Тема урока: «Грибы»
Цель: познакомить учащихся с царством грибов.
Задачи урока:
предметные: изучить строение гриба; показать разнообразие грибов; научить отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых;
метапредметные: учить принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять анализ объектов, производить сравнение и классификацию, развивать мышление речь, воображение, кругозор, познавательный интерес учащихся; воспитывать бережное отношение к природе родного края, к своему здоровью; учить принимать разные мнения и сотрудничать.
Создать условия для формирования УУД:
личностные – выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь; воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;
регулятивные – анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности;
познавательные – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять информацию; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
коммуникативные – воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; составлять небольшие устные монологические высказывания; слушать и понимать речь других договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Планируемые результаты:
понять, почему грибы выделены в особое царство живой природы;
познакомиться со строением грибов;
научиться отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых.
Тип урока: изучение нового материала
Методы работы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование: компьютер; проектор; интерактивная доска; учебник «Окружающий мир» 2 класс; презентация «Грибы»; картинки с различными разновидностями грибов; бумажные корзиночки для детей; сигнальные карточки (синего, красного и зелёного цвета); сообщения учащихся.
Ход урока
I. Орг.момент
– Начинаем наш урок. Проверьте, всё ли у вас есть на парте: учебник, тетрадь, пенал.
Эмоциональный настрой.
Игра-приветствие «Здравствуйте!»
– Ребята, давайте поприветствуем друг друга и пожелаем всем удачи на уроке.
Учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте (Прикосновение всей ладонью руки).
Действия повторяются учащимися второй раз, но после встречи мизинцев пальцы рук переплетаются, и произносится фраза «Удачи тебе на уроке!»
II. Сообщение темы и цели урока.
— Назовите царства живой природы .
— Бактерии, животные, растения, грибы.
— Послушайте загадку и отгадайте:
Весь Антошка –
Шляпка да ножка.
Дождь пойдет –
Он подрастет.
— Отгадали загадку? (Ответы детей). Это гриб.
— Какие слова загадки подсказали вам отгадку? (Ответы детей).
— Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Тема нашего урока «Грибы»).
— Подумайте, что нам нужно знать о грибах?
(все ли грибы можно собирать, какое строение имеет гриб, какую опасность представляют грибы, научитесь различать съедобный гриб от ядовитого).
Работайте на уроке и запоминайте, а в конце урока расскажите, что нового узнали о грибах.
III. Знакомство с новым материалом.
В словаре С.И. Ожегова написано: «Грибы – особый организм, не образующий цветков и семян и размножающийся спорами».
-Что такое грибы? (Это особые живые существа, царство природы)
Учёные долгое время не могли решить, что это вообще такое грибы.
— Как вы думаете, к какому царству природы они относятся? (ответы детей) (особое царство)
(К группам животных и растений они не подходят).
В старину многие думали, что грибы появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ. И в 19 веке их выделили в отдельное царство. В нашей стране 200 видов грибов. Грибники собирают 15 видов, а заядлые берут до 25. Грибы называют растительным мясом. По питательности они превосходят многие известные нам продукты: мясо, рыбу, колбасу, яйца. Не менее важно наличие в них жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей.
Подземная часть гриба называется грибница, похожее на паутинку сплетение нитей. Она всасывает из почвы воду с растворёнными в ней питательными веществами. Чтобы грибница росла, нужны тепло, воздух и влага. Грибница может делиться, разрастаться, захватывать новые территории и давать новое потомство.
Плодовое тело – это то, что мы неправильно называем грибом. Плодовое тело состоит из ножки и шляпки, размножаются с помощью спор.
Изучением царства грибов, включающего не менее 100 тысяч видов, занимается наука микология.
Грибы бывают разные. Одни со шляпками – это шляпочные грибы. Другие похожи на продолговатые белые камни, третьи – на цветы. И растут они не только на земле, но и на деревьях, камнях, старых пнях и стенах погребов. Зеленоватая плесень на старом куске хлеба, — варенье, овощах – тоже грибы (мукор), и круглые рыжие пятна на листьях смородины – тоже грибы, и твёрдые наросты на деревьях – тоже грибы (трутовик), на берёзе растёт берёзовый гриб (чага) – это твёрдый нарост крупных размеров. Гриб проникает вглубь стволов и разрушает древесину, вызывает гниение. Чайный гриб завезён из Японии. Напоминает медузу. Сохраняется дома в банке с сахарным раствором с добавлением заварки. Чтение статьи (Учебник стр. 24-25)
А вы знаете, что дрожжи, которые применяют в хлебопечении и пивоварении, это тоже один из видов грибов? Дрожжевые грибки различимы только под микроскопом.
— Многие любят сыр, но вряд ли кто из вас знает, что если бы не один из видов плесневых грибов, то никакого сыра мы с вами не получили бы.
— А есть и грибы невидимки – это возбудители заболеваний человека; лишай, грибок стоп, ногтей.
IV. Постановка и решение учебной проблемы.
Работа с дидактическим материалом. Игра «потерялась этикетка»
У вас на партах лежат рисунки грибов и их названия. Соедините грибы с их названиями (работа в парах).
Проверка задания в форме отгадывания интерактивного кроссворда .
(Во время отгадывания дети выступают со своими грибами).
(Дети объясняют, почему не взяли эти грибы и как они называются).
Представьте, что мы с вами грибники. Соберите грибы в корзинку. (Ребята собирают грибы в корзинки, затем учитель проверяет).
Почему не собрали мухомор? (ответы детей.) На какие виды делятся грибы? (съедобные и несъедобные).
V. Игра «Съедобные – несъедобные»
Я предлагаю вам сыграть в игру «Съедобные – несъедобные», чтобы проверить знания по грибам. Я буду демонстрировать грибы. Если гриб – съедобный, то показываем красную зеленую карточку, а если несъедобный – красную карточку. (Дети выполняют движения: на «красный» — стоят молча, на «зеленый» — шагают).
VI. Решение экологических задач
А сейчас, мы поиграем в игру, которая называется «Тихая охота». Как вы понимаете это выражение? Сбор грибов называют «тихой охотой». Почему, как вы думаете? Мы в лесу не хозяева, а гости. А коль уж пришли в гости – уважайте хозяев леса: растительный и животный лесной народ. Как правильно вести себя в лесу? (Ответы детей). Я предлагаю вам сыграть в игру, чтобы проверить знания по правилам поведения в лесу. Я буду демонстрировать вопросы с тремя вариантами ответов. Каждый ответ определенного цвета. Чтобы ответить на вопрос надо показать фишку того цвета, который соответствуют, по-вашему, мнению, правильному ответу.
Вы увидели в лесу большой белый гриб. Вам хочется принести его домой, но у вас нет ножика. Что нужно сделать?
Собирая грибы в лесу, вы увидели мухоморы. Ваши действия.
На обычную охоту ходят с ружьями, а на грибную охоту – с ножами. Зачем, знаете? (Ответы детей). Грибы нужно не срывать, а срезать. А для чего? (Ответы детей). Чтобы не вырвать грибницу – корни грибов. Без грибницы не бывать новым грибам.
Ребята, давайте вспомним правила сбора грибов.
Будь внимателен при сборе грибов!
Ядовитые грибы — обладают токсичностью, не исчезающей после обработки!
Отравления — иногда заканчиваются смертельным исходом!
(Показ ядовитых грибов)
Правила:
Не шумите, не мусорьте, не топчите,
не разрывать мох,
не нарушать грибницу,
гриб срезать ножом или выкрутить, ямку засыпать землей и прикрыть мохом,
не собирать незнакомые и старые грибы,
не трогать ядовитые грибы, ими лечатся лоси и другие животные.
VII. Закрепление пройденного.
Выполнение задания в тетради. Тетрадь стр.8 №12, 13
VIII. Итог урока.
– Наш урок подошёл к концу. А сейчас я начинаю говорить о грибах, а вы
заканчиваете предложение
Грибы – это…..
Части гриба –…
Грибы нужны…
Они бывают…
— Что же вы узнали сегодня о грибах?
А теперь, пожалуйста, оцените свою работу на уроке.
IX. Рефлексия.
Если вы, считаете, что вы работали хорошо, то покажите «красную карточку», если не все получилось – «зеленую», если ничего не получилось – «синим».
Оценивание учащихся.
X. Домашнее задание.
1. Прочитать статьи в учебнике на стр.24-27.
2. Найти интересные сведения о необычных грибах.
Игра «По грибы»
Ваня шел, шел, шел – Подберезовик нашел. Дима шел, шел, шел – И лисичку нашел. Катя шла, шла, шла – Сыроежку нашла. Андрей шел, шел, шел – Боровик нашел. Данил шел, шел, шел – Дождевик нашел.