ! Постой Бык ! Ну погоди ты .

-Ну чего тебе , Ходуля , надо?

-Пошли скорее в раздевалку , Косой там шапку потерял . Ща расхныкается.

-Ха , так его шапку Кабан забрал и за батарею спрятал . Пусть поищет.


Вот так, войдёшь в школу, а кажется, что в страшную сказку попал, где живут некрасивые звери, и разговаривают они мальчишечьими и девчоночьими голосами .

Вот наш третий закон общения :

3. Обращайтесь к собеседнику, называя его по – имени . К пожилым и незнакомым людям всегда обращайтесь на “ Вы “. (слайд 5)

Ещё один способ расположить собеседника к себе – умение делать комплименты.

Я предлагаю Вам ещё одну игру :

Игра “Ты хороший”


Все учащиеся становятся в круг, взявшись за руки. По часовой стрелке стоящему рядом говорят: “Ты хороший потому, что…” и говорят хорошие положительные черты характера одноклассника и т.д.


Вот наш четвёртый закон общения :

4. Говорите друг другу как можно больше хороших слов, и никогда не говорите того, что было бы неприятно выслушать вам самим . (слайд 6)


В) Сейчас я прочитаю вам строки из стихотворения Расула Гамзатова . Послушайте внимательно и скажите: какой ещё один очень важный закон общения можно определить этими строками .

Вот человек , что скажишь ты о нём ?”

Ответил друг, плечами пожимая :

Я с этим человеком не знаком,

Что про него хорошего я знаю ?”

Вот человек , что скажешь ты о нём?”

Спросил я у товарища другого.

Я с этим человеком не знаком ,

Что я могу о нём сказать плохого?”

Вот наш пятый закон общения :

5. Старайтесь не говорить о людях дурно. (слайд 7)


Г ) При общении часто возникают трудные ситуации, найти выход из которых порой нелегко. Но нужно. Попытаемся это сделать .

* Ира обижена : « Вчера ты, Витя, шёл мне навстречу и не поздоровался . Это невежливо “. Витя удивлён : « А почему я должен здороваться ? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась.»

Кто прав ? ( Кто культурнее, тот первым здоровается )

* Света говорит : « Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми . Вот у нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать . Что же мне притворяться? Права ли Света ?

* Иду по улице. Там девчонки, увидели меня и давай обзываться. Что же мне делать?

( Отделаюсь шуткой, поблагодарю за « хорошие» слова. Промолчу. )

6. Не перебивайте говорящего. Внимательно выслушайте его до конца. Если кто-то заговорит одновременно с вами, приостановитесь, и дайте ему закончить . (слайд 8)


7. Невежливо во время разговора отводить кого – нибудь в сторону, чтобы говорить с ним отдельно; ещё более невежливо подслушивать, что говорят двое в стороне . (слайд 9)


8. Не спорьте по мелочам. (слайд 10)


Д ) Посмотрите , как много важных и очень полезных « законов» общения открыли мы сегодня, рассматривая обычные жизненные ситуации . Но учиться можно не только в жизни, много полезных советов вы найдёте, читая книги . Послушайте стихотворение: « Пожалуйста, потише !» И скажите: где нельзя говорить громко и почему?

В какое бы общественное место

Судьба сегодня вас ни привела ,

Учтите , никому не интересно

Всё знать про ваши личные дела.

Про то, что к вам приехал дядя ,

Что кошка утащила пять котлет ,

Что вы немножко пошалили в школе,

А маму вызывает педсовет.

Пожалуйста , потише !

Пожалуйста, потише!


Совсем не обязательно кричать,

Ведь вас и так услышат –

Попробуйте всё тихо расскать

О том , что вы вчера ходили в гости ,

Что папа подарил велосипед ,

У дедушки к дождю разнылись кости,

А между прочим дождика всё нет.

Пожалуйста ,потише !

9. Не разговаривай громко, не кричи на улице и общественных местах. (слайд 11)


Я надеюсь, используя наши « законы» общения, вы сможете правильно вести себя в различных ситуациях, избегая конфликтов, а окружающим людям всегда будет приятно и уютно в вашем обществе. (слайд 12)


Упражнение «Пожелание другу». Человек живет не один, а в обществе, и поэтому нужно научиться жить в любви и согласии ко всему миру, ко всем окружающим. Мы живем в классе одной общей семьей, трудимся, учимся, выполняем какую–нибудь работу и результат будет тогда наилучшим, когда мы будем едины в своем порыве, будем все вместе, когда не будет вражды, так как единение, дружба и любовь друг к другу – это великая сила.

А сейчас, мы каждому из вас на спину прикрепим большое сердце (они заранее подготовлены) и каждый из вас сможет написать свои добрые пожелания друг другу.

А теперь прочитайте те пожелания, поздравления и комплементы, которые вам написали на сердце ваши одноклассники. Посмотрите сколько добрых, нежных слов вы услышали в свой адрес. Дома покажите эти сердца своим родителям и сохраните их на память.


Подведение итогов.

Упражнение «Аплодисменты по кругу». Представьте, что чувствует артист после концерта, слушая гром аплодисментов. Наверное, он воспринимает их всей душой и испытывает очень приятное волнение. У вас замечательный коллектив класса, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Вы должны встать в общий круг. Я подхожу к одному из вас, называю его (ее) имя, приветствую аплодисментами, затем он (она) выбирает кого-нибудь из учеников, и мы уже вдвоем называем имя и приветствуем аплодисментами. Эта тройка выбирает следующего претендента на аплодисменты. И т. д. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, и овации становятся все громче и громче. Нарастает и напряжение среди тех, кому еще не аплодировали, поэтому последнему играющему следует адресовать такие слова: «А самые бурные аплодисменты достаются …».


Каждый человек достоин уважения со стороны окружающих. Но для этого необходимо понимать: путь к уважению — это путь действий. Нужно действовать так, как если бы вы уже были тем действительно всеми любимым, замечательным человеком, которым вы хотите стать.

А закончить наш классный час мне хочется стихотворением, которое и подведет итог нашего разговора.

Стихотворение “Заповедь”


Владей собой среди толпы смятенной,

Тебя клянущей за смятенье всех,

Верь сам в себя наперекор Вселенной

И маловерным отпусти их грех.

Пусть час не пробил, жди, не уставая,

Пусть лгут лжецы, не снисходи до них,

Умей прощать и не кажись, прощая,

Великодушней и мудрей других.


Умей мечтать, не став рабом мечтанья,

И мыслишь, мысли не обожествив,

Равно встречай успех и поруганья,

Не забывая, что их голос лжив.

Останься тих, когда твоё же слово

Калечит плут, чтоб уловить глупцов,

Когда вся жизнь разрушена и снова

Ты должен всё воссоздавать с основ,


Умей поставить в радостной надежде

На карту всё, что накопил с трудом,

Всё проиграть и нищим стать, как прежде,

И никогда не пожалеть о том.

Умей принудить сердце, нервы, тело

Тебе служить, когда в твоей груди

Уже давно всё пусто, всё сгорело,

И только воля говорит: “Иди!”


Останься прост, беседуя с царями,

Останься честен, говоря с толпой,

Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,

Пусть всё в свой час считаются с тобой.

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег,

Тогда весь мир ты примешь во владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь человек.
























Источники информации:

  1. http://uchitmatematika.ucz.ru/ — сайт учителя математики Е.В. Белецкой.

  2. https://festival.1september.ru/.

Свежие документы:  Организация индивидуального обучения детей в условиях общеобразовательной школы

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: