Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Пахомовская основная общеобразовательная школа»
Азовского района Омской области
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме:
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных
Подготовила
учитель русского языка и
литературы
Катбина Гаухар Адылхановна
д. Пахомовка 2013
Урок-путешествие
Цели: закрепить навык орфографически верного написания гласных в
падежных окончаниях прилагательных, способствовать развитию
интереса к предмету, воспитывать любовь к русскому языку.
Ход урока
1.Организационный момент
2. Учитель. Сегодня на уроке мы должны отработать навык орфографически
верного написания гласных в падежных окончаниях прилагательных, поэтому я приглашаю вас в путешествие в государство Имя прилагательное. Расположено оно между двумя океанами: океаном Знаний и океаном Умений.
3. Работа со слайдом.
Записать в тетрадь словарные слова, вставив на месте пропусков пропущенные буквы.
Пут…шествие, м…ршрут, в…лосипед, к…рабль, п…ссаж…ры, б…лет,кас…са, орф…грамма.
Учитель: с заданием справились и можем смело отправляться в путь.
4. Появляется астролог.
Ребята, остановитесь! А вдруг впереди вас ждут опасности? Может лучше не рисковать и остаться дома? Не хотите? Так давайте я предскажу вам по звёздам, каким будет путешествие.
Козерогам, Овнам, Водолеям и Рыбам надо опасаться перелёта через океан Знаний, так как их могут подвести нетвёрдые знания.
Тельцы, Близнецы, Раки, Львы и Девы в районе моря Грамотеев могут заразиться опасной болезнью ошибейкой.
Весам, Скорпионам и Стрельцам нужно беречь силы для прохождения района Орфография, где их может поразить орфографический вирус.
В целом, путешествие благоприятно подействует на знания учащихся.
5. Учитель: значит, опасности будут, но мы их преодолеем! Ведь мы знаем много о том государстве, в которое отправляемся.
Ответы учащихся на вопросы:
Что такое имя прилагательное?
Как изменяются имена прилагательные?
С какой частью речи они согласуются?
Какова роль в предложении имени прилагательного?
Ребята, через океан мы полетим на самолёте. Чтобы полёт был успешным, нам надо отредактировать приветственное обращение авиакомпании.
Уважаем… пассажиры!
Вы находитесь на борту скоростн… лайнера. Просим всех
соблюдать спокойствие во время полёта. Счастлив… пути
и мягк… посадки!
Дописать окончания имён прилагательных, указать падеж, число и род.
6. Физкультминутка
7. Учитель: итак, перелёт завершен. Наш самолёт произвёл посадку в городе под названием «Окончание».
Законы в городе очень строгие. За ошибку в окончании следует вечная ссылка на озеро Нулевого окончания.
Работа с тестами: 1. Какое окончание нужно дописать? Выберите столбик: а, б, в или г, в котором последовательно расположенные окончания соответствуют окончаниям данных прилагательных:
1 вариант
а б в г
сине.. пальто яя ия ее ие
прежн.. подругу ую ею юю ию
средн.. полоса яя ея яя ия
у хорош.. друга ова ева его ого
2 вариант
а б в г
ранн.. весной ей ий ий ей
вечерн.. зарю яю ию ею юю
у больш.. дуба ова ева его ого
весенн.. пора ия ея яя яя
8. Учитель: Наш путь проходит через район Орфография. Здесь свирепствуют орфографические вирусы, они очень опасны.
Выбегают вирусы:
— Вы в плену теперь у нас! Целый класс! Целый класс!
— Мы вирусы свирепые, мы вирусы опасные.
— Правило услышите и буковку напишите.
Учащиеся называют 4 правила:
Определить, к какому существительному относится прилагательное.
Определить род, число и падеж этого существительного и прилагательного.
Вспомнить, какое окончание пишется у прилагательного в этой форме.
Подставить для проверки вопросительное слово какой.
Работа по учебнику. Упражнение 579- комментированно
Вирусы: Ой, вы все грамотные, нам вас не одолеть. ( убегают )
Учитель: Наше путешествие продожается. Дальше мы поедем на велосипедах. Но, чтобы их получить, надо выполнить задание на внимание и смекалку.
Игра: Составь слово ( бесстрашный )
Мы все уже на велосипедах. Но нам пора уже возвращаться домой. Как же это сделать побыстрее?
Ребята, вы должны составить небольшой текст с описанием сегодняшнего дня, используя слова для справок.
День: ясный, пасмурный, тёплый, холодный
Небо: ярко-синее, ясное, угрюмое, высокое, мутное
Воздух: прозрачный, туманный, сырой, лёгкий, морозный
Снег: глубокий, хрупкий, последний, рыхлый, зернистый.
Учащиеся читают составленные тексты.
А теперь закройте глаза и откройте их на счёт три. Вот мы и дома. Наше путешествие подошло к концу.
Д/з: повторить о.18
Итог урока: оценки
Список использованной литературы:
1. Русский язык: Учеб. для 5кл. общеобразоват. учреждений/ Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.- М.: Просвещение, 2012.-303 с.: ил.
2. Ушаков Д. Н. , Крючков С. Е.
Орфографический словарь: для учащихся сред. шк.-40-е изд., испр.- М.:
Просвещение, 1988.- 222 с.
3. Бузина Е. В. Анализ средств художественной выразительности в
тестовых заданиях: учебно-методическое пособие.- Омск: Изд-во ОмГПУ,
2004.- 72 с.