Конспект урока по Информатике «Хранение информации; выбор способа хранения информации» 10 класс

  • Учитель Г.Н.Демидченко МКОУ Нагольненской СОШ

    Урок информатики 10 класс Учитель Г.Н.Демидченко МКОУ Нагольненской СОШ

    Тема урока: Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.

    ЦЕЛИ УРОКА:

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:

    актуализировать знания по теме « Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики», рассказать о хранении информации; познакомиться с различными носителями информации.

    РАЗВИВАЮЩАЯ:

  • Логическое мышление, внимание, память.

  • Развивать кругозор детей.

    ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:

  • развитие познавательного интереса к предмету информатика;

  • воспитывать целеустремлённость и трудолюбие.

    Задачи:

  • обучение осмыслению всего, что происходит вокруг учащихся, в процессе анализа и исследования информационных объектов;

  • формирование базовых понятий, навыков самообразования, навыков саостоятельной работы и работы в команде.

    ТИП УРОКА: урок изучения и закрепления новых знаний.

  • МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ: беседа, лекция, практические задания.

  • ТСО И НАГЛЯДНОСТЬ:

  • интерактивная доска

  • презентация

  • раздаточный материал

  • проектор

  • экран

  • ПК

    ЛИТЕРАТУРА: Н.Д.Угринович «Информатика: Учебник для 10 класса», Москва, БИНОМ,Лаборатория знаний, 2009г., §1.6, стр.25-28

    «Уроки информатики в 8-10 классах: Методическое пособие, Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012г., стр. 106-110.

    Виды информации: https://www.fio.by/vypusk/Potok_63/group_4/user_7/pages/inf2.htm
    б) Информация вокруг нас: https://www.fio.by/vypusk/Potok_63/group_4/user_7/pages/inf1.htm
    в) Невербальные элементы в общении: https://www.zachetka.ru/referat/preview.aspx?docid=76978_page=10

    План урока.

    1.Организационный момент.

    (Приветствие, проверка присутствующих, объяснение хода урока.)

    2.Мотивация. Объяснение темы, цели, плана проведения занятий (передача, хранение, обработка)

    Тема урока « Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики».

    3.Актуализация знаний.

    Познавая окружающий мир, каждый из нас формирует свое представление о нем. Ежедневно мы узнаем что-то новое — получаем информацию. Термин «информация» в переводе с латинского означает «разъяснение, изложение, набор сведений».
    Вспомните какие свойства информации значимые для человека мы выделяли на предыдущих уроках (полезная, понятная, актуальная, полная, достоверная).

    Вспомните так же как человек воспринимает информацию (всю эту информацию доносят до сознания человека его органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание).

    Вопросы для повторения:

    1.Что такое информация? /Информация — это сведения об окружающем нас мире (всё что нас окружает)/.

    2.Какие действия человек совершает с информацией? /Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации./

    3. Информационные процессы – это…?

    4. Что такое код?

    Код это система условных знаков для представления информации.

    5. Что такое кодирование?

    Кодирование формирование представления информации с помощью некоторого (или можно сказать, что

    кодирование, это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для

    хранения, передачи или обработки).

    6.Что такое декодирование? Приведите примеры.

    Декодирование — это процесс восстановления содержания закодированной информации. Зачем люди декодируют информацию?

    «Декодирование слов по номерам букв» 9 15 1 12 (знак); 14 29 26 30 (мышь)

    Индивидуальная работа учащихся:

    ТЕСТ: «Информация»

    Проведите стрелки от табличек к соответствующим органам чувств.

    Ты знаешь, что получение информации происходит через различные каналы. Для каждого вида информации существует свой канал.

    — Как используя органы чувств можно получить информацию, какую?

    -Проведите наблюдение (эксперемент) и заполни предложенную таблицу.

    -С помощью какого органа чувст человек получает наибольшее количество информации?

    • Предмет

    • Свойство

    • Канал (орган)

    • Цветок

    •  

    • Обоняние (нос)

    • Шарф

    • Тёплый

    •  

    •  

    • Горький

    • Вкус (язык)

    •  

    •  

    • Осязание (…)

    •  

    • Красный

    •  

    • Колокол

    • Звон

    •  

    •  

    •  

    • Зрительный (…)

    • духи

    •  

    • Обоняние (…)

    •  

    • Мягкий

    •  

    •  

    •  

    • Вкус (…)

    •  

    • Малиновый

    •  

    •  

    •  

    • Слух (…)

    Посмотрите на рисунки и определите, по каким каналам и с помощью каких органов чувств получена информация?

    Понаблюдайте за окружающими вас людьми и нарисуйте в овалах лица, которые выражали следующие эмоции: радость, грусть, возмущение, удивление.

    Вывод: информация не существует сама по себе. Она определяется в информационных процессах.

    4. Изучение новой темы. Теоретическая часть.

    Компьютер — это электронный прибор, предназначенный для работы с информацией посредством автоматизированной регистрации, хранения, приема, передачи, обработки и воспроизведения данных.

    Понятие данных. Все явления природы сопровождаются энергетическим обменом. В его ходе тела выделяют и поглощают энергию. Энергетический обмен свойствен всем известным природным процессам: физическим, химическим, биологическим и их комбинациям.

    Энергия распространяется в форме сигналов. При взаимодействии сигналов с веществом происходит изменение состояний и свойств материальных тел. Если изменение зафиксировано, говорят о том, что произошла регистрация сигнала. Так образуются данные. Данные — это зарегистрированные сигналы любой физической природы.

    Текст на бумаге — это зарегистрированный результат взаимодействия бумаги и красителя. Запись на магнитной ленте — это зарегистрированные результаты изменения магнитного поля вблизи записывающей магнитной головки. Кратеры на Луне — это зарегистрированные результаты взаимодействия космических тел с ее поверхностью. Кратеры на Земле — это зарегистрированные результаты активности внутреннего вещества планеты.

    Информация. Когда говорят о том, что компьютеры предназначены для работы с информацией, имеют в виду, что информация содержится в данных. Компьютеры работают только с данными, а информация образуется в момент взаимодействия данных с информационными методами.

    Слово «информация» происходит от латинского слова informatio, что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление. Понятие «информация» является базовым в курсе информатики, невозможно дать его определение через другие, более «простые» понятия. В геометрии, например, невозможно выразить содержание базовых понятий «точка», «луч», «плоскость» через более простые понятия. Содержание основных, базовых понятий в любой науке должно быть пояснено на примерах или выявлено путем их сопоставления с содержанием других понятий.

    В случае с понятием «информация» проблема его определения еще более сложная, так как оно является общенаучным понятием. Данное понятие используется в различных науках (информатике, кибернетике, биологии, физике и др.), при этом в каждой науке понятие «информация» связано с различными системами понятий.

    Информация в биологии. В биологии, которая изучает живую природу, понятие «информация» связывается с целесообразным поведением живых организмов. Такое поведение строится на основе получения и использования организмом информации об окружающей среде.

    Понятие «информация» в биологии используется также в связи с исследованиями механизмов наследственности. Генетическая информация передается по наследству и хранится во всех клетках живых организмов. Гены представляют собой сложные молекулярные структуры, содержащие информацию о строении живых организмов. Последнее обстоятельство позволило проводить научные эксперименты по клонированию, то есть созданию точных копий организмов из одной клетки.

    Информация в кибернетике. В кибернетике (науке об управлении) понятие «информация» связано с процессами управления в сложных системах (живых организмах или технических устройствах). Жизнедеятельность любого организма или нормальное функционирование технического устройства зависит от процессов управления, благодаря которым поддерживаются в необходимых пределах значения их параметров. Процессы управления включают в себя получение, хранение, преобразование и передачу информации.

    Информация в обществе. Человек – существо социальное, для общения с другими людьми он должен обмениваться с ними информацией. В обыденной жизни информация – это сведения, сообщение, осведомленность о положении дел.

    Таким образом, информация в информатике – это:

    Информация – это знания человека (декларативные – «Я знаю, что…» и процедурные – «Я знаю как…»), которые он получает из окружающего мира и которые реализует с помощью вычислительной техники.

    В памяти человека хранится информация обо всём, что он видел, слышал, чувствовал или испытывал. Люди хранят информацию на разных носителях и для хранения информации создают библиотеки и медиатеки. Зачем всё это?

    Информационные процессы.

    Процессы, связанные со сбором, хранением, поиском, обработкой, кодированием и передачей информации, называют информационными процессами.

    Сбор информации. (слайд 2-6)

    Приходится признать, что органы чувств — наш главный инструмент познания мира — не самые совершенные приспособления. Не всегда они точны и не всякую информацию способны воспринять. Не случайно о грубых, приблизительных вычислениях говорят: «на глаз». Если бы не было специальных приборов, то вряд ли человечеству удалось бы проникнуть в тайны живой клетки или отправить к Марсу и Венере космические зонды.

    Вся деятельность человека связана с различными действиями с информацией, и помогают ему в этом разнообразные технические устройства.
    Любое научное знание начинается тогда, когда мы можем оценить полученную информацию, сравнить ее, а значит измерить. Поэтому для получения недоступной обычным органам чувств информации широко используются специальные технические устройства.

    Одно из древнейших сооружений, используемое для получения астрономической информации, находится в Англии недалеко от города Солсбери. Это Стоунхендж — «висячие камни». Он был построен примерно во II веке до н. э. Стоунхендж состоит из поставленных вертикально каменных столбов, расположенных концентрическими кольцами. На вертикальных камнях лежат горизонтальные перекладины, своего рода арки. 1963 году с помощью новейших методов исследования было уставлено, что каменные арки дают направления на крайние положения Солнца и Луны, а 56 белых лунок помогают предсказать время Солнечного и Лунного затмений.

    Одно из древнейших устройств — весы. С их помощью люди получают информацию о массе объекта. Еще один наш старый знакомый — термометр — служит для измерения температуры окружающей его среды.

    Обработка информации. (слайд 7-8)

    Обработка информации – это получение одних информационных объектов из других путем выполнения некоторых действий.           
    Приобретая жизненный опыт, наблюдая мир вокруг себя, иначе говоря — накапливая все больше и больше информации, человек учится делать выводы. В древности люди говорили, что человек познает с помощью органов чувств и осмысливает познанное разумом.

    Один раз дотронувшись до горячего чайника или утюга мы запоминаем это на всю жизнь. Каждый раз, случайно коснувшись горячей поверхности, мы отдергиваем руку, потому что у всех нас в детстве был свой «горячий чайник». Если проанализировать, почему так происходит, то можно сделать вывод о преобразовании (обработке) информации. Прикоснувшись к горячей поверхности, мы получили информацию при помощи органов осязания. Нервная система передала ее в мозг, где на основе имеющегося опыта был сделан вывод об опасности. Сигнал от мозга был послан в мышцы рук, которые мгновенно сократились. Аналогичные процессы обработки информации происходят и в тот момент, когда при первых же аккордах знакомой мелодии сразу улучшается настроение или появляются слезы.
    Все это примеры неосознанной обработки информации, которая ведется как бы «помимо нас», неосознанно.

    Можно привести много примеров осознанной обработки информации. В этом случае человек создает новую информацию, опираясь на поступающие сведения — так называемую входную информацию — и на запас имеющихся у него знаний и опыта.
    Например, на уроках химии школьник изучает правила и законы (приобретает определенные знания и навыки). Когда учитель предлагает очередную задачу (входная информация), ученик обдумывает последовательность решения, вспоминая, какие из изученных правил ему необходимо применить. Наконец, он находит ответ. Эта новая информация, созданная учеником в результате обработки входной информации, называется выходной.

    Таким образом, выходная информация всегда является результатом мыслительной деятельности человека по обработке входной информации. Можно сказать, что человек постоянно занимается обработкой входной информации, преобразуя ее в выходную.

  • Входная информация – информация, которую получает человек или устройства.
    Выходная информация – информация, которая получается после обработки человеком или устройством.

    Передача информации (слайд 9-15)
    Развитие человечества не было бы возможно без обмена информацией. С давних времен люди из поколения в поколение передавали свои знания, извещали об опасности или передавали важную и срочную информацию, обменивались сведениями. Например, в Петербурге в начале XIX века была весьма развита пожарная служба. В нескольких частях города были построены высокие каланчи, с которых обозревались окрестности. Если случался пожар, то на башне днем поднимался разноцветный флаг (с той или иной геометрической фигурой), а ночью зажигалось несколько фонарей, число и расположение которых означало часть города, где произошел пожар, а также степень его сложности. В любом процессе передачи или обмене информацией существует ее источник и получатель, а сама информация передается по каналу связи с помощью сигналов: механических, тепловых, электрических и др., участвует источник и приёмник.

    В процессе передачи информации обязательно. В обычной жизни для человека любой звук свет являются сигналами, несущими смысловую нагрузку. Например, сирена — это звуковой сигнал тревоги; звонок телефона — сигал, чтобы взять трубку; красный свет светофора — сигнал, запрещающий переход дороги. (слайд11) Канал связи – совокупность технических устройств, обеспечивающих передачу сигнала от источника информации.

    В качестве источника информации может выступать живое существо или техническое устройство. От него информация попадает а кодирующее устройство, которое предназначено для преобразования исходного сообщения в форму, удобную для передачи. С такими устройствами вы встречаетесь постоянно: микрофон телефона, лист бумаги и т. д. По каналу связи информация попадает в декодирующее устройство получателя, которое преобразует кодированное сообщение в форму, понятную получателю. Одни из самых сложных декодирующих устройств — человеческие ухо и глаз.

    В процессе передачи информация может утрачиваться, искажаться. Это происходит из-за различных помех, как на канале связи, так и при кодировании и декодировании информации. С такими ситуациями вы встречаетесь достаточно часто: искажение звука в телефоне, помехи при телевизионной передаче, ошибки телеграфа, неполнота переданной информации, неверно выраженная мысль, ошибка в расчетах. Вопросами, связанными с методами кодирования и декодирования информации, занимается специальная наука — криптография.
    При передаче информации важную роль играет форма представления информации. Она может быть понятна источнику информации, но недоступна для понимания получателя. Люди специально договариваются о языке, с помощью которого будет представлена информация для более надежного ее сохранения.

    Хранение информации (слайд 13-15)
    Человеческий разум является самым совершенным инструментом познания окружающего мира. А память человека — великолепным устройством для хранения полученной информации.

    Чтобы информация стала достоянием многих людей, необходимо иметь возможность ее хранить не только в памяти человека. В процессе развития человечества существовали разные способы хранения информации, которые совершенствовались с течением времени: узелки на веревках, зарубки на палках, берестяные грамоты, письма на папирусе, бумаге. Наконец, был изобретен типографский станок, и появились книги. Поиск надежных и доступных способов хранения информации идет и по сей день.

    Сегодня мы используем для хранения информации самые различные материалы:
    бумагу, фото- и кинопленку, магнитную аудио- и видеоленту, магнитные и оптические диски. Все это — носители информации.

    Носитель информации — материальный объект, предназначенный для хранения и передачи информации.
    Материальная природа носителей информации может быть различной: молекулы ДНК, которые хранят генетическую информацию; бумага, на которой хранятся тексты и изображения; магнитная лента, на которой хранится звуковая информация; фото- и кинопленки, на которых хранится графическая информация; микросхемы памяти, магнитные и лазерные диски, на которых хранятся программы и данные в компьютере, и так далее. Хранение информации – это ее накопление на различных носителях.

    Носитель информации – среда для записи и хранения информации:

    — любой материальный предмет

    — волны различной природы;

    — акустические носители;

    — электромагнитные носители;

    -гравитационные носители;

    — компьютерные носители.

    Носители информации характеризуются информационной емкостью, то есть количеством информации, которое они могут хранить. Наиболее информационно емкими являются молекулы ДНК, которые имеют очень малый размер и плотно упакованы. Это позволяет хранить огромное количество информации (до 1021 битов в 1 см3), что дает возможность организму развиваться из одной-единственной клетки, содержащей всю необходимую генетическую информацию.

    Современные микросхемы памяти позволяют хранить в 1 см3 до 1010 битов информации, однако это в 100 миллиардов раз меньше, чем в ДНК. Можно сказать, что современные технологии пока существенно проигрывают биологической эволюции.

    Однако если сравнивать информационную емкость традиционных носителей информации (книг) и современных компьютерных носителей, то прогресс очевиден. На каждом гибком магнитном диске может храниться книга объемом около 600 страниц, а на жестком магнитном диске или DVD — целая библиотека, включающая десятки тысяч книг.

    Большое значение имеет надежность и долговременность хранения информации. Большую устойчивость к возможным повреждениям имеют молекулы ДНК, так как существует механизм обнаружения повреждений их структуры (мутаций) и самовосстановления.

    Надежность (устойчивость к повреждениям) достаточно высока у аналоговых носителей, повреждение которых приводит к потери информации только на поврежденном участке. Поврежденная часть фотографии не лишает возможности видеть оставшуюся часть, повреждение участка магнитной ленты приводит лишь к временному пропаданию звука и так далее.

    Цифровые носители гораздо более чувствительны к повреждениям, даже утеря одного бита данных на магнитном или оптическом диске может привести к невозможности считать файл, то есть к потере большого объема данных. Именно поэтому необходимо.

  • Хранение информации — это одно из действий с информацией, необходимое, прежде всего, для обеспечения жизнедеятельности и безопасности человека.
    Обратимся к истории. Давным-давно человек не умел добывать огонь и пользоваться им. Когда во время летней засухи возникали лесные пожары, люди обратили внимание на огонь и поняли, что огонь — это горячо! Если отойти подальше, то тепло, приятно.
    Люди сохранили в своей памяти информацию о свойствах огня и о том, как можно использовать огонь, чего при этом надо опасаться. Люди стали греться у огня, готовить на огне еду, обогревать и освещать огнём свой дом, но всегда при этом старались обеспечить свою безопасность.
    Только благодаря способности человека долго хранить в своей памяти информацию, его можно научить читать, писать и считать.
    Если бы у человека не было памяти, он не смог бы найти свой дом после прогулки, свои вещи в доме, приготовить пищу. Он не знал бы имён своих родителей и друзей и многое-многое другое.
    Информация, которая хранится в памяти отдельного человека,
    недоступна другим людям.
    Если то, что знает человек, он выразит каким-либо образом: звуками устной речи, письменно или рисунком, информацией смогут воспользоваться другие люди. Представленная на носителе информация уже не «связана» с памятью отдельного, конкретного человека.
    Сохранённой, то есть представленной на носителе, информацией может пользоваться любой человек.
    Важно, что представленную на носителе инфор­мацию можно хранить и передавать другим людям. Как тем, кто находится далеко, так и тем, кто будет жить после нас.
    Информацию, представленную на носителе рисунком, числами или текстом, можно долго хранить и передавать на большие расстояния.
    В каждом доме есть фотоальбом, в котором хра­нятся фотографии родных и близких людей. Тексты и рисунки сохраняют в записных книжках, книгах, журналах, дневниках. Про журнал, записную книжку, дневник или книгу можно сказать — это хранилище за­кодированной информации.
    Книги предназначены для длительного хранения информации.
    Книги хранят в библиотеках. В библиотеке обыч­но хранится много книг. Библиотеки бывают домаш­ние и школьные, городские и районные, детские и технические.
    Библиотека — это хранилище книг, то есть хранилище
    закодированной информации.
    В настоящее время люди научились хранить не только тексты и рисунки. Появились способы кодиро­вания и хранения звуковой и видеоинформации. Уже существуют книги, учебники, справочники, энциклопедии, которые изготовлены не из бумаги, а, напри­мер, в виде магнитных и лазерных дисков. Диски хранятся не в библиотеке, а в медиатеке.
    Медиатека — это хранилище электронных книг, справочников, энциклопедий, компьютерных игр, обучающих программ.
    Компьютер тоже хранит информацию в своей па­мяти. Закодировать и хранить в памяти компьютера в виде цифровых данных можно и звуки, и изображе­ния, и тексты, и числа, и видеофильмы.
    Во время работы компьютера информация хранится в его внутренней памяти. Прежде чем выклю­чить компьютер, следует сохранить информацию на дисках (во внешней памяти), иначе она пропадёт.

  • Главное, что мы должны понять и запомнить

  • 1. Хранение информации — это одно из действий с информацией.
    2. Человек хранит информацию в своей памяти для обеспечения своей жизнедеятельности и безопасности. Память человека обеспечивает его способность учиться и работать.
    3. Книги предназначены для длительного хранения информации.
    4. Компьютер — это очень удобный инструмент для хранения закодированной информации.
    5. Закодировать и хранить в памяти компьютера можно и звуки, и изображения, и тексты, и числа, и видеофильмы.

  • Знать

  • 1.  Для чего необходимо запоминать и хранить информацию?
    2.  На каких носителях можно хранить информацию?
    3.  В каком виде хранится информация в книгах? А в памяти компьютера?
    4.  Чем библиотека отличается от медиатеки?
    5. Как, по-твоему, человеку удобнее хранить информацию — в своей памяти или в памяти компьютера?

  • Это интересно

  • В США создан компьютер, который можно носить в кармане. Монитор (жидкокристаллический) размещается у пользователя на спине, так что изображение видят только окружающие, но не сам владелец компьютера. Он может менять по своему желанию картинки и надписи на футболке или куртке. Можно также показывать мультфильмы на спине.

    Поиск информации (слайд 16-17) (Работа с Интернетрм. Тб.).

    Поиск информации – это процесс получения информации из внешнего мира и приведение ее к

    стандарту для данной информационной системы. Обмен информацией между воспринимающей ее

    системой и окружающей средой осуществляется посредством сигналов или знаков.

    Сигналы можно разделить на несколько типов:

    — по физической природе (электромагнитный, световой, тепловой, звуковой, механический,

    биохимический);

    — по способу восприятия (зрительный, слуховой, осязательный, вкусовой, болевой, физиологический).

    Знаками можно считать алфавит любого языка, знаки языка жестов, любые коды или шифры, ноты и

    т.д.


    Просто сохранить информацию недостаточно. Нужно уметь ее пользоваться. А для того чтобы воспользоваться нужной информацией в нужный момент необходимо уметь ее быстро найти.
    Поиск информации — это извлечение хранимой информации. Существуют ручной и автоматизированный методы поиска информации в хранилищах.

    Методы поиска информации:
    • непосредственное наблюдение;
    • общение со специалистами по интересующему вас вопросу;
    • чтение соответствующей литературы;
    • просмотр теле-, видеопрограмм;
    • прослушивание радиопередач и аудиокассет;
    • работа в библиотеках, архивах;
    • запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных;
    • другие методы.

    Для того чтобы собрать наиболее полную информацию и повысить вероятность принятия правильного решения, необходимо использовать разнообразные методы поиска информации.

    В процессе поиска информации вам встретится как самая полезная, так и бесполезная, как достоверная, так и ложная, объективная и субъективная информация, но чтобы не утонуть в море информации, учитесь отбирать только полезную для решения стоящей перед вами задачи. Не уподобляйте свою голову мусорному ящику, куда сваливают все без разбора.
    Для ускорения процесса получения наиболее полной информации по вопросу стали составлять каталоги (алфавитный, предметный и др.).

    Защита информации (слайд 18-20)
    В жизни человека информация играет очень важную роль. От нее зависит принятие решений, влияющих на развитие общества.
    Для предотвращения потери информации разрабатываются различные механизмы ее защиты, которые используются на всех этапах работы с ней.

    Для защиты информации используют различные способы защиты:
    • контроль доступа;
    • разграничение доступа;
    • дублирование каналов связи;
    • криптографическое преобразование информации с помощью шифров.

    Шифром называют секретный код преобразования информации с целью ее защиты от незаконных пользователей. Изобретением и использованием шифров занимается криптография.

    С давних времен криптографией увлекались и ученые, и дипломаты, и священнослужители. В истории есть немало примеров использования шифров для защиты информации. Например, Цезарь использовал для переписки специальный шифр, который вошел в историю под его именем. Это достаточно простой шифр, в котором каждая буква заменяется третьей после нее буквой в алфавите. Можно изменить величину сдвига и получить новый шифр. Важно, чтобы у отправителя и получателя сообщения была одна и та же таблица замены или перестановки букв.

    Во времена войн между Спартой и Афинами был известен один интересный шифр, который вы можете легко повторить. Для этого надо взять карандаш, обернуть его бумажной полоской и написать на ней сообщение. Развернув эту полоску, вы получите набор несвязанных букв, которые выстраиваются в определенном порядке только на карандаше нужного диаметра.

    Существует метод шифрования с помощью «ключа». Самый простой пример такого шифрования, когда номер буквы шифрованного текста в алфавите получается с помощью сложения номера буквы текста в алфавите и номера буквы ключа в алфавите.

    Итак, информационная деятельность человека включает в себя: (слайд 21)
    • Сбор информации;
    • Обработка информации;
    • Передача информации;
    • Хранение информации;
    • Поиск информации;
    • Защита информации.

    Вопросы и задания: (слайд 22)
    • Что помогает людям получать информацию?
    • Придумайте способ передачи информации.
    • Почему важно защищать информацию?
    • Какие способы защиты вы знаете?
    • Придумайте шифр и зашифруйте фразу «Я учу информатику».

    3. Передача информации в биологических системах. Общими для живой природы являются прнципы наследования, связанные с передачей информации от предков потомкам через данные, хранящиеся в цепочках ДНК.

    Передача информации в социальных системах. Символьная информация передается в речевой и письменных формах. В тех случаях, когда человеку недостаточно естественных методов для работы с данными, он может использовать искусственные методы. Широко известно использование телескопов, микроскопов, радиоприемников, телевизионных приемников, магнитофонов и других устройств. Например, человек не обладает естественными органами чувств, способными регистрировать радиоволны. В этом случае он использует радиоприемник, с помощью которого получает информацию из данных, регистрируемых антенной.

    Передача информации в технических системах. Любая техническая система передачи информации состоит из источника, приемника, устройств кодирования и декодирования и канала связи. Под кодированием понимается преобразование информации, идущей от источника, в форму, пригодную для ее передачи по каналу связи. Декодирование – это обратное преобразование. Передача информации происходит по следующей схеме:

     Виды информации:

    1)    Ааналоговая – непрерывная (воспринимается человеком);

    2)     Дискретная – скачкообразная (воспринимается вычислительной техникой – информация кодируется в двоичную форму, а затем декодируется в текст, изображение и звук).

    5.Физминутка.

    «Делай, как я!» (анимирование изображения живых неживых объектов, использование Интернета)

    6.Закрепление изученного материала.

    (чтение отрывка из сказки и определение информации)

    7.Итог урока. Рефлексия.

    Наш урок подходит к концу. Давайте проанализируем, что мы с вами сегодня успели сделать (ответы детей).

    Повторили материал изученный на прошлом уроке по теме: «Классификация информационных процессов.

    Кодирование информации. Поиск и отбор информации. Методы поиска».

    Изучили новый материал — «Хранение, передача, обработка информации».

    Закрепили новый материал на практике.

    За работу на уроке получают оценки:

    8.Домашнее задание. Знать, какие действия может совершать человек с информацией. Учащимся, имеющим компьютеры дома, начать осваивать «слепой десятипальцевый метод печати». Глава 11. С.379

    Спасибо за урок!

Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "Устаревшие слова"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: