Обобщение опыта на тему «Современные педагогические технологии в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья»

Современные педагогические технологии в воспитании детей

с ограниченными возможностями здоровья.

Меня зовут Евгения Виталиевна, я работаю воспитателем группы детей третьего — четвёртого классов. В группе одиннадцать детей: две девочки и девять мальчиков, среди них шесть детей-инвалидов, двое опекаемых детей, трое детей из малообеспеченных семей, три ребёнка из многодетных семей. Все дети с диагнозом лёгкая степень умственной отсталости, у двоих – выраженное расстройство экспрессивной речи.

Проблемы, возникающие в нашей группе,- это отсутствие внимания у детей, проблемы в формировании интересов, а также проблемы взаимоотношений в коллективе. В своей работе над ними я использую различные педагогические технологии.

Так как у нас объединённая группа детей, то между ними неизбежно возникают ссоры (кто-то взял чужую линейку, карандаш, сел не на своё место и т.п.). В этой связи я использую групповую проблемную работу, в ходе которой выстраивается технология «ситуации анализа очередной ссоры»:

1)участники ссоры отвечают на вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;

2)«пострадавшей стороне» даётся понять, что воспитатель понимает его ситуацию;

3)поссорившихся выводят на размышления о том, почему произошла ссора;

4)обсуждение с детьми пути решения произошедшего.

В результате использования этой технологии я добилась того, что ссор во 2 четверти стало намного меньше по сравнению с началом учебного года, дети стали дружнее, охотнее делятся школьными принадлежностями.

Также я использую в своей работе здоровьесберегающие технологии. Например, во время вечерних занятий и самоподготовки провожу с детьми физминутки, пальчиковую гимнастику, упражнения для глаз и правильной осанки, что позволяет избежать переутомления, искривления позвоночника и других негативных факторов. Обязательно совершаем прогулки на свежем воздухе, провожу подвижные игры, спортивные часы. Два раза в месяц провожу мероприятия по формированию здорового образа жизни, профилактике вредных привычек, особенностям полового развития детей младшего школьного возраста.

Мной проведены такие занятия: «Красивые зубы – красивая улыбка», «Правильное питание – основа ЗОЖ», «Азбука здоровья». Очень помогли мероприятия о правильном питании, так как многие дети не любят супы, каши, а после целенаправленных занятий стали понимать, что жидкое необходимо организму, и теперь стараются съедать хотя бы половину порции.

Ещё активно использую в своей работе игровые технологии, они являются составной частью педагогических технологий и в жизни детей выполняют такие важнейшие функции, как:

— развлекательную: основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес;

Свежие документы:  Профориентационное занятие для подростков 8 – 9 –е классы

— коммуникативную: освоение культуры общения;

— терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

— диагностическую: самопознание в процессе игры;

— коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

— социализации: включение в систему общественных отношений.

Педагогические игры — достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Так, в результате использования цикла игр в воспитательном процессе («Кто с кем дружит», «Мы с тобой одна семья», «Дерево вежливости», «Вежливые прятки» и др.) я добилась повышения уровня воспитанности и сплочённости ребят.

Следующая технология, которую я использую в своей работе – это информационно-коммуникативная технология (ИКТ). Использование данной технологии делает воспитательный процесс более современным, оказывает комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательного мероприятия, делает процесс воспитания более привлекательным для детей, способствует адаптации ребёнка в современном информационном пространстве. Я проводила с детьми занятия с использованием компьютерных презентаций «Наша родина – Кубань», «Огонь не прощает ошибок», «Школа вежливых наук» и др. В результате дети были более активны, чем на обычных занятиях, лучше усвоили материал, им было очень интересно.

В заключение своего выступления хочу рассказать ещё об одной технологии — это технология коллективно-творческих дел (КТД). Принято выделять несколько видов КТД:

Познавательные дела. Цель – развитие у школьников познавательных интересов.

Трудовые дела. Цель – воспитывать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности.

Художественные дела. Цель – развивать художественно-эстетические вкусы детей.

Спортивные дела. Цель – развитие положительного отношения к спортивно-оздоровительной стороне жизни.

Ещё есть Экологические и Досуговые дела.

Главное, что любое коллективно-творческое дело объединяет детей и взрослых общими целями, жизненно важными заботами, а отношения между ними строятся на принципах сотрудничества и сотворчества.

Дети нашей группы участвовали в следующих КТД: «Последний звонок», «День учителя», «День матери»; принимали участие во всех предметных неделях и спортивных мероприятиях, а в настоящее время ведётся активная подготовка к новому году.

Таким образом, использование современных педагогических технологий очень помогает в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья и необходимо каждому творчески работающему педагогу.













Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение

школа-интернат села Ванновского Краснодарского края

Свежие документы:  Разработка вечера "Седьмое чувство..."(конкурсная программа)









Обобщение опыта работы на тему:

«Современные педагогические технологии в воспитании детей

с ограниченными возможностями здоровья».







Подготовила выступление

воспитатель 3- 4 кл.

Е.В.Зубкова









Село Ванновское, декабрь 2011 года.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсы:

  1. https://do.gendocs.ru/docs/index-34668.html?page=8;

  2. https://textreferat.com/referat-7248-18.html;

  3. https://korkino-school3.narod.ru/p55aa1.html;

  4. https://v-vospitanie.ru/view_health.php?id=26;

  5. https://psylist.net/pedagogika/ipt.htm;

  6. https://xreferat.ru/71/117-1-igrovye-tehnologii-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatel-nyh-interesov-mladshih-shkol-nikov.html;

  7. https://belyk5.narod.ru/IKT_new.htm;

  8. https://2012.ит-образование.рф/section/78/6931/;

  9. https://p-lib.ru/pedagogika/slastenin/slastenin105.html;

  10. https://efschool.ru/pedagogam/vjspit/106-vostexnologii.html.



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: