Классный час «Путешествие по стране права человека» (для 5 – 7 классов)









ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА.

(для 5 – 7 классов)

ЦЕЛИ МЕРОПРИЯТИЯ:

  1. Познакомить учащихся с международными документами о правах человека и закрепленными в них правами детей.

  2. Способствовать воспитанию правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека.

3. Содействовать личностному росту школьника как гражданина своей страны, развитию умения рассматривать повседневные ситуации в контексте прав человека.

ПОДГОТОВКА.

I. Классные руководители делают копии резюме Всеобщей декларации прав человека и раздает их каждому ученику.

Резюме всеобщей Декларации прав человека

  1. Каждый человек свободен и ко всем нам должно, быть одинаковое отношение.

  2. Все люди равны, несмотря на различия, например, в цвете кожи, пола, религии, языка.

  3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

  4. Никто не имеет права обращаться с вами как с рабом, так же как и вы не можете сделать кого-либо своим рабом.

  5. Никто не имеет права причинять вам боль или подвергать вас пыткам.

  6. Каждый человек имеет право на равенство перед законом.

  7. Закон одинаков для всех, он должен применяться одинаково в отношении всех.

  1. Каждый человек имеет право на защиту закона в случае нарушения его прав.

  2. Никто не имеет права заключить вас в тюрьму или изгнать вас из вашей страны.

10.Каждый человек имеет право на гласный и справедливый суд.

  1. Каждый человек должен считаться невиновным, пока его виновность не будет доказана.

  2. Каждый имеет право просить о помощи, если кто-то пытается причинить вам вред, но никто не может входить в ваш дом, вскрывать ваши письма, вмешиваться в ваши дела или дела вашей семьи без уважительной причины.

  3. Каждый человек имеет право переезжать с места на место согласно своему желанию.

  4. Каждый человек имеет право выехать в другую страну искать защиты, если он стал жертвой преследования или ему угрожает преследование.

  5. Каждый человек имеет право быть гражданином своей страны. Никто не имеет права препятствовать получению вами другого гражданства, если вы этого хотите.

  6. Каждый человек имеет право на вступление в брак и создание семьи.

  7. Каждый человек имеет право владеть имуществом и личными вещами.

  8. Каждый человек имеет право на исповедание своей религии и отправление всех религиозных обрядов, также право, при желании, менять свою религию.

  9. Каждый человек имеет право на высказывание своего мнения, на получение 19. Каждый человек имеет право на высказывание своего мнения, на получение и передачу информации.

  10. Каждый человек имеет право на участие в мирных собраниях и ассоциациях.

  11. Каждый человек имеет право на участие в выборах и на участие в управлении своей страной.

  12. Каждый человек имеет право на социальную защиту, а также на развитие своих способностей.

  13. Каждый человек имеет право на труд в благоприятных условиях, за справедливое вознаграждение, а также вступать в профессиональные союзы.

  14. Каждый человек имеет право на отдых и досуг.

  15. Каждый человек имеет право на адекватный жизненный уровень и право на медицинский уход в случае заболевания.

  1. Каждый человек имеет право ходить в школу.

  2. Каждый человек имеет право участвовать в культурной жизни общества.

  3. Каждый человек обязан уважать «социальный» порядок, необходимый для осуществления всех этих прав.

  4. Каждый человек обязан уважать права других, уважать общество и общественное имущество.

  5. Никто не имеет права отнять ни одно из прав, определенных настоящей Декларацией.

II. Учащиеся знакомятся дома с резюме Всеобщей декларации прав человека и отвечают на предложенные вопросы. Можете ли вы назвать…

  1. Какое-либо право человека?

  2. Страну, где нарушаются права человека?

  3. Документ, провозглашающий права человека?

  1. Страну, где люди лишены своих прав из-за религиозных убеждений?

  2. Страну, где имеет место конфликт прав различных групп людей?

  1. Организацию, борющуюся за права человека?

  2. Фильм или книгу о правах человека?

  3. Право, которого вы лишены в школе?

  4. Человека, ведущего борьбу за права человека?

  1. Право, в котором иногда отказывается женщинам?

  2. Право, которое должны иметь все дети?

  3. Право, которого лишены в нашей стране некоторое люди?

  4. Право, которое имеют ваши родители и которого нот у вас?

  5. Ваше право, которое никогда не было нарушено?

  6. Нарушение нрав человека, которое касается лично вас?

III. Ученики знакомятся с кратким изложением Конвенции о правах ребенка.

Резюме Конвенции о правах ребёнка. 1. Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.

2.Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды.

  1. Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.

  2. Дети имеют право на медицинский уход.

  3. Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.

  4. Дети имеют право на отдых.

  5. Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.

  6. Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы или солдат.

  7. Дети имеют право говорить на родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.

10. Дети имеют право на свое мнение и на собрания для выражения своих взглядов.

IV. За месяц до игры-путешествия классные руководители побуждают детей к чтению газет, журналов, просмотру телепрограмм и прослушиванию радио для отслеживания материала, относящегося к правам человека. Ученики должны найти примеры, иллюстрирующие каждое из трех положений:

  • права, которых лишают;

  • права, которые защищены;

  • права, которые реализуются.

Участвуют учащиеся 5 – 7 классов, классные руководители.

На доске написаны тема игры-путешествия, высказывание К. Маркса: «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав»; вдоль стен размещены таблички с названиями станций и категорий прав человека; висят два плаката с резюме Всеобщей декларации прав человека и резюме Конвенции о правах ребенка; на каждом столе лежат фломастеры, ручки и листы бумаги.


Ведущий классный руководитель. Сегодня 10декабря — День прав человека. Мы с вами отправимся в путешествие.

1-я станция.

Что такое права человека?

Ведущий. Право — это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять, иметь. Права человека можно определить как основные нормы, без которых люди не могут жить достойно. Права человека лежат в основе свободы, справедливости и мира. Их соблюдение позволяет людям и сообществу в целом развиваться всесторонне. Свобода — отсутствие каких-либо ограничений в чем-то (поведении, деятельности), не запрещенном законом. Можно назвать несколько отличительных черт прав человека.

  1. Их не нужно покупать, зарабатывать или наследовать, они принадлежат людям просто потому, что они — люди. Для каждого права человека являются «неотъемлемыми».

  2. Они одинаково принадлежат всем людям независимо от расы, пола, вероисповедания, политических или иных взглядов, национального или социального происхождения. Мы все рождаемся свободными и равными по достоинству и в правах — права человека являются «всеобщими».

  3. Их нельзя отобрать — никто не имеет права лишить прав другого человека, ни по какой, причине. Люди обладают правами даже тогда, когда законы их собственных стран не признают и нарушают эти права. Например, там, где распространено рабство, рабы тоже имеют права, хотя их права попираются — права человека являются «неотчуждаемыми».

  4. Чтобы жить достойно, все люди имеют одновременно право на свободу, безопасность и приемлемый уровень жизни — права человека являются «неделимыми».

Права можно разделить на три категории.

1. Гражданские и политические права (их также называют правами первого поколения). Они ориентированы на свободу: право на жизнь; право на свободу и безопасность личности; право не подвергаться пыткам и рабству; право ни участие в политической жизни; право на свободу убеждений, слова, совести и вероисповедания; право на свободу ассоциаций и собраний.

  1. Экономические и социальные права (их также называют правами второго поколения). Они ориентированы на социальную защиту: право на труд; право на образование; право на удовлетворительный уровень жизни, пищу, жилище, медицинское обслуживание и др.

  2. Права, относящиеся к окружающей среде и культурно-духовному развитию личности (их также называют правами третьего поколения). Это право на жизнь в незагрязненной и защищенной от разрушения окружающей среде, право на культурное, политическое и экономическое развитие личности.

Утверждая, что каждый человек обладает правами, мы Говорим также, что каждый человек обязан соблюдать права

других людей.

Каждому праву соответствует обязанность. Например, ваше право на свободу высказывания ограничено, обязанностью не говорить неправду, не говорить вещи, унижающие другого человека и нарушающие его право на сохранение человеческого достоинства и доброй репутации.

Ведущий обращает внимание детей на слова К. Маркса, записанные на доске, и спрашивает, как они понимают их. Учащиеся отвечают.


2-я станция

Международные документы о правах человека.

Классные руководители знакомят учащихся с основными международными документами о правах человека, с историей их создания, выделяет наиболее важные. (Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) Потом он обращает внимание детей на плакат с резюме Всеобщей декларации прав человека и на предложенные для обсуждения вопросы. Учащиеся отвечают на них.


Ведущий . А теперь, приведите примеры, иллюстрирующие права, которых лишают; права, которые защищены; права, которые реализуются. (примеры учащихся)

3-я станция. Права ребенка.

Ведущий. Вы узнали о правах человека, а сейчас вы познакомитесь с вашими правами. Ребенку труднее, чем взрослому защищать самого себя. Как вы думаете почему?

Ученики отвечают.

Он слабее физически и психологически, раним, зависим от опеки старших. Ребенок — существо растущее, развивающееся. Поэтому и права у него особые, в чем-то отличные от прав взрослых. Они ближе к потребностям ребенка, его природе, возрасту. Об этих правах мы и будем говорить подробнее. Представьте, что Организация Объединенных Наций попросила вас составить перечень всех вещей, необходимых детям (где бы они ни жили) для их благополучия и здоровья. Сейчас вы на листочках напишете все возможные варианты.

Назовите, что из предложенного является потребностями, а что — просто желаниями. Постарайтесь определить потребности, общие для всех детей.

Ученики отвечают, а ведущий записывает их ответы на доске.

Обратите внимание на плакат с резюме Конвенции о правах ребенка. Несколько лет назад такой же список составила ООН. Позже он и был закреплен Конвенцией. Сопоставьте их список с резюме прав из Конвенции и ответьте на вопросы.

  1. Как вы думаете, почему ООН сочла важным сделать перечень прав детей?

  2. Почему, на ваш взгляд, Конвенция — это перечень потребностей, а не желаний?

  3. Считаете ли вы, что все дети в нашей стране и в мире имеют эти права? Если нет, то почему?1. Выберите одно право из Конвенции и подумайте, что mi и id бы произойти, если его отнять у ребенка?

4-й станция. Рекламируем наши права

(Ведущий делит детей на три группы и просит каждую из них выбрать любое право из Конвенции о правах ребёнка и сделать свою рекламу, разъясняющую его. Это может быть, рисунок, рекламный ролик, песня или стихотворение. Учащиеся готовятся и представляют свою рекламу)

Ведущий. А теперь, ребята, еще раз обратите внимание на резюме Конвенции о правах ребёнка и ответьте на вопросы.

  1. Что произошло бы, если бы мы игнорировали права друг друга, и каждый поступал так, как хотел?

  2. На какие права это повлияло бы? Каким образом?

  3. Хотели бы вы жить в таком мире?

И в завершение нашей игры-путешествия предлагаю вам ответить на вопросы.

  1. Как связаны права взрослого человека и права ребенка?

  2. В каких международных документах закреплены права

ребенка?

  1. К кому обращена Конвенция о правах ребенка?

  2. В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка?

  3. Каковы основные права ребенка?

  4. Как вы думаете, почему День прав человека отмечается 10 декабря?

  5. Знаете ли вы, когда отмечается Международный день Защиты детей?

Ведущий подводит итоги игры-путешествия, благодарит детей за работу и предлагает организовать в классе выпуск ежемесячного бюллетеня «Права человека». Он разъясняет, как выполняется это задание и говорит о том, что итоги работы будут подведены на конференции, посвященной Meждународному дню защиты детей.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Никитин А.Ф. Права ребенка. М., 2000. Первые шаги. Начальный курс обучения правам чело века / Под ред. Е. Потемкиной, М. Ковыневой, Э. Кин. М. 2003.

2.Разноцветный мир детства: Детские общественные организации /Авт.-сост. И.И. Фришман, Л.В. Байбородова и др



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Раздолное

Лысогорского района Саратовской области»















Устный журнал

«Путешествие по стране права человека».










Составила и провела

Михайлова Л. Д.















декабрь 2013 г.

Свежие документы:  План воспитательной работы классного руководителя, 6 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: