Доклад «Интеллектуальный конкурс – одна из активных форм получения знаний и средство достижения личностных и метапредметных результатов»

МКОУ «Горячеключевская СОШ» Омского района Омской области










Доклад на тему:


«Интеллектуальный конкурс – одна из активных форм получения знаний и средство достижения личностных и метапредметных результатов»



















Учитель:

Меркушина Светлана Борисовна.






Омск, 2013 г.

Деятельностный подход в обучении актуален в наши дни, поэтому востребованными остаются активные формы обучения, такие, как, например, интеллектуальный конкурс. На конкурсе учащиеся могут не только показать, но и получить дополнительные знания.

Сами конкурсы можно проводить по-разному: от мини-викторин на уроке до конкурсов, в которых участвует вся школа. Основной задачей интеллектуального конкурса является повышение мотивации к учебе, развитее познавательного интереса, и как следствие этого – достижение личностных и метапредметных результатов.


На мой взгляд, очень важна форма проведения такого конкурса. Важно организовать конкурс таким образом, чтобы всем детям, даже «слабым», захотелось в нем поучаствовать и показать какой-либо личный результат. Для этого нужно заинтересовать ребенка и дать ему стимул в виде хорошей оценки. Предлагаю Вашему вниманию, как пример, мини-конкурс переводчиков. Какой вариант, на Ваш взгляд, будет более востребован у детей, в том числе, «слабых»:

  1. Плакат с идиомами

  2. Идиоматические выражения под картинками

  3. Соотнесение идиоматических выражений на английском языке с их русскими эквивалентами с использованием иллюстраций.

Опыт показывает, что наиболее востребованным является 3 вариант.

Давайте также сравним 3 формы проведения конкурсов:

  1. Индивидуальное первенство (олимпиада)

  2. Мини-конкурс на уроке по отдельной теме, разделу (соревнования по группам)

  3. Общешкольный конкурс

    1. Общая презентация, ответы в течение недели

    2. Возможность выбора предмета, дифференциация заданий по классам (с ограничением времени)

    3. Возможность выбора предмета, вопроса, дифференциация заданий (время не ограничено, в течение дня).

В каком конкурсе будет участвовать большее количество детей? Конечно же, с возможностью выбора предмета, вопроса и дифференциацией заданий без жесткого ограничения времени.

Такие конкурсы очень хорошо проводить на предметных неделях, когда у учителей одного направления есть возможность объединиться. Хочу поделиться опытом проведения интеллектуального конкурса «Получи свою «пятерку», в котором с удовольствием участвует вся школа.

День начинается с презентации предметов гуманитарного цикла в шуточной форме, например:

У норки мышиной дежурил наш кот,

Но, ждать бесполезно устав,

Он план безотказный придумал. И вот

Отчетливо гавкнул: «Гав-гав!»


«Раз в доме собака,- подумала мышь,-

То кот далеко. Красота!»

Но, высунув носик из норки, — Шалишь!-

Попала вдруг в лапы кота.


Мораль формулировать Мурзик привык:

Стремись изучить иностранный язык!


В фойе школы установлен стол, за которым сидит «предметная комиссия» из числа учителей гуманитарного цикла и учащихся-помощников. На столе – коробки с вопросами. Вопросы дифференцированы по предметам, возрастным категориям. Дети в течение дня могут подойти к столу, выбрать понравившийся предмет, вопрос, причем количество вопросов, на которые может ответить ребенок, не ограничено. Учащийся может поменять вопрос на другой 1 раз (как на экзамене), если считает его трудным для себя. Ответы, фамилии учащихся и класс пишутся здесь же, на обратной стороне и опускаются в специальный ящик для ответов. Суть конкурса в том, что чем больше у учащегося ответов, тем больше у него шанс получить 5 баллов.

В конце дня ответы проверяются, все правильные ответы раскладываются по предметам. Самое интересное – на следующий день: розыгрыш «пятерок» (количество «пятерок» зависит от числа участников по предмету, это решает комиссия). Крутится барабан, разыгрываются сертификаты на «пятерку» по разным предметам, которые затем торжественно вручаются учащимся на линейке.

Таким образом, что же дает нам такой интеллектуальный конкурс?



Хочу отметить, что в нашей школе ежегодно растет количество участников подобных конкурсов. В мае 2013 года 148 участников из 242 учащихся школы показали правильные ответы.

Из статистики следует, что после того как изменили форму проведения викторины, количество участников увеличилось (см. диаграмму).





Участие детей в школьной викторине по предметам гуманитарного цикла

Все формы проведения интеллектуальных конкурсов имеют свои плюсы и минусы, но надо исходить из задач, которые мы ставим, проводя мероприятия. Главное – это развитие познавательной активности учащихся, повышение мотивации и достижение как личностных, так и метапредметных результатов.


При подготовке данного доклада использовался личный опыт работы с учащимися.


Использованы материалы следующих Интернет-ресурсов:


  1. Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя https://www.zanimatika.narod.ru/Narabotki7_5_5.htm (авторство не установлено)


Свежие документы:  «Здоровьесберегающие приемы на уроках географии с детьми с ограниченными возможностями»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: