ГОУ СОШ № 1743 г.Москвы
Слайд 1
Учитель начальных классов Зайцева Ольга Петровна
Воспитатель школы полного дня Шафигуллина Елена Валентиновна
2 класс
Мастер класс интегрированный
Воспитательное мероприятие | |
Тема «Поиск закономерностей» | Тема «Движение юных пожарников» |
Цель Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих возможностей – памяти, внимания, воображения, мышления.
| Цель Профилактика пожарной безопасности |
Задачи: 1. Научить родителей развивать познавательные способности своих детей. 2. Разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности учащихся. Углубление знаний учащихся. 3. Воспитание любви к братьям нашим меньшим. 4. Практическая отработка действий по предотвращению пожара. 5. Составление памятки «Правила поведения при пожаре» |
Ход занятия:
I. Блок учителя Слайд 2
— Уважаемые родители и гости. Сегодня мы с ребятами предлагаем вам интегрированный мастер класс по курсу «Юным умникам и умницам», в основе которого лежит развитие познавательных способностей детей, и воспитательное мероприятие по противопожарной безопасности.
Сначала мы покажем фрагмент занятия, целью которого является тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих возможностей – памяти, мышления, внимания и воображения. Предлагаю вам принять участие вместе с детьми.
Каждое занятие начинается с «Мозговой гимнастики». Давайте сделаем её вместе. Слайд 3
«Мозговая гимнастика»
— Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы)
— «Ленивые восьмёрки» ( упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания)
— «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь)
— Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения)
— «Вижу палец»
— Спасибо. Уважаемые родители. У вас на парте лежит памятка по проведению мозговой гимнастики. Выполнять её можно и дома. Особенно полезно это делать перед выполнением домашнего задания или после болезни детей перед началом занятий.
А теперь – разминка. Участвуют все.
Разминка Слайд 4 (пустой)
— Летели 3 страуса. Охотник одного убил. Сколько страусов осталось? Может ли это быть? (Страусы не летают) А почему? (слишком тяжёлый, маленькие крылья)
— Что находится между городом и селом? (слово «и»)
— Какое слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы? (азбука, алфавит). Как называются эти 2 слова? (синонимы).
Кто это? Что это?
— Шипит и злится, воды боится,
С языком – а не лает, без зубов – а кусает? (огонь)
Слайд 5
— Задачка для родителей:
Человек находится в квадратной зоне, огороженной железным забором по всем четырём сторонам. В этом квадрате везде растёт трава. Начался пожар. Трава начинает гореть от одной стороны к другой (дует сильный ветер). Как спастись человеку от пожара, если перелезть стену он не может, мест, не поросших травой, нет, а малейшее попадание в огонь — смерть.
Слайды 6-7
(Он должен поджечь на подветренной от себя стороне траву и немного отойти навстречу главному пожару. Когда прогорит то, что он пожог, ему следует перебраться туда. Основной пожар туда уже не дойдёт, т.к. трава там уже вся сгорела)
Слайд 8 (пустой)
— С огнем бороться мы должны,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Зовёмся мы ….?
(Пожарники)
— Птица – лесной доктор (дятел) Почему называют доктором? (лечит деревья)
— Лесная плутовка (лиса) Назовите синоним слову «плутовка»? (хитрюга)— Таять может, да не лед.
Не фонарь, а свет дает (свеча)
Слайд 9
— Задачка для родителей:
В комнате горело 50 свечей, 20 из них погасили. Сколько останется?
Слайды 10-11
(Останется 20, погашены свечи не сгорят)
— Птичка с красной грудкой, прилетающая к нам зимой (снегирь) Посмотрите, как выглядит снегирь. Слайд 12
Закройте глаза, мысленно представьте зимний лес, снегиря, послушайте… (голос снегиря). Слайд 13
Поиск закономерностей
Снегирь принёс вам задание. Переверните лист бумаги. Игра «Внимание».
Запомните изображения и зарисуйте их в таблице как можно точнее:
Слайд 14 (пустой)
|
|
|
Слайд 15
Проверьте друг у друга ошибки. У кого нет ошибок, поднимите руку. Молодцы, вы очень внимательны. Какая фигура лишняя, почему? (вторая, т.к. в квадрат вписан круг) Слайд 16
2) Отгадайте слова (ворона, ласточка, сорока).
Слайд 17
Как назвать одним словом? (птицы). Какая птица здесь лишняя, почему? (ласточка, т.к. перелётная) О каких птицах необходимо заботиться зимой? ( зимующих….) Почему?
(Зрительная гимнастика)
О каких трёх птицах я упоминала в разминке? (страус, снегирь, дятел) Кто лишний? Почему? (страус, т.к. не летает) А какие ещё птицы не летают? (пингвин, курица) Слайд 18
Зрительная гимнастика «Птички»
— Тема занятия – поиск закономерностей. Что значит найти закономерность? (найти правило, используя которое, можно сохранить логический ряд)
Слайд 19
3) Смысловая закономерность. Определите слово, выпадающее из ряда: ОДИН, ТРИ, ВОСЕМЬ, ОГОНЬ, ДВЕНАДЦАТЬ («огонь», т.к. это не число)
Слайд 20
4) На одной странице нарисованы телевизор, электрическая плита, фен. На другой – капуста, морковь, свёкла и утюг. Что на второй странице подходит к первой?
Слайд 21
(утюг тоже электрический прибор)
Слайд 22
5) Пойми закономерность и впиши недостающее слово в скобки нижнего ряда: УТКА (УТЮГ) ЮГ (утка (утюг) юг)
КОСТЬ (?) ТЁРКА (костёр)
ПЛАНЕТА (?) МЯСО (пламя)
ДЫНЯ (?) МЫ (дым)
ПОЛ (?) ЖАРКО (пожар)
Слайд 23
(Физминутка «Пожар»)
Встаньте в круг. Я называю числа, а вы должны передавать друг другу пилотку. Если я вместо числа скажу «пожар», вы не передаёте пилотку, а надеваете её на голову. Слайд 24
6) Числовая закономерность. Перед вами весёлые человечки.
По какому правилу нужно вставить недостающее число? (разность нижних чисел)
Слайд 25
— Какое из верхних чисел лишнее и почему? (7 – не круглое)
Слайд 26
7) Составь правильные пары. Какая связь между ними?
ПИСКУН ЖУК
ЛЕСНОЙ ДОКТОР КОМАР
СВЕТЛЯЧОК ДЯТЕЛ
ПОПРЫГУНЬЯ БАБОЧКА
ПОЖАРНИЦА СТРЕКОЗА
( Дятел лечит деревья, доставая клювом вредных насекомых. Светлячок – жук, который светится в темноте. Попрыгунья Стрекоза – из басни Крылова. Комар, потому что пищит. Окраска крыльев бабочки напоминает пожар.)
Слайд 27
— Посмотрите как выглядит бабочка-пожарница.
Слайд 28
8) Решите задачу, содержащую логическую закономерность. На три цветка жёлтого, красного и синего цвета сели бабочка, жук и стрекоза. Кто, на каком цветке сидит, если бабочка — не на синем и не на жёлтом, а стрекоза не на синем.
Слайд 29
(На красном – бабочка, на жёлтом – стрекоза, на синем – жук)
-Что же такое закономерность? (правило …)
Отгадайте загадку.
В деревянном домике проживают гномики.
Осторожно их берут, головой об стенку трут,
Чиркнут ловко раз и два — загорится голова.(Спички)
Слайд 30
9) Задание со спичками (Выложено спичками на магнитах на доске). Какую закономерность вы здесь видите? Как расположены спички?
— Выложите из спичек закономерность. Переложите 4 спички так, чтобы получилось
4 равных треугольника. Слайд 31
— На кого похожа полученная фигура? (на бабочку)
II. Блок воспитателя
— Ребята, а как нужно обращаться со спичками? (Не баловаться, иначе случится пожар) Слайд 32(пустой)
Что ещё может вызвать пожар?» (Не выключенные электроприборы, замыкание в проводах, не потушенная сигарета)
— Рассмотрим ситуации (На парте — сковородка на плитке ручкой « к себе», утюг неправильно оставленный) Объясните, как исправить ситуацию.
— Какие правила противопожарной безопасности вы знаете? (…)
— По какому телефону нужно звонить в случае пожара? (01)
Слайд 33
— Вспомните сказку Маршака о пожаре. Как она называется? («Кошкин дом»)
(Физкультминутка «Кошкин дом»)
Слайд 34
— От чего загорелся кошкин дом? Кто потушил пожар?
Слайд 35
— У меня на парте различные предметы. Выберите те, которые понадобятся пожарнику и объясните свой выбор. (Вызывать по одному – каска, перчатки, огнетушитель, ящик с песком, топор, лопата, шланг, защитный экран, спички)
— Чтобы пожарные могли спасти человека из огня, они должны быть сильными, ловкими и быстрыми. Давайте проведём спортивную эстафету, а родители нам помогут. Слайд 36
(Эстафета с родителями)
1.»Быстрый пожарник»
2. «Бег с препятствиями»
3. «Распутай шланг»
4. «Спаси животное»
5. «Донеси воду»
— Молодцы, ребята и родители. А какой предмет не потребуется пожарнику, ведь вы его не выбрали? (спички) Почему они лишние? (…)
Слайд 37
— Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит.
-Эй, пожарные, бегите!
Помогите! Помогите!
— Откуда эти строчки? («Путаница») Кто автор? (Чуковский)
-Кто был виновником пожара? Вспомните строчки.
— Может ли море гореть?
— «А что может вызвать пожар в природе?» (оставленный в лесу костёр, сильная жара, удар молнии, извержение вулкана, землетрясение)
— В какой стране, недавно землетрясение вызвало сильные пожары? (В Японии)
— Взгляните, как выглядела эта страна.
Слайд 38
— Давайте вспомним ваши рисунки и посмотрим, какие ещё бывают пожары.
Слайды 39-43
(Показать картины пожаров вместе с рисунками детей, можно с музыкой)
Слайд 44
— А теперь откройте конверты. Там памятка и слова для справок. Найдите закономерность и восстановите памятку по противопожарной безопасности.
Слайд 45
— Прочитайте, что получилось
— Молодцы, ребята. Вы хорошо поработали. Вручаю вам значки «Движение юных пожарников»
Приложение № 1
«Мозговая гимнастика»
Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы):
Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.
«Ленивые восьмёрки» ( упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания):
Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь):
«Наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения):
Моргайте на каждый вдох и выдох.
«Вижу палец!»
Указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см, смотреть на палец 4-5 секунд, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 секунд, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрывать правый глаз. Повторить 4-6 раз.
Приложение « 2
Задания для детей
|
|
|
Приложение 3
Памятка
ЧТОБЫ НЕ БЫЛО ПОЖАРА
Никогда и нигде не играйте со ________________________
и ____________________________.
2. Самостоятельно не зажигайте_____________ ______________
а в сельском доме не пытайтесь растопить ___________.
Не оставляйте без присмотра включённый ____________
или ____________________.
Не играйте с _____________________, ___________________
и другими жидкостями, которые могут вспыхнуть.
5. В лесу не разжигайте ______________ без взрослых.
Слова для справок: спичками и зажигалками; костёр; газовую плиту, печь; утюг или чайник; бензином, керосином.
Литература и интернет ресурсы
1. О.Холодова. Информатика, логика, математика. Методическое пособие для 2 класса. Издание 3-е, переработанное. Курс по развитию познавательных способностей. «Юным умникам и умницам». Москва РОСТ книга 2007
2. О.Холодова. Информатика, логика, математика. Рабочая тетрадь (часть 2). Курс по развитию познавательных способностей. «Юным умникам и умницам». Москва РОСТ книга 2007
3. Электронные физминутки для глаз (часть 3). Галкина И.А, учитель начальных классов МОУ «Водоватовская СОШ» Арзамасского района, Нижегородской области
Кто ж такие птички? — https://crazymama.ru/song.php?a=1&id_song=44
https://www.prozagadki.ru/
https://fomuvi.ru/zagadki/shutochnye-zagadki/zagadka-so-svechami.html