Конспект урока на тему «Россия – Родина моя»



Конспект

интегрированного занятия

в подготовительной группе

Россия – Родина моя







Цель: Формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств.



Задачи:

  • Расширять представления детей о Родине – России как стране, в которой они живут, о ее природных богатствах.

  • Развивать диалогическую речь, способствовать развитию зрительного восприятия, памяти, логического мышления.

  • Используя материалы былин, конкретных исторических событий, пробуждать у детей интерес к истории и культуре России, к ее прошлому.

  • Воспитывать чувство гордости за свою страну, чувство сопричастности к ее судьбе, доброту, заботу друг о друге, умение решать вопросы сообща.





Материал: записи музыкальных произведений; глобус; карта нашей Родины (для дошкольников), репродукции картин В.В. Шишкина с изображением русской природы, В.М. Васнецова «Богатыри»;

Оборудование: Проектор, экран, музыкальный центр, мольберт.



Ход занятия:

Приветствие. Звучит музыка.

Воспитатель предлагает прислушаться и определить, о чем поется в этой песне. (О Родине)

  • Я предлагаю Вам сегодня поговорить о Родине. Пожалуйста, проходите в «горницу». Я очень надеюсь, что все вы – дети добрые, заботливые, поэтому мальчики не забудут заботливо усадить девочек и сами сядут рядом с ними.

  • Сядем рядком, да поговорим ладком… Что значит «сядем рядком» я понимаю, а вот что означает «поговорим ладком»? Как это «ладком»? Как вы думаете?

  • (В ходе рассуждений подвести детей к выводу: это выражение означает не перебивать друг друга, выслушивать товарищей, ладить друг с другом, не ссориться, не выкрикивать.)

  • Вот, оказывается какая мудрая русская народная поговорка: «Сядем рядком, да поговорим ладком»! Ребята, знаете, почему мне сегодня захотелось поговорить с вами о родине?

  • Сегодня мы получили вот такое необычное письмо. Я вам его сейчас прочитаю: «Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Томми! Я хочу стать вашим другом. Я живу в Африке. Это моя родина. У нас всегда жарко, возле моего дома растут высокие пальмы. Мы с друзьями любим играть в джунглях. Я много слышал о России, говорят, что она очень большая и красивая, и живут там удивительные люди – добрые, умные, гостеприимные. Очень хочу приехать в Россию. Пока я еще маленький, но когда вырасту, обязательно приеду к вам в гости, я думаю, что вы сможете рассказать мне о своей Родине много интересного. До свидания, с нетерпением буду ждать вашего письма!».

  • Ребята, а еще Томми прислал нам свою фотографию, вот он какой веселый. Мы обязательно с ним подружимся. Для того чтобы рассказать Томми о России мы сами должны хорошо изучить нашу страну, И сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие. Прежде чем начать наше путешествие, давайте вспомним, что такое Родина. (Ответы, рассуждения детей.)

  • Родина, ребята, это место, где мы родились, где живем, где жили наши бабушки и дедушки. А вы знаете, с чего она начинается? С комнаты, в которой вы живете, с мамы, папы и всех членов семьи, с нашего детского сада, с улицы вашего дома.

Расскажите, где начинается ваша родина, где вы живете. (Домашний адрес – 3-4 ответа.)

  • А в каком городе мы с вами живем? (Ответы детей.)

  • Вспомните названия улиц нашего города.

  • А как называется наша страна? (Ответы детей.)

  • Да, мы с вами живем в прекрасной стране России. Люди, которые живут в нашей стране, называются… (Россияне.)

(Воспитатель обращает внимание детей на глобус.)

  • Посмотрите, как велика наша страна, наша красавица-Родина по имени Россия! Чтобы добраться из одного конца нашей страны в другой, придется целую неделю ехать на поезде. (Воспитатель показывает Россию на глобусе.)

  • У нас с вами не так много времени и поэтому я предлагаю вам отправиться в путешествие по ее просторам на самолете. Мы сможем полюбоваться ее красотой с высоты птичьего полета.

  • Я совсем забыла: мы не можем отправиться в дальнее путешествие без карты. Что же нам делать? Где ее взять? Ребята, у меня есть старинная волшебная книга, в ней собраны все мудрые советы. Попробую ее открыть.

(Воспитатель осторожно открывает книгу.)

  • Вот она, карта. Но что с ней? Кажется, от старости она порвалась. Не будем огорчаться, давайте попробуем ее склеить. (Воспитатель раздает детям фрагменты карты, дети на доске составляют карту из частей.)

  • Ура, у нас все получилось! Вот она наша великая Родина, наша Россия! (Показывает на большой карте.)

  • Вы хорошо справились с заданием, поэтому к полету допускаются все! Прошу занять всех свои места в салоне самолета.

Пристегнулись, полетели! (Звук самолета)

Как земля красива!

Всю планету разглядели…

И нашли Россию!

  • Кажется, наш самолет снижается. (Воспитатель помещает картинку с изображением негритенка на лесную зону на карте России.)

Ребята, а что обозначает зеленый цвет на карте нашей Родины? (Ответы детей.) Послушайте подсказку:

Нам в дождь и в зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек.
(лес)

  • Внимание, идем на посадку!

Пристегнулись, приземлились,

Возле леса очутились.

Вот он наш лес, русский лес. В народе говорят: «Лес – наше богатство». Ребята, лесов в нашей стране очень много. Почему их называют богатством? (Грибы, ягоды, орехи, лечебные травы).

  • С давних времен он давал человеку пищу, тепло, материал для строительства дома. Недаром в старину говорили: «Возле леса жить – голодному не быть».

Лес – это огромный дом. Только одно дерево может дать приют и корм многим зверям и птицам. А в лесу таких деревьев тысячи! Ребята, назовите животных, которые водятся в наших лесах?

  • Ребята, у вас на столах лежат картинки со следами лесных жителей. Давайте определим, кто пробежал по лесу? (Задание «Определи следы».)

  • Вот, как много мы знаем о нашем лесе. Лес – это богатство нашей Родины. Его нужно беречь.

  • А теперь нам пришла пора поиграть. Русские дети очень любили в старину играть в разные игры. (Русская народная игра «Дударь»)

  • Ну что, ребята, отправляемся дальше? Взлетаем! (Воспитатель перемещает картинку с изображением негритенка на обозначенные голубым цветом реки и моря.)

  • Что обозначают голубые линии на нашей карте? (Ответы детей).

  • Реки России – могучие, полноводные, несут свои воды в моря и океаны. Русские люди издревна строили свои жилища по берегам рек. Какие самые главные реки России вы помните?

  • Слушайте мою первую подсказку. Эта великая русская река, о ней слагали песни и стихи (ВОЛГА)

  • Эта река протекает в городе, где очень много музеев, старинных парков, прекрасных фонтанов, великолепных дворцов и еще в этом городе есть разводные мосты. (НЕВА)

  • Название этой реки созвучно, одинаково с названием столицы нашей Родины. Это? (МОСКВА)

  • Итак, мы приземляемся на берег Волги! Ребята, а как вы думаете, какую пользу река приносит человеку? (Ответы детей)

  • В наших реках водится очень много рыбы. Давайте заглянем в нашу «реку» (листочки голубого цвета, лежащие у детей на столах) и посмотрим на речных обитателей. Попытайтесь определить названия этих рыб. (Карась, окунь, щука, акула.)

  • Ой, ребята, мне кажется, здесь что-то напутано. Все ли из этих рыб водятся в наших реках? Какая лишняя? (Акула.)

  • Ребята, Волга – великая русская река, ее часто называют Волгой-матушкой, Волгой — красавицей, Волгой-труженицей и ласково приговаривают:

Ой, ты Волга, Волга – реченька,

Ой, река ли ты красавица!

По лугам ты льешься – стелешься,

По пескам бежишь, торопишься.

  • Ребята, летим дальше. Что такое, вот беда! Ничего не видно, все небо заволокло облаками. Что же нам делать? Вспомнила, у нас есть волшебный телескоп. Он лежит у вас на столах. Через отверстие телескопа попробуйте определить, где мы сейчас с вами пролетаем. (Дети узнают изображение Кремля.)

  • Ребята, кто помнит, как называется этот прекрасный город? (Москва.)

  • Значит, нам пора приземляться! Внимание!

Пристегнулись, приземлились

И в Москве мы очутились!

  • Вот она, Москва, на карте нашей Родины! Давайте отметим ее звездочкой. (Воспитатель ставит звездочку на карте.)

  • Москва – величавая и прекрасная, древняя и мудрая, золотится куполами, шелестит листвой деревьев, зовет прогуляться по ее улочкам, бульварам и проспектам.

  • Ребята, а почему так говорится: «Москва – всем городам мать»? (Ответы детей.)

  • Да, Москва – главный город нашей Родины, столица великой России. Давайте отметим его на карте звездочкой.

  • Посмотрите, как красива наша земля – наше отечество!

(Включает презентацию)

Если долго, долго, долго

В самолете нам лететь,

Если долго, долго, долго

На Россию нам смотреть,

И увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озера, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймем тогда какая

Наша родина большая,

Необъятная страна!

  • Любить, беречь и защищать свою родину, свое Отечество завещали нам с вами наши предки.

  • Когда-то давным-давно в высоких горах жил Святогор-богатырь. Ростом он был выше леса стоячего, а как шел Святогор по земле-матушке, леса колыхались, реки из берегов выливались. И больше всего на свете любил Святогор-богатырь землю свою русскую и никому не разрешал ее обидеть.

Но состарился Святогор-богатырь и решил передать меч свой-кладенец и дух богатырский русскому богатырю Илье-Муромцу. Клятву дал Святогору Илья-Муромец быть защитником земли русской, да не страшны ему будут войска вражьи и да не страшна ему будет даже смерть сама.

Могучий, смелый Илья-Муромец бесстрашно сражался как с чужеземными богатырями-воинами, так и с разбойниками внутри собственной страны.

Вот он, посмотрите, знаменитый Соловей-разбойник. Особенно страшен был свист его. Как засвистит Соловей-разбойник, листва с деревьев осыпается, земля трясется, люди гибнут. Да не устрашился Илья-Муромец, победил Соловья-разбойника, освободил землю свою от нечисти.

Был у Ильи-Муромца товарищ верный – Добрыня Никитич. Роста был высокого, образован, грамоте обучен, в бою смел; никого никогда просто так не заругает и не обидит. Напал как-то на Русь Змеинище-Горынище. Три дня и три ночи сражался с ним Добрыня Никитич, победил Змея, освободил землю.

У Ильи-Муромца и у Добрыни Никитича был еще один друг – молодой богатырь Алеша Попович. Не силой своей побеждал он врагов, а хитростью и умом.

Вот они, знаменитые богатыри, на картине Васнецова. В середине на черном коне – Илья-Муромец, на белом коне – Добрыня Никитич, на красно-золотистом – Алеше Попович. Спокойные, уверенные в себе защитники земли русской. В них вся сила русского народа!

«Ты руби мечом врага стоячего, не губи мечом лежачего, не посрами землю русскую!», – из глубины веков дошли до нас с вами их слова.

Современные наши богатыри носят другую одежду, и в руках у них не меч и не лук со стрелами, а современное оружие, способное очень быстро уничтожить врага. Но дух богатырский сохранен.

  • Вот они современные наши защитники-богатыри: на земле, в небе, на море. Не посрамят землю русскую и наши мальчики, которые пока только играют в богатырей и учатся любить свою великую родину.

  • Вот как много интересного вспомнили мы о нашей родине. А потому что говорили ладком. Ребята, давайте крепко возьмемся за руки, посмотрим друг на друга, улыбнемся и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый и добрый. Давайте все вместе скажем: «Если дружба велика, будет родина крепка».

  • Ну что, ребята, мы обязательно напишем письмо Томми, в котором расскажем о нашем путешествии, и обязательно нарисуем ему рисунки. А на память о нашем сегодняшнем путешествии я хочу подарить вам открытку с изображением тех мест, которые нам сегодня удалось посетить. Всего вам доброго, ребята!












Свежие документы:  тест по окружающему миру

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: