Методическая разработка урока русского языка «Тире в простом предложении» (по системе Л.В.Занкова) 5 класс

МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан










Конспект урока русского языка
в 5 классе


«Тире в простом предложении»

(по системе Л.В.Занкова)




подготовила

учитель русского языка и литературы

Харитонова Наталья Сергеевна













п.г.т.Апастово, 2012 г.



Тема: Тире в простом предложении

Цели:

  • актуализация знаний о грамматической основе предложения, знакомство с алгоритмом постановки тире в простом предложении;

  • актуализация знаний о правописании Ь знака в разных частях речи; закрепление орфограммы «Чередующиеся гласные в корне слова»;

  • развитие речевых, орфографических и орфоэпических навыков; формирование навыков самоконтроля и взаимопроверки, навыков работы с текстом;

  • воспитание любви и бережного отношения к русскому языку, культуры речи, вежливого и тактичного отношения к окружающим.


Оборудование:

1. Толковый и орфографический словари русского языка.

2. Карточки для индивидуальной дифференцированной работы, карточки-информаторы, контрольные листы и тесты (на каждого ученика).

3. Учебник «Русский язык. 5 класс». Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец. Самара, изд-во «Федоров», 2004 г.

4. Сигнальные карточки «Светофор».


План урока:

  1. Организационный момент

— Сегодня мы отправимся в путешествие в Страну Простого предложения, для того чтобы сделать новые открытия. Но попасть в эту страну мы сможем только в том случае, если преодолеем интересные преграды на своем пути… Итак, готовы… Тогда отправляемся в путь.

  1. Проверка домашнего задания

— На пути 1-я преграда (проверим д/з: стр.115 №3 и закрепим знания по теме:..?

— Как называется эта грамматическая остановка? («Правописание Ь знака в разных частях речи»).

— Выборочно: Назовите слова с Ь и объясните его выбор.

( Вскачь – наречие, вяжешь – глагол 2 л., ед.ч., брошь – сущ. Ж.р. 3 скл., напиться – инфинитив и т.д.)

— Оцените себя и поставьте условный знак в контрольный лист:

Домашнее задание


Словарная работа

Тест





Примечание: 5-солнышко, 4-солнышко с облаком, 3-облако, 2-грозовая туча

  1. Словарная работа

— 2-я остановка «Словесная разминка»

а) Орфоэпическая:

Понял, поняла, создал, создала, начал, началась, начался, звонит, позвонишь, повторит, руководит, положу, положишь, положит, положить, положил, положила, класть, кладу, кладешь.

— Поставьте ударение.

— Назовите возвратные глаголы.

— Какие глаголы не употребляются без приставки?

— Придумайте и задайте ребятам свой вопрос.

Б) Орфографическая: (Работа с сигнальными карточками «Светофор»: каждой букве соответствует определенный цвет)

Ум_реть, зап_рать, сл_гаемое, предл_жить, р_стительность, зар_сли, выр_щенный, к_снуться, заг_рел, р_сток.

— Оцените себя и поставьте условный знак в контрольный лист.


  1. Итак, мы с вами стоим у ворот в Страну Предложения. Перед нами еще одна интересная преграда, которую нужно преодолеть, и тогда ворота откроются, мы войдем и сделаем новые открытия…

— А сейчас нам предстоит вспомнить о способах выражения подлежащего и сказуемого и выполнить тест. (Актуализация знаний учащихся о способах выражения главных членов предложения).

5. Самостоятельная работа учащихся с тестом (по вариантам)

(Тест №1 в приложении)


6. Взаимопроверка тестовых работ (ответы на доске)

— Оцените своего товарища и поставьте условный знак в контрольный лист.


7.

— Вот, наконец, ворота Страны Предложения открылись и мы входим… Но вдруг подул сильный ветер… Но он нам не помеха, а всего лишь…

Физминутка:

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревце.

Ветер, тише, тише, тише.

Деревце все выше, выше.

8.

— А теперь мы на пороге новых открытий… (Работа с учебником Н.В.Нечаевой «Русский язык» — стр.113)

1) Упр. 212 (Наблюдения за языковым материалом, выводы учащихся, попытки создания собственного правила).

2) Работа с правилом (стр. 113):

— Сопоставление выводов учащихся со сведениями в учебнике.

— Придумывание вопросов к правилу.

3) Домашнее задание: придумать интересные вопросы к правилу или составить тест.

9. Закрепление новых знаний

Работа со стр.114 учебника:

  1. упр. 213;

  2. упр. 214 (Выборочно)

10. Мини-тест (по вариантам)

(Тест №2 в приложении)

11. Итог урока:

— Что было интересным на уроке? Что понравилось?

— Что новое узнали? Над чем еще предстоит поработать?

12. Домашнее задание:

1) придумать интересные вопросы к правилу (с.113) или составить тест;

2) с.115 № 2(Разв. речи: описание игры)




































ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест №1

Вариант 1

1.Укажите предложения, в которых подлежащее выражено существительным.

а) Неподвижно стояли деревья…

б) В гости я к тебе

Не один пришел.

в) Нет, не тебя я знаю с детства.

г) Тонким кружевом голубым

Туман обвил виноградный сад.

2. Укажите предложения, в которых подлежащее выражено сочетанием слов.

а) Давно отгремели могучие ливни

б) Две капли брызнули в стекло.

в) Жили у бабуси

Два веселых гуся.

г) И рощи запустелые

Мне глухо шепчут вслед…

3. Укажите предложения, в которых сказуемое выражено глаголом.

а) Белка проворно прыгала с ветки на ветку.

б) Рощи голы.

в) Муж красавицы был

Воевода лихой.

г) Олимпиада по математике прошла успешно.

4. Укажите слова, которые в предложении могут быть сказуемым.

а) льётся;

б) хвойные;

в) решил помочь;

г) в горах.



Вариант 2

1. Укажите предложения, в которых подлежащее выражено местоимением.

а) Я на коне скачу ретивом

И по горам и по полям.

б) И ломается в воздухе свет

Проплывающих звёзд и планет.

в) Ты поведешь меня в сады свои густые.

г) Весёлым треском

Трещит затопленная печь.

2. Укажите предложения, в которых подлежащее выражено сочетанием слов.

а) Мы с подругой сходили в музей.

б) Здесь тучи смиренно идут подо мной.

в) Пять маленьких, быстрых головок

Выглядывать стали с гнезда.

г) Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела.

3. Укажите предложения, в которых сказуемое выражено кратким прилагательным.

а) И молния вдали от бурных туч сверкала.

б) Как ясен небосклон!

в) А кругом лежит

Степь широкая…

г) Заря чиста, и утро будет ясно.

4. Укажите слова, которые в предложении могут быть подлежащим.

а) в космосе;

б) космонавт;

в) мы с подругой;

г) он.




Тест №2

Вариант 1

Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым ставится тире.

а) Осенняя пора прекрасна!

б) Осень пора грибов.

в) Осенние пейзажи радуют душу.

г) В чистом воздухе витают осенние запахи.


Вариант 2.

Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым не ставится тире.

а) Мой отец капитан дальнего плаванья.

б) Сказка мечта человека о прекрасном.

в) Моя мать шьет одежду.

г) Июль макушка лета.




Карточки для индивидуальной дифференцированной работы:

1.Понял, поняла, создал, создала, начал, началась, начался, звонит, позвонишь, повторит, руководит, положу, положишь, положит, положить, положил, положила, класть, кладу, кладешь.



2.Ум_реть, зап_рать, сл_гаемое, предл_жить, р_стительность, зар_сли, выр_щенный, к_снуться, заг_рел, р_сток.




Карточки-информаторы:

сущ. — сущ.

инф. — инф.

числ. — числ.

инф. — это инф.

сущ. — инф.

инф. — сущ.


Использованная литература:

1. Учебник «Русский язык. 5 класс». Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец. Самара, изд-во «Федоров», 2004.

2. «Русский язык. 5 класс. Дидактические материалы, тесты». Якунина А.М. Айрис-Пресс, 2008.



















Свежие документы:  Конспект урока на тему "РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ПРИСТАВКОЙ И ПРЕДЛОГОМ"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: