Дидактическая игра «Забавный шнурочек» на автоматизацию и дифференциацию звуков для детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Дельфин» комбинированного вида

г. Шарыпово Красноярский край








ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«ЗАБАВНЫЙ ШНУРОЧЕК»

на автоматизацию и дифференциацию звуков

для детей старшего дошкольного возраста

с речевыми нарушениями







Подготовили: учитель-логопед

Шишлянникова Галина Анатольевна

Стрелковская Ольга Николаевна











г.Шарыпово

2015

Пояснительная записка


Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Устранение недостатков звукопроизношения у детей – одна из основных задач логопеда ДОУ. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.

Несмотря на большое разнообразие логопедической литературы, дидактических пособий, не исключается поиск новых эффективных методов коррекционной работы. Именно использование разнообразных форм и методов работы приводит к эффективности в устранении речевых нарушений.

Перед вами игра для детей дошкольного возраста, направленная на автоматизацию и дифференциацию свистящих, шипящих и сонорных звуков. Кроме того, игра поможет детям развить зрительное восприятие, внимание, память, логическое и пространственное мышление, мелкую моторику рук, обогатить словарный запас, овладеть грамматическими нормами речи, навыками звукового анализа и синтеза, а так же развитию связной речи.

Яркие, красочные картинки сделают процесс усвоение материала более доступным и интересным для малышей.


Настоящее пособие адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп и родителям детей с речевыми нарушениями. Данная игра апробирована в течение двух лет и признана нами как результативная.



«Забавный шнурочек»



  1. Вариант «Назови и прошнуруй»

Цель: автоматизация и дифференциация свистящих, шипящих и сонорных звуков, развитие мелкой моторики рук.


Ребенку предлагается назвать все картинки, четко проговаривая звук и одновременно надевая (или снимая) их на шнурок.




  1. Вариант «Около»

Цель: автоматизация и дифференциация свистящих, шипящих и сонорных звуков, развитие связной речи, тонкой моторики рук.


Составь предложение со словом около. Около лавки лопата и лыжи.


  1. Вариант «Я начну, а ты закончи»

Цель: развитие навыков звукопроизношения, слухового внимания, фонематического слуха, автоматизация и дифференциация звуков.

Са-са-са, выбирай, какая картинка подходит и надевай на шнурок. (Самолет) и т.д.


  1. Вариант «Жадина»

Цель: автоматизация и дифференциация звуков, совершенствование грамматического строя речи, согласование притяжательного местоимения с существительными.


Мои сапоги, моя сабля…ребенок называет картинки и снова надевает картинку на шнурок.


  1. Вариант «Чего не стало?»

Цель: употребление существительных в единственном и множественном числе в родительном падеже.

Есть санки, не стало санок. Ребенок называет и снимает картинку со шнурка.


  1. Вариант «Два – пять»

Цель: автоматизация и дифференциация свистящих, шипящих и сонорных звуков, развитие мелкой моторики рук, согласование числительных с существительными мужского и женского рода.


А теперь давай считать (Одна сумка, 2…, 5…).






  1. Вариант «Я, мы, он, она, они»

Цель: автоматизация и дифференциация звуков, употребление глаголов в единственном и множественном числе в 1-ом, 2-ом, 3-ем лице.

Давай придумывать такие предложения. (Я купила сапоги. Мы… купили сапоги. Он… купил сапоги. Она… купила сапоги. Они… купили сапоги.)



  1. Вариант «Найди каждой картинке свой шнурок»

Цель: Дифференциация звуков звуков [с – з], [с’ – з’], [ц – с], [с – ш], [с – ж], [з – ш], [з – ж], [ц – ч], [с – щ], [л – л’], [pp’], [л – р], [л’ – p’].


  1. Вариант «Начало – середина – конец»

Цель: автоматизация и дифференциация звуков, развитие мелкой моторики рук, навыков звукового анализа, определение места звука в слове.

Назови все картинки, выбери и надень на шнурок только те, в названии которых звук… будет в начале (середине, конце) слова.



  1. Вариант «Найди лишнее слово»

Цель: автоматизация и дифференциация звуков, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов.

Определи, какая картинка, не соответствует звуковой схеме слова и найди ту, которая подойдет.



  1. Вариант «Гласный – согласный. Твердый — мягкий»


Цель: автоматизация и дифференциация звуков, закрепление понятий гласный, согласный твердый, согласный мягкий звук.


Собери картинки, которые начинаются с гласных (согласных, согласных твердых, согласных мягких) звуков.


12. Вариант «Придумай предложение»

Цель: совершенствование умения составления предложений по предметной картинке, развитие связной речи, автоматизация и дифференциация звуков.

Ребенку предлагаются пары картинок. Придумай предложение про сапоги и про сумку. (Мама купил новую сумку и сапоги)

  1. Вариант «Закончи предложение»


Я буду придумывать предложение, а ты заканчивать. (Мама мне подарила новую (ребенок ищет картинку и нанизывает на шнурок)…сумку. Мама мне подарила новый…самокат. И т.д.





























Список использованной литературы

  • Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке звуков [c], [ш], [л], [р]. Пособие для логопедов Спб.: Каро, 2006



Использованные материалы

  • Фото из личного архива

Свежие документы:  Профилактика ошибок в старших классах общеобразовательной школы на примере особенностей обучения математике семиклассников и восьмиклассников

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: