Конспект урока по истории «Зарождение демократии в Афинах» 5 класс

Зарождение демократии в Афинах.


(Урок в 5-м классе по истории Древнего мира)

(Слайд №1)


Тип урока: урок-презентация с использованием мультимедийного продукта и активных методов обучения.

Цель урока: формирование представления учащихся о предпосылках зарождения демократии в Афинах; на примерах реформ Солона формировать представление учащихся о формах проявления демократии.

Задачи урока:

Обучающие — умение работать с исторической картой; показывать географическое положение Аттики и её центра – Афин; развитие умения пользоваться историческими терминами; формировать навыки работы с текстами документов (исторических источников); знать исторических деятелей и их вклад в развитие государства.

Развивающие – развивать логическое мышление, умение рассуждать и делать выводы.

Воспитательные – развитие интереса и уважения к истории народов мира, к достижениям древних греков в развитии политического процесса.


Оборудование:

Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. «История Древнего мира»; карта «Древняя Греция»; раздаточный материал на парты – текст «Законы Солона» (по Плутарху) (См. приложение №1). Портрет с бюста Солона. Схемы: «Знать и демос в Афинском полисе», «Управление Афинами после реформ Солона» (См. приложения №2, 3), презентация к уроку на электронном носителе, экран, мультимедиапроектор.




ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

  2. Опрос по домашнему заданию и изученному материалу.

Предварительная беседа с учащимися:

(слайды №2,3)

Учитель: — Ребята, историю какого древнего государства мы сейчас изучаем?

— К изучению какой темы мы приступили на прошлом уроке?

— Что такое полис? С историей какого древнегреческого полиса мы начали знакомиться на прошлом уроке? Где он располагался? (Показать на карте).

Индивидуальный опрос:

  1. Используя карту, дать описание Аттики и Афинского полиса. Рассказать, чем занимались жители Афин.

  2. Используя схему, раскрыть положение знати и демоса в Афинском полисе и указать причины бедственного положения земледельцев.

(Обобщая рассказ по второму вопросу, ещё раз обращается внимание учащихся на текст учебника: п. 29, с. 136, послед. абзац: «…ремесленники, торговцы, земледельцы призывали сбросить власть знатных и добиться права самим управлять государством. Демос требовал отменить долговое рабство и переделить землю»).

Учитель: Какие три основные задачи выдвигались афинским демосом?

(Возможные варианты ответов учащихся)

1. Добиться права самим управлять государством.

2. Отменить долговое рабство.

3. Переделить землю. (Слайд №4)

Учитель:

Борьба демоса способствовала зарождению демократии в Афинах. (Слайд №5)

Объявляется тема урока (дети записывают в тетради).

Мотивация к уроку: К чему привела борьба демоса в Афинах?

Кто такой Солон, какие законы он провёл и в чём их значение?


III. Новый материал.

План: (слайд №6)

  1. Демос восстаёт против знати.

  2. Законы Солона:

А) отмена долгового рабства;

Б) перемены в управлении Афинами;

3. Итоги правления Солона. Последние годы жизни.

Домашнее задание: п. 30 – пересказ, записи в тетрадях.


  1. Демос восстаёт против знати.

Учитель: Вопиющее неравенство между бедными и богатыми, несправедливое отношение к бедноте привело к восстанию демоса против знати. Смута продолжалась долго, ни одна из сторон не могла одержать верх. Наиболее благоразумные люди решили начать мирные переговоры. Роль посредника между знатью и демосом сумел выполнить Солон – поэт и воин, которого афиняне избрали главным архонтом.

  1. г. до н.э. – избрание Солона главным архонтом. (дети записывают в тетрадях). (слайд №7)

(Внимание учащихся обращается на портрет Солона).

Кто такой архонт? (Дети вспоминают о том, что так в Древней Греции называли высшее должностное лицо, выполнявшее функции правителя, которое выбирал ежегодно совет знати — ареопаг).

Давайте узнаем об этом человеке, обратившись к тексту учебника.

Перед чтением текста ставятся вопросы:

1. Попробуйте определить, какие качества Солона привлекали к нему людей?

2. За что он был избран архонтом?

(Чтение текста – стр. 137, 2-й абзац).

Дополнение учителя: (См. Плутарх. Избранные жизнеописания. Солон.

М. 1987 г. Т.1. С. 168-169).

Внимание учащихся обращается на высказывание Плутарха (слайд №8)

«Знать уважала его за богатство,

бедные – за честность»

Плутарх о Солоне.


(Дети указывают честность, разносторонние познания, одарённость и талант Солона).

Став архонтом, Солон приступил к разработке и проведению законов.

  1. Законы Солона.

Учитель: Итак, Солон приступил к составлению законов.

— Ребята, а кто являлся автором первых законов в Афинах?

— Почему их называли «кровавыми законами»?

— Почему, по словам греков, они были «писаны не чернилами, а кровью»? Какие законы можно назвать «драконовскими»?

Давайте посмотрим, что же важного было в законах Солона?

(Организация работы с документом: «Законы Солона» (по Плутарху)

Чтение и беседа по прочитанному.


Чтение пункта 1. О чём идёт речь? (Заслушиваются ответы учащихся)

Дети указывают на то, что Солон ввёл запрет на обращение в рабство за долги. Вопросы для беседы

Почему первым актом деятельности

Солона явился закон, по которому

прежние долги были прощены,

а долговое рабство отменено?

Касался ли закон об отмене

долгового рабства афинян, попавших

за границу?

(Внимание учащихся обращается на рисунок в учебнике (стр. 138) Почему ликуют одни афиняне и негодуют другие?

(Дети указывают, что долговое рабство являлось наиболее вопиющим злом для свободных граждан, так как за долги их могли обратить в рабов).


Учитель: Зачитывает по учебнику

«Солон о своих законах»

(стр. 139)

(«Мать чёрная, земля многострадальная…») (слайд №9)

Вопросы для беседы

Чтение пункта 2. О чём говорится в этом пункте? Почему Солон отменил

законы Дракона?

Как закон Солона защищал

афинских граждан от

преступлений?

(Дети говорят о том, что законы Дракона были очень жестокими и несправедливыми, и поэтому Солон их отменил, а также предоставил право всем гражданам обращаться в суд для наказания преступников и восстановления своих ущемленных прав).



В ряде законов Солон коснулся

управления Афинами.

Какие же произошли изменения?

Чтение пунктов 3,4. Допускались ли простые граждане

к управлению Афинским государством?

В каких органах управления могли

принимать участие простые граждане

Афин.

(Подчеркнуть, что по законам Солона

народ мог присутствовать на заседаниях

Народного собрания и быть судьями).


Давайте посмотрим, какие изменения произошли в управлении Афинским государством во времена Солона.

(Учащимся предлагается сравнить: (слайд №10)

  1. «Знать и демос в Афинском полисе (до реформ Солона)

  2. «Управление Афинским государством после реформ Солона» (См. приложения №2, 3)

(Необходимо подвести учащихся к выводу о том, что в управлении государством после реформ Солона стали участвовать все граждане страны (независимо от знатности и богатства).

Вводится понятие «демократия»

(дети записывают в тетради)

Демократия – «власть народа», народовластие, народное правление

demos» – народ, «kratos» — власть). (слайд №11,12)


Система судопроизводства в Афинах раскрывается учителем в рамках материала учебника.

Учитель: Судьёй мог быть любой гражданин, не моложе 30 лет, независимо от знатности и богатства, не замеченный в дурных поступках. (Зачитывается отрывок из клятвы, которую давали афиняне, избранные судьями. – См. приложение). (Слайд №13)

О методе голосования учащиеся узнают из текста учебника (стр. 139)

Учитель: итак, попробуем подвести итоги. Что же удалось изменить Солону, какие задачи были решены? Давайте сопоставим перемены, произошедшие в результате законов Солона, с задачами, стоящими перед демосом.

(Дети указывают: 1. Отмена долгового рабства. (слайд №14)

2. Отмена законов Дракона.

3. Народное собрание.

4. Народный суд.

5. На должность правителя – архонта избирался любой

богатый человек, гражданин Афин.

(записывают в тетради)

Учитель: Подумайте, чем были ограничены права демоса в законах Солона?

(Дети указывают, что демос не мог

избираться на должности архонтов – правителей).

Какая задача не была решена? (слайд №15)

(Дети указывают, что не был произведен передел земли).

Почему Солон не стал переделять землю?

(Дети указывают на боязнь смуты).

Подводя итог государственной деятельности Солона, обращается внимание детей на высказывание самого Солона:

«Трудно в великих делах сразу же всем угодить»

(слайд №16)


В объёме учебника учитель рассказывает о последних годах жизни Солона (долгие скитания за пределами Аттики и возвращение на Родину)



Вывод: итак, законы Солона и борьба демоса заложили основы демократии в Афинах. (Учащиеся записывают в тетради) (слайд №17)


IV. Подведение итогов урока и оценочная деятельность учителя



Приложение 1.

Текст «Законы Солона» (по Плутарху)


  1. Отмена существовавших долгов и запрет на будущее не давать деньги в долг «под залог тела». Выкуп ранее обращённых в долговое рабство афинян, попавших за границу, и возвращение их на родину.

  2. Солон «прежде всего отменил все законы Дракона, кроме законов об убийстве». «Солон позволил всякому гражданину выступать в защиту потерпевшего и требовать наказания преступника, если кого-нибудь били, производили над ним насилие; всякий, кто мог или хотел, имел право жаловаться на преступника и преследовать его судом…»

  3. «Желая оставить все высшие должности за богатыми, как это было и прежде, а к прочим должностям, в исполнении которых простой народ раньше не участвовал, допустить и его, Солон ввёл оценку имущества граждан. Тех, кто производил в совокупности пятьсот мер продуктов…он поставил первыми… вторыми поставил тех, кто мог содержать лошадь и производить триста мер…зегивитами были названы люди третьего ценза, у которых было двести мер и тех и других продуктов вместе. Все остальные назывались фетами; им он (Солон) не позволил исполнять никакой должности; они участвовали в управлении лишь тем, что могли присутствовать в народном собрании и быть судьями».

  4. «Солон составил совет Ареопаг из ежегодно сменяющихся архонтов; он и сам был членом его как архонт. Но, видя в народе дерзкие замыслы и заносчивость, порождённые уничтожением долгов, он учредил второй совет, выбрав в него по сто человек от каждой из четырёх фил. Им он поручил предварительно, раньше народа, обсуждать дела и не допускать внесения ни одного дела в народное собрание без предварительного обсуждения. А верхнему совету (Ареопагу) он (Солон) предоставил надзор за всем, охрану законов: он рассчитывал, что государство, стоящее на двух советах, как на якорях, меньше подвержено качке и доставит больше спокойствия народу».














Приложение №2


Знать и демос в Афинском полисе


Знать Демос

1. Принадлежит власть: 1. В управлении не участвовали.


Совет знати – ареопаг:

выбирал 9 правителей –

архонтов;

2. Осуществляли судебную власть.

3. Имели лучшие земли. 2. Имели неплодородные земли.


3. «Долговые камни».


4. Угроза рабства.




Приложение №3




«Схема управления в Афинах после реформ Солона»



Клятва, которую давали афиняне, избранные судьями

(Извлечения)


«Я буду подавать свой голос сообразно законам и моей совести, без пристрастия и ненависти.


Я буду выслушивать одинаково благосклонно и обвинителя, и обвиняемого.


Я как судья не буду брать подарков, и никто не примет их от моего имени».


(При наличии времени можно учащимся задать вопросы:

  1. Почему для судьи так важно выслушивать одинаково и обвинителя, и обвиняемого?

  2. Все любят получать подарки. Почему судьям это было строго запрещено?





Свежие документы:  Задание «Кто эти люди?» - к уроку Истории

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: