Проект урока по изобразительному искусству в 5 классе по теме: «Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла»

Проект урока по изобразительному искусству в 5а классе.


Предмет изобразительное искусство

Класс 5а


Тема урока №2 «Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла» (роспись)


Программа 34 часа (1 час в неделю). Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Б.Н.Неменского. Москва. Просвещение. 2007 г.


Тип урока. Повторительно – обобщающий с элементами игры и групповой работы.












Выполнила учитель изобразительного искусства

МОУ АСОШ №2 им.С.И.Образумова

Баранова Надежда Ивановна

Стаж работы 29 лет

Квалификационная категория 1

Дата выполнения 11.12.2011 г.








Структура проекта.


I. Диагностика уровня развития и обученности детей на 2009 год.

II. Психолого-педагогическая характеристика класса.

1) Описание исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся по данной теме.

2) Тема, цели, задачи, оборудование урока.

3) План урока с хронометражем.

4) Конспект урока (описание хода урока) с теоретическим обоснованием.

5) Самоанализ урока

Для выбора проведения открытого урока и разработки творческой работы было проведено тестирование среди 5-х классов по следующим методикам:

А) Методика изучения уровня внимания. Составитель Р.М.Мухамедова. Психология 5 класс. Разработки занятий с детьми. Волгоград. Учитель – АСТ, 2005 год.

Б) Изучение логического мышления у детей. Г.К.Селевко. Познай себя. Москва. Народное образование НИИ школьных технологий, 2006 год.

В) Из различных видов памяти слуховой и логической. Р.С.Немов. Психология. Москва. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 год.

По результатам тестирования был выбран 5а класс. Проведенные методики подтвердили, что большинство учащихся данного класса обладают высоким уровнем мотивации к школьному обучению, хорошо развитыми познавательными процессами (память, внимание, мышление).

Результаты методики «изучения уровня внимания и самоконтроля школьников».

Уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень


68% (17 чел.)

24% (6 чел.)

8% (2 чел.)


Результаты методики определения мотивации

Высокий уровень

Хорошая школьная мотивация

Положительное отношение к школе

Низкая школьная мотивация

20% (5 чел.)

64% (16 чел.)

8% (2 чел.)

8% (2 чел.)



Описание исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся.

От уровня подготовки учащихся в начальной школе зависит и уровень углубления знаний, навыков и художественного развития учащихся в основной школе. В школе у детей целенаправленно осуществляется развитие восприятие, формируются сенсорные способности: глазомер, чувство цвета, ритма, развития художественных творческих способностей. Большие возможности для развития творческих способностей детей заключает в себе народное искусство: музыкальное, изобразительное, поэтическое. Именно оно составляет основу развития художественно-творческой деятельности учащихся в школе.

Свежие документы:  Конспект урока для 11 класса "Великая Отечественная война в истории моей семьи"

В средней школе развитие личности осуществляется на уровне формирования и развития творческого опыта путем профессиональной ориентации в области определенного вида искусства. Другим важным моментом программы является освоение учащимися историй родного края, знакомство с традиционным бытом, предметным окружением, народным декоративно-прикладным искусством, с народными умельцами, художниками своего края.

К моменту проведения урока дети уже знают:

— названия основных цветов красок и умеют смешивать их, для получения дополнительных цветов;

— об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками;

— о композиции, цвете, рисунке, приемах, декоративного изображения, растительных форм и форм животного мира;

— знакомы с художественными промыслами России;

— применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец);

— чувствовать гармоническое сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертание;

— высказывать суждение о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему. Какие чувства, переживания может передать художник);

— использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике;

— творчески использовать приемы народной росписи ( цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, душками, точками) в изображении декоративных цветов и листьев;

— использовать силуэт и светлостный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;

— расписывать готовые изделия. 16

Тема, цели, задачи, оборудование урока.

Искусства Городца. Истоки и современное развитие промысла (роспись).

Цель. Ознакомление с искусством Городца.

Задачи урока. Формирование художественных знаний, умений и навыков.

Дети должны:

— знать народные художественные промыслы России, их истоки, современное развитие, главные отличительные признаки изделий художественных промыслов;

— уметь выявлять в произведениях народных художественных промыслах связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единства материала, формы и декора;

-уметь передавать единство формы и декора, выстраивать орнаментальные композиции, используя повтор и вариативность художественных трактовок главных элементов орнаментов;

-уметь на основе цветочного узора Городца, при помощи дополнительных элементов животных и птиц, выполнять панно для общей разделочной доски.

Задачи художественного развития учащихся:

— формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;

-проявлять интерес к изделиям народных художественных промыслов, уважительно относиться к труду мастера-носителя традиции;

-видеть черты неповторимого своеобразия в произведениях народных художественных промыслов.

Формирование творческой активности:

— активно включаться в анализ произведений народных мастеров;

— творчески участвовать в создании художественного образа, в выполнении росписи (импровизации) отдельных и её элементов на основе традиционных промыслов Городецкой росписи.

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Использование растений человеком. Растения, занесённые в «Красную книгу» Республики Казахстан»

Оборудование урока. Для учителя. Репродукции образцов или подлинники (панно, разделочные доски, посуда); динамическая таблица этапов использования цветов Городецкой росписи; карта Нижегородской области; детские рисунки из фонда школы; шаблоны коней и птиц; стихи; игра- конкурс; музыка; жетоны.

Для учащихся. Цветной картон (желтый), гуашь или акварель; кисти; палитра; баночка для воды.



План урока с хронометражем.


1.Организационный момент (1-2 мин.)

2.Проверка ранее изученного материала (6-7 мин.)

3.Проверка домашнего задания (2-3 мин.)

4.Подготовка (настрой) на восприятие цели урока (1-2 мин.)

5.Осмысление, обобщение и систематизация знаний и способов действий (5-6 мин.)

6.Практическая работа учащихся (20-25 мин.)

7.Подведение урока (рефлексия) (1-2 мин)






























Конспект урока (описание хода урока) с теоретическим обоснованием

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Теоретическое обоснование

1.Организационный момент (1-2 мин.)

Создание эмоционального настроя.

-Здравствуйте, ребята!

Ученики — внимание-

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь по удобнее

Начнем скорей урок.

Ну-ка

Проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

-А кто отсутствует у нас? (отмечаю отсутствующих в журнале).

Внимательно слушают, садятся. Дежурные называют отсутствующих.

Сосредоточение внимания, активизация мыслительной деятельности.

2.Проверка ранее изученного материала (6-7 мин.)

Предлагаю учащимся игру — конкурс по предыдущему материалу «Лучшие знатоки Городецкой росписи.»

-Что обозначает декоративно-прикладное искусство;



— с какой росписью мы с вами познакомились на прошлом уроке?

-покажите на карте;

-Городецкая роспись – это роспись по металлу или по дереву?

-как называются цветные пятна круглой формы, с которых начинает работать художник?

-какие краски берет художник для замалёвка?

-какие цветы любят писать Городецкие мастера?

-чем завершается работа художника над цветком?

-как правильно сказать: художник «рисует» или «пишет». За правильный ответ раздаю жетоны с объяснением, что они помогут им в работе.

Дети отвечают на заданные учителем вопросы.

-«декоративное»

-украшающее «прикладное» — применяемое в быту

-Городецкая роспись


Показывают

-по дереву


-замалёвок


-любой смешивает с белой краской

-розан и купавку

Оживкой


Пишет

Говорят спасибо.


Закрепление изученного материала, развитие наблюдательности. Умение отвечать на поставленные учителем вопросы. Обучение монологическому ответу.







3.Проверка д/з (2-3-мин.)

Я вас просила найти репродукции и книги с Городецкой росписью, а также придумать стихи.


За стихи раздаю жетоны.

Показывают иллюстрации и книги с Городецкой росписью, читаю стихи.

Установление межпредметных связей. Развитие творческих способностей учащихся. Частично поисковый метод обучения. Развитие устной речи.

4.Подготовка восприятию цели урока (1-2 мин.)

Сегодня на уроке у нас будет коллективная работа; т.е. индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно, у нас с вами это будет разделочная доска (рисунок на доске).

Задача. На основе цветочного узора Городца при помощи дополнительных элементов коня и петуха мы выполним панно.

Чтение цитаты Б. Дубровина.

Творение умельцев дороже

Душе моей всяких иных

И чем- то особым и звонким

Похожи на тех, кто задумывал их.

Дети внимательно- внимательно слушают и осмысливают цель урока

Групповая форма работы. Обеспечение мотивацией, актуальность опорных умений и знаний.

5.Осмысление, обобщение и систематизация знаний и способов действий (5-6 мин.)

Задаю сопутствующие вопросы по ранее изученному материалу, привлекаю внимание к пособиям на доске.

-давайте вспомним основные этапы работы в написании цветочного узора Городца.

-что такое композиция?

-что сначала выполняет художник?

-какие по форме круги?



-какие краски смешивают для замалёвка?

-какой следующий этап?

-что пишем после определения центра?

-какой этап последний?

-какого цвета кони и птицы?







-составление

-замалевок круглой формы, для розана — побольше, для купавки -поменьше

Любую с белилами

Нахождение центра

-венчик


Оживка

Черные или красные

Систематизация и закрепление знаний и способов


6.Практическая работа учащихся (20-25 мин.)

Желаю детям творческих успехов, не мешать друг другу, но и оказывать помощь, делиться художественными материалами. Раздаю шаблоны коней и птиц. Во время работы помогаю детям, корректирую ошибки, показываю наиболее удавшиеся работы, правильное оформление и ведение работы. Музыка. Физкультминутка.

Говорят спасибо.

Применяют шаблоны.



Дети внимательно смотрят, осмысливаю работу своих одноклассников.

Практическая реализация ЗУНов, умение самостоятельно работать в группах. Воспитание коллективизма. Развитие наблюдательности, умение осмысливать. Здоровье-сберегающие технологии

7.Рефлексия урока (1-2 мин.)

Задаю детям вопросы:

— какую роспись мы с вами закрепили на этом уроке?

-понравилась ли роспись, почему?

-почему?








-как мы работали на уроке


-Городецкую.


Учащиеся делают вывод в праздничности росписи, насыщенности, богатством красок русского леса, цветовой гаммы.

Группами, без карандаша


Умение делать самостоятельно, умение отстаивать свое мнение, выделять главное








8.Организационный конец урока (1-2 мин.)

Выставка детских работ и их оценка. Чтение стихотворения

Учащиеся встают, говорят до свидания

Умение организовано закончить урок.

Свежие документы:  Итоговая работа по изобразительному искусству для 2 класса




Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: