Сценарий урока
Тема урока: «Сила Архимеда» 7 класс
Цели урока:
Развивающие:
1. Продолжать развитие наблюдательности учащихся, умение сравнивать, анализировать и делать выводы по результатам проделанной работы;
2. Продолжать развитие экспериментальных умений;
3. Способствовать расширению кругозора учащихся.
Воспитательные:
1. Развивать мотивацию изучения физики, используя примеры из жизни и исторические факты;
2. Развивать умение работать в парах и группах, развивать сотрудничество.
3. Развивать коммуникативные умения, умение оценивать свою работу и работу других учащихся.
Обучающие:
Обнаружить и изучить действие жидкости на погруженное тело.
Исследовать зависимость выталкивающей силы от различных физических величин.
Знать закон Архимеда
Знать способы расчета силы Архимеда
Оборудование:
Карточки с заданием в группе, карточки с материалами к уроку, оборудование по группам, карточки пяти цветов (по 4-5 шт. – деление учащихся по группам), нетбуки в каждой группе, компьютер, проектор.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||||||||||||||||
1
| Организационно-мотивационн. (5 мин.) цель: Создание эмоционального настроя и организация внимания детей.
| 1. Приветствие учителя, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию. Создание правильного эмоционального настроя учащихся (на доске картинка со Смайликом и на партах у учеников). 2. Мотивационный момент: проведем небольшой эксперимент – я опускаю в сосуд с водой мячик. Что произойдет с ним, если я его отпущу? Почему? Итак, значит сегодня на уроке пойдет речь, о какой силе? Правильно — выталкивающей силе. По историческим данным эту силу называют силой Архимеда. Почему? Значит тема урока «Сила Архимеда», а зачем надо знать о силе Архимеда? (версии учеников. Выход на цель урока)
|
| ||||||||||||||||||||||
2
| Актуализация опорных знаний (10мин.) Цель: выяснить степень усвоения пройденного материала.
| 1. Чтобы разобраться полностью с силой Архимеда мы начнем свою работу с задач, которые помогут нам настроиться на работу. На столах есть карточки с задачами, вы должны их решить. №1. Один прекрасно воспитанный, скромный, вежливый мальчик погрузился в жидкость и вёл себя там хорошо. Но жидкость всё равно вытолкала его. За что выперли ни в чём не виноватого ребёнка?
2. Пожилые греки рассказывают, что Архимед обладал чудовищной силой. Даже стоя по пояс в воде, он легко поднимал одной левой массу в 1000кг. Правда, только до пояса, выше поднимать отказывался. Могут ли быть правдой эти россказни?
3. Отрывок из произведения А.П.Чехова «Степь» «Егорушка … разбежался и полетел с полуторасаженной вышины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но до дна не достал: какая – то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила и понесла его обратно наверх…». О какой силе идет речь в тексте? Что можно сказать о направлении этой силы?
Давайте проверим ваши предположения. Для этого у вас есть оборудование на столах. 6. Экспериментальное определение значения и направления выталкивающей силы (работа в парах). Инструкция:
| Решают небольшие задачки с карточки (возможен вариант общения в паре) 1 ответ: За то, что вес мальчика меньше веса жидкости, взятой в объёме его тела.
2 ответ: Могут, если у массы, которую до пояса, не вынимая из воды, поднимал хитрый Архимед, был достаточно большой объём.
3 ответ: Это выталкивающая сила, которая направлена против силы тяжести
4.Она равна весу жидкости, в объеме погруженного в нее тела
5. Предлагают разные варианты
6.Выполняют небольшую экспериментальную работу. Формулируют вывод: выталкивающую силу можно найти, если из веса тела в воздухе вычесть вес тела в жидкости, так как эта сила направлена против силы тяжести.
7.Записывают в тетради способы нахождения выталкивающей силы
| ||||||||||||||||||||||
3 | Изучение нового материала (15 мин.) Цель: введение новых знаний.
| 1.На экране рисунок – люди лежат на поверхности водоема и читают газету. Учитель: Мой друг, вернувшись из путешествия, показал необычные фотографии. В каком месте он мог сделать эти фотоснимки? Объясните запечатлённые чудеса. 2. Как вы думаете, а выталкивающая сила может от чего — либо зависеть (не зависеть)? «Корзина идей», заполняем на доске. 3. Итак, проверить все ваши предположения, проделав опыты. Работа по группам – экспериментальное исследование выталкивающей силы от различных физических величин.
4.Подведение итогов работы (сравниваем с нашими предположениями в корзине идей), формулирование общего вывода Выталкивающая сила Зависит: плотности жидкости, объема погруженной части тела Не зависит: формы тела, плотности тела, глубины погружения
5.Сделаем вывод о силе Архимеда и запишем формулу, и формулировку закона Архимеда.
|
это может быть водоем с очень большой выталкивающей силой?
Не зависит …..
6.Записывают вывод тетради . Анализируют вывод и записывают формулу силы Архимеда. Запоминают формулу Запоминалка: Даже РЖаВая вода Тебя вытолкнет всегда
Работают с учебником стр. 118 и записывают закон Архимеда
| ||||||||||||||||||||||
4. | Физкультминутка. (5 мин.) Цель: предупреждение утомления детей.
| Дежурный по классу показывает движения, которые все обучающиеся повторяют | Выполняют упражнения на снятие усталости глаз, тела. | ||||||||||||||||||||||
4 | Первичное закрепление знаний (5 мин.) Цель: контроль понимания детьми учебного материала. В ходе фронтальной работы педагог добивается устранения пробелов в понимании нового материала. |
Задание 1. В сосуд с водой помещены три шара. а) Закрасьте карандашом те шары или части шаров, на которые со стороны жидкости действует выталкивающая сила. б) На какой шар действует наименьшая выталкивающая сила? Почему?
Задание 2. Одинаковые или разные выталкивающие силы действуют на алюминиевый кубик и медный шарик, погружённые в жидкость, если их объёмы равны?
Задание 3. На какой из двух одинаковых шаров действует бóльшая архимедова сила, если первый помещён в воду, а второй в керосин?
|
1. Самостоятельно работают с заданием
2. Отвечают на поставленные вопросы | ||||||||||||||||||||||
5 | Инструктаж по Д/з (2мин.) | Объясняет домашнее задание найдите силу Архимеда в следующих ситуациях
|
Слушают рекомендации учителя по домашнему заданию, записываю его в дневник, карточки вклеивают в тетрадь | ||||||||||||||||||||||
6 | Итог урока (2мин.) | 1. Организует работу по подведению итогов урока 2. Организует работу по самооценке, взаимооценке | 1. Отвечают на вопросы: Что сегодня узнали? Чему учились? Какие возникли трудности? 2. По критериям проводят свою самооценку деятельности на уроке и взаимооценку работы в паре и группе. | ||||||||||||||||||||||
7 | Рефлексия (1 мин.) | Организует работу по рефлексии | Определяет свое самочувствие: Чувствую себя отлично Немного устал, но было интересно Устал, неинтересно
|