Контрольно-обобщающий урок в 6 классе по теме: «Числительное»

Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы

Средняя общеобразовательная школа № 1743

















Контрольно-обобщающий урок в 6 классе по теме:

«Числительное»

Учитель: Янченко Т.В.

























Март 2012 года





Аннотация.

Данный урок предназначен для учителей, работающих в 6-х классах. Он направлен на систематизацию и обобщение знаний о числительном, как части речи. К нему прилагаются раздаточный материал и самоанализ урока.



















































Контрольно-обобщающий урок в 6-м классе по теме: «Числительное».

Цели:

  1. Систематизация и обобщение знаний о числительном, как части речи;

  2. Углубление умений и навыков правописания имен числительных и употреблениеи их в устной речи;

  3. Воспитание любознательности и сообразительности.

Оборудование:

1.Карта – схема маршрута (изображение на доске)

2. Раздаточный материал для выполнения заданий на уроке (прилагается)

3. Таблица

4. Орфоэпические словари

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по изучаемой теме.

Межпредметные связи: уроки математики, физкультуры, истории, географии.

Порядок и количество!

Всегда, везде, во всем:

Без номера

Не встретите

На улице вы дом.

Понятно всем, что без меня

Никто не мог считать,

И пальму первенства, друзья,

Вы мне должны отдать.

П. Чесноков

Ход урока.

Доброе утро! Улыбнёмся друг другу. Сегодня у нас необычный урок. Мы должны показать гостям, что мы знаем по теме «Числительное». Ведь цифры окружают нас повсюду. Они делают нашу жизнь интереснее. Согласитесь, что мы часто задаем вопросы, на которые могут ответить цифры.

Например, сколько нужно съесть детенышу синего кита материнского молока в день, чтобы быть здоровым и сильным? Всего-то 580 литров! Впечатляет? Еще бы! С помощью числительных мы знаем сколько деток родилось в нашем городе за определенный срок, кто победил в олимпиаде и т.д.

А сегодня мы отправимся в Страну Чисел, где живут знакомые нам Числительные. Но попасть туда не просто. Попробуем ответить на некоторые вопросы из домашнего задания.

Но и этого мало. Мы должны приобрести билеты:

I класс – 936 рублей 15 копеек

II класс – 715 рублей 94 копейки

IIIкласс — 501 рубль 11 копеек.

Задание: Составить и записать в тетради предложения, используя одно из предлагаемых выражений.

  1. Я купил билет за …

  2. Я приобрёл билет стоимостью …

  3. Цена моего билета …

Ну вот билеты куплены. И мы отправляемся в путь.

Внимание! С 1-ого пути отправляется поезд в Страну Чисел. Счастливого пути!

— Какое числительное прозвучало в этом сообщении? Назовите его (первое)

— Какое оно? Как вы догадались?

Чтобы не скучать во время путешествия, давайте поиграем. Кто быстрее, четче, чище произнесет вслух одну из скороговорок.( Раздаточный материал задание № 1)

А вот и 1-ая станция – «Одиночка».

Какое числительное участвовало в образовании этого слова? (один). Историю возникновения данного слова рассказывает один из учеников.

Записать под диктовку слова, определить часть речи: четверть, четыре, дюжина, сотня, удвоить, столетний, двести, трижды, двойник.

2-ая станция – «Сто»

Стихотворение (задание № 2).

А какие еще числительные могут составлять текст.

Вскоре 7я 05 сядет за 100л, блистающий чис100ой. Сес3цы – 40ки е2 ухи3лись пре2рительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир.

Запись под диктовку.

Семь чудес света.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Семеро одного не ждут.

На седьмом небе.

Какие это числительные? Почему? Что они обозначают?

Чем объяснить такое большое количество пословиц, поговорок, связанных с этим волшебным числом?

Примерно 4 тыс. лет назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания. Эти народы наблюдали на звездном небе движение 5 планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли семь небесных светил. Древние ученые заметили, что лунный месяц равен двадцати восьми суткам, и разделили его на 4 равные части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из семи божеств. Так возникла семидневная неделя, которая перешла ко многим другим народам и дошла до нас. Число 7 считалось священным и было весьма распространенным.

Физкультминутка.

Руки вперед. Считаем пальчики, проверим косточки. Сначала считаем количественными числительными, затем – порядковыми.

На доске запись:

У обеих мальчиков, к обоим девочкам, с обеими подругами, с обоими подругами, с обоими ботинками.

Проверьте, нет ли здесь ошибок.

3-ья станция – «Этимологическая».

Прямая со стрелкой 1Прямая со стрелкой 2Пока наш поезд приближается к перрону, мы вспомним, что изучает этимология



Тьма Миллион

Заранее подготовленные ученики рассказывают историю возникновения этих слов.

Отправляемся дальше, и в пути вспомним старинные меры длины.

Аршин равен 71 см

Вершок – 4,45 см

Дюйм – 2,54 см

Фут – 0,3 м

Сажень – 2,13 м

Косая сажень – 2,48 м

Верста – 1,06 км

Пядь – 17,78 см.

4-ая станция – «Грамотейкино».

Интересно, что за грамотеи здесь живут, умеют ли они употреблять имена числительные в речи. Сейчас мы узнаем. (Задание № 3)

Прямая соединительная линия 35-ая станция – «Орфоэпическая».

И. сколько?

РПрямая соединительная линия 4Прямая соединительная линия 5Прямая соединительная линия 6. скольких?

ДПрямая соединительная линия 7. скольким?

ВПрямая соединительная линия 8. сколько?

ТПрямая соединительная линия 9. скольким?

П. о скольких?

По орфоэпическому словарю склоняем местоимение сколько, следим за ударением. Почему именно его? Дело в том, что по этим вопросам легче ставить числительное в нужную форму.

Заканчиваем урок-путешествие, прибываем на ставнцию «Школа».

Следует проверить наши знания по данной теме.

Составьте описание страуса по приведенным материалам:

Страус – самая большая птица на свете. Летать не умеет. Прекрасно бегает. До 3 м роста, 150 кг. Длина шага 3,5 м. Скорость бега до 70 км/ час.

Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание – в раздаточном материале.















Литература.

  1. В.А. Лебедев «Русский язык» «Поурочные разработки», М.- «Дрофа» 2002г. 6 кл.

  2. Н.Н. Соловьева «Русский язык в задачах и играх», М.-«Альфа» 2004г. 6 кл.

  3. Г.А. Богданова «Уроки русского языка в 6 классе», М- «Просвещение» 2009г.













































Задание № 1

Тридцать три к…рабля л…вировали, л…вировали, да не выл…вировали.

Шес(?)надцать шли мышей и шесть нашли гр…шей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.

По с…меро в сани уселись сами.



Задание № 2

У про100го 100рожа-

Непро100рный дом:

Ча100 в нем 100ножка

Бродит под 100лом.

Дорожит 100ножка

Чи100тою ног

И 100личной ваксой

Чистит 100 сапог.



Вскоре 7я о5 сядет за 100л, блистающий чи100тою. Сес3цы- 40ки е2 ухи3лись пре2рительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир.



Заданий № 3

  1. Сестер у Пети две, и все две окончили школу с золотой медалью.

  2. Четверо студенток получают повышенную стипендию.

  3. Договор подписан обоими сторонами.

  4. У меня есть двое попугаев.

  5. Мы ехали пятеро дней.

  6. Обоим спортсменкам не повезло в финале.

  7. Нас семь в одной квартире – вот так и живем.

  8. И левый, и правый глаз стали плохо видеть.



Домашнее задание:

Написать автобиографию, употребив все разряды числительных.





Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Многоугольники"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: