МБОУ «Пришибинская ООШ»
Лексическая работа на уроках русского языка в 5 классе
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Муродова Надежда Игоревна
с. Пришиб
2012
Работа по лексике имеет как общеобразовательное, так и практическое значение. Лексика расширяет знания учащихся о языке, показывает его связи с другими разделами языка, знакомит со сферами употребления слов, с источниками пополнения словарного запаса. Изучение лексики помогает детям выбрать подходящее слово для выражения своей мысли при написании творческих работ, помогает работать с выразительно-изобразительными средствами художественных произведений. Через работу со словом мы прививаем любовь к родному языку, и чем интереснее и разнообразнее будут задания, тем активнее дети будут включаться в работу на уроках.
К сожалению, на уроке бывает мало времени для обогащения словарного запаса учащихся, поэтому мы совмещаем эту работу с обучением правописанию и с развитием речи учащихся. Лексико-орфографическая работа- это важный этап урока. Сюда мы включаем разные виды деятельности по предупреждению ошибок, работу над ошибками, элементы комплексного анализа текста, творческие задания. В настоящее время существует множество методик и технологий, и каждый учитель ищет свои пути проведения лексической работы. Важно то, чтобы эта работа велась систематически, иначе она не будет эффективна.
Начиная работу в 5 классе, я стараюсь прививать детям навыки работы со словом, учить ребят искать в словах «загадку», разгадав которую, они увидят, как нужно его правильно написать и почему. Считаю, что словарно-орфографическая работа не должна сводиться только к заучиванию и толкованию его лексического значения. Полезно проводить комплексную работу. Можно попросить ребят подумать над тем, как произошло это слово, при затруднении обратиться к этимологическому словарю. История происхождения слов интересна для детей. Объясняя, например, как произошло слово «колесо», прошу обсудить попутно, родственными ли будут слова «околесица», «около», «колобок». Даю небольшое домашнее задание: изобразить слово в виде ребуса. Вот некоторые работы:
Работая над темой «Многозначные слова», ребята придумывают юмористические рисунки и объясняют ошибки друг друга. Так они увидели некоторые предложения:
Как-то в одном из журналов «Русский язык в школе» в рубрике прочитала про ассоциативные рисунки, попробовала применить их. Получилось. Ученики чётко видели выделенную орфограмму, запоминать такое слово им стало легче. Они с удовольствием предлагают свой вариант оформления слова, пытаются изобразить его. Вот некоторые работы:
В ходе работы над словом, конечно же, выполняется морфемный разбор, подбираются синонимы и антонимы. Если позволяет время, вспоминаем пословицы и поговорки, строчки из стихов или песен, где встречается это слово. Пятиклассники с удовольствием сочиняют загадки про слова. Вот какие загадки придумали мои ученики всё про то же колесо:
1) Оно есть у машины,
Скрывается под шиной,
Круглое, большое.
Что это такое?
2) Для обозрения оно
И для катания оно,
Есть у мопеда
И у велосипеда.
3)Оно в циферблате крутит стрелку,
И часто мечется в нём белка,
Хомяк его в клетке крутит.
Скажите, что это будет?
Конечно, и придумывать загадки, и рисовать картинку на одном уроке нецелесообразно, поэтому это я давала в качестве творческого домашнего задания, предложив ребятам выбор: быть «художниками» или «поэтами».
Таким образом, проведённая детьми дома работа позволила на следующем уроке закрепить пройденную орфограмму. Но такая работа возможна не с каждым словом, так как для практической работы необходимы и слова, которые употребляются не так часто, или абстрактные существительные. С такими словами пятиклассникам работать труднее. В этом случае используем работу по картинкам, составляем словосочетания, подбираем однокоренные слова, делаем запись по памяти. В работе с абстрактными словами нужен контекст. Хорошо зарекомендовали себя творческие задания «Я представил(а), что я…»Ребята не только написали миниатюры со словами, но и изобразили свои слова. Пишем также рассказы – фантазии. У многих ребят получились неплохие работы про электрический чайник, компьютерную мышь, зеркало, про приключения маленького карандашика. Каждый автор попробовал себя в роли иллюстратора своей работы, т.е. учащиеся проявили фантазию, самостоятельность, творческие способности. Такая работа оживляет урок.
После изложений и сочинений, кроме работы над орфографическими ошибками, выполняется и работа над лексическими ошибками. Ведь не секрет, что часто дети употребляют слова в несвойственном им значении, неправильно сочетают его с другими словами. Например, при написании сочинения по картине А.Н. Комарова «Наводнение» встретились мне такие «перлы»: «Заяц не сопротивлялся и сел с дедом в лодку», «Заяц сидел напуганный, он был в шоке». Мы определили значения слов «сопротивляться», «в шоке». Выяснили, можем ли мы их сочетать со словом «заяц». Исправили предложения. У ребят получились предложения «Дед взял напуганного и присмиревшего зайца в лодку». «Заяц был сильно напуган и дрожал».
Работа со словом объёмна и при всём желании не может занимать на уроке много времени, поэтому целесообразно ею заниматься во внеурочное время, на кружках, групповых занятиях. Для этого учитель должен тщательно отобрать словарный материал, определить время работы над ним и методы, которые будут интересны и эффективны.
Список использованной литературы:
Журнал «Русский язык в школе» № 6, 2000 г.
Основы методики русского языка в 4-8 классах. Под ред. А.В.Текучева, М.М. Разусловской, Т.А. Ладыженской.: М., «Просвещение», 1983 г.