МБОУ «Нюрбинская начальная общеобразовательная школа №3»
Проект плана урока
окружающего мира во 2-м классе по программе А.А. Вахрушева, О.В. Бурского, А.С. Раутиана «Окружающий мир» (Наша планета Земля)
Заместитель директора по УВР:
Гагарина Эльза Григорьевна
Нюрба, 2014
Тема урока: Наша маленькая планета Земля
Тип урока: решение практической задачи
Цель учителя: создание условий для формирования УУД
Предметные – отработка умения описывать на основе предложенного материала природные зоны, зависимость жизни человека от природы, понимание того, что на нашей маленькой планете всем хватит места, осознание принадлежности к родному краю
Личностные – формирование осознания «Я» как гражданина России, понимание причин успеха в учебе, отработка умения оценивать собственные действия с точки зрения общепринятых норм
Регулятивные –умение принимать и сохранять практическую задачу, принимать и сохранять установленные правила и умение контролировать собственные учебные действия в соответствии поставленной задачи, правил
Коммуникативные — отработка умения договариваться в паре, группе, задавать вопросы, слушать друг друга
Познавательные – отработка умения классифицировать объекты по определенным признакам, строить сообщения в устной речи
Практическая задача учащихся: создание макета игрового поля для игры « Природные зоны на планете Земля»
Технология организации: игровая деятельность
Средства: слайды, записи на доске, карточки со знаками «+», «-«,»?», макет игрового поля, предметные картинки, клей-карандаш, фишки, кубики.
Принципиальной особенностью данного урока является выполнение заданий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего « продукта». Таким «продуктом» является совместное создание макета игрового поля к игре «Природные зоны на планете Земля». Выполнение практической задачи имеет групповой характер. Отличие решения практической задачи от решения проектной задачи заключается в том , что для её решения учащимся предлагаются все необходимые средства и материалы (картинки, рисунки) в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данные ( на данном уроке подбор картинок к природным зонам). При решении практической задачи у учащихся формируются оценочные действия, культурные нормы поведения. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация «Я», управление собственным поведением в работе в паре и группе.
Итогом решения практического задания является правильное использование программных знаний, умений, навыков по теме: Наша маленькая планета Земля.
Созданный реальный продукт необходимо публично представить, тем самым показать уровень владения программного содержания, указанного выше. Дать оценку выполненным собственным действиям.
Практическая значимость урока заключается в том, что продукт, созданный детьми, может быть применим в дальнейшем на практике.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
Содержание этапа | Деятельность учителя | Характеристика деятельности учащихся | Методические приемы | Результат | |
Орг. момент | 1.Приветствие
2.Установление норм взаимодействия | Здравствуйте! Я очень рада нашей встрече. Садитесь.
Посмотрите на этот знак. Поднимите руку, кто знает, что означает этот знак? А этот знак? На уроке мы проверим, умеете ли вы работать в паре, в группе. Давайте договоримся, как мы будем работать в паре, группе. — говорить друг с другом вполголоса (почти шёпотом) — работать дружно — слушать друг друга Покажите знаком «+», если вы это умеете делать, если не умеете знак «-» Какие вы, молодцы! Все умеете, вот и проверим, действительно ли это так. А теперь договоримся, как мы будем это оценивать. По итогам работы будем ставить каждому ряду баллы, за умение — говорить друг с другом вполголоса -3б. — работать дружно -3б — слушать друг друга-3 б В конце урока мы увидим, какой ряд больше всего наберёт баллы и узнаем действительно ли вы все умеете это делать И так начинаем наш урок.
| Слушают
Отвечают на поставленный учителем вопрос Устанавливают нормы взаимодействия
Прогнозируют свои возможности
| Слово учителя
Постановка вопроса
Договор Ориентир на учебные действия
Фиксация
Самооценка | Готовность к уроку
Принимать и сохранять установленные правила |
Постановка практической задачи | 1.Демонстрация умения работать в паре
2. Оценка работы в паре
3. Выход на практическую задачу
| Проверим, умеете ли вы работать в паре. Для этого выполним следующее задание: Переверните лист Задайте друг другу эти вопросы : Сначала договоритесь, кто будет задавать 1-й вопрос, а кто 2. Как называется игра? Как надо играть? Почему кружочки, изображенные на листе разного цвета? Каковы правила игры? Закончили. Покажите знак вопроса, если вы не смогли ответить на какой- то вопрос
Откройте коробочку. Возьмите фишки и кубик. Поиграйте в эту игру
Оцените себя знаком «+»,ИЛИ «-« Умеете ли вы — говорить друг с другом вполголоса ( почти шепотом) — работать дружно — слушать друг друга Учитель фиксирует баллы в таблице. Какие советы вы хотите дать друг другу? Сделаем вывод: (учитель озвучивает результаты) А сейчас мы проверим, умеете ли вы работать в группе. Для этого организуем группу, посмотрите, как мы это должны сделать (показ на одной группе) Посмотрите. Как вы думаете, какое задание мы сейчас будем выполнять? Наша задача: создать макет игрового поля Подойдите ко мне … (учитель называет по именам ребят из каждой группы, вручает им рисунок и конверт). Здесь много картинок. План нашей работы:: -Подобрать в группе соответствующие рисунку картинки и приклеить их возле раскрашенных кружков. -Объяснить друг другу, почему выбранные картинки подходят к данному рисунку — Вместе сложить макет игрового поля
Помните не все картинки подходят. говорить в группе надо вполголоса Начинаем работать
| Задают вопросы друг другу
Обращаются к другим «Я» Устанавливают правила игры: Играют в игру
Самооценка
Настраиваются на деятельность
Дают советы
Наблюдают
Строят гипотезы
Устанавливают план действий
| Постановка вопросов
Обращение к другому «Я»
Игровая ситуация в паре
Самооценка
Обращение к друг другу
Показ
Настрой
Построение гипотез Целеполагание
Фиксация
| Отработка умения договариваться в паре, задавать вопросы, слушать друг друга
Осознание принадлежности к родному краю
Отработка умения оценивать собственные действия с точки зрения общепринятых норм Умение контролировать собственные учебные действия в соответствии правил
Умение принимать и сохранять практическую задачу, установленные правила
|
Решение поставленной практической задачи | 1.Совместное обсуждение способов решения
| Дети выполняют задание в группе в соответствии поставленной задачи
| Группируют объекты по признакам | Классификация | Умение принимать и сохранять практическую задачу
отработка умения описывать на основе предложенного материала природные зоны, зависимость жизни человека от природы, понимание того, что на нашей маленькой планете всем хватит места
Отработка умения договариваться в группе, задавать вопросы, слушать друг друга
Отработка умения классифицировать объекты по определенным признакам, строить сообщения в устной речи Умение контролировать собственные учебные действия в соответствии поставленной задачи, правил
|
2. Представление «продукта»
3.Оценка групповой работы
3. Применение полученного продукта в игровой ситуации | Закончили. Слушаем 1 группу. Давайте договоримся как мы будем слушать и оценивать друг друга. Каждая группа сейчас выступит. Объяснит нам, почему они выбрали именно эти картинки? А мы покажем своё отношение знаками « +», если будем считать , что у них всё правильно, «- «если не согласны, «?» если захотим что-то спросить у них. ( Если при выступлении групп, будут «-«, «?», то учитель учит детей обращаться к друг другу по имени) (Слушаем следующую группу. И так все группы выходят) Что у нас получилось? Как бы вы назвали эту игру? (Мы бы назвали эту игру….,потому что…) Оценим себя, получилась ли у нас работа в группе. Чтобы вы хотели посоветовать друг другу
А теперь давайте поиграем. Давайте договоримся, как мы будем играть. Играть будем по рядам. Эта фишка 1 ряда, это 2, а это 3.Выходить будем по парам: один бросает кубик, другой передвигает фишку. Начинает первый ряд. Потом второй, затем 3 ряд. И так начинаем! Выиграл … ряд. Давайте поздравим их, похлопаем в ладоши Вы можете потом в эту игру играть во время перемены в классе. |
Слушают
Выражают своё отношение
Оценивают свои действия
Играют- выполняют действия в соответствии поставленных требований
Выражают свое отношение. | Защита способа решения
Показ
Диалог «Я» и другой»Я»
Самооценка
Договор
Игровая ситуация в общей группе
Подведение итога Ориентир на последующие действия | ||
Итог урока | 1.Рефлексия
| Подведём итог нашего урока Посмотрим на нашу таблицу итогов. Что мы видим? Выберите фразу и закончите её
Я умею работать…. Мне было трудно…. Я хотел (а) бы …
Я хотела бы вас поблагодарить за урок, ( учитель говорит о результатах работы). Давайте поблагодарим друг друга, похлопаем. Спасибо за урок. |
Подводят итог урока
Выбирают фразу и дают себе оценку |
Выбор
Прием незаконченных фраз
Самооценка | Умение контролировать собственные учебные действия в соответствии поставленной задачи, правил
Оценивать результаты своих действий
|
Оценочный лист
Количество баллов | 1 ряд | 2 ряд | 3 ряд | Общий итог | ||||
работа в паре | работа в группе | работа в паре | работа в группе | работа в паре | работа в группе |
| ||
Умение говорить друг с другом вполголоса | 3 балла |
|
|
|
|
|
|
|
Умение работать дружно | 3 балла |
|
|
|
|
|
|
|
Умение слушать друг друга | 3 балла |
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
|