Технологическая карта урока в логике системно-деятельностного подхода
Русский язык | |
Класс | 6 |
Авторы УМК | Г. Г. Граник |
Изучаемый раздел | «Глагол» |
Количество учебного времени, отведенного для изучения раздела | 13 |
Номер учебного занятия в курсе | 94 |
Номер урока в изучаемом разделе | 9 1 – из 2-х часов, отведенный на изучение темы «Глагол» |
Тема урока | «Безличные глаголы» |
Цель урока | Познакомить учащихся с новым понятием «безличные глаголы». |
Что должен знать обучающийся | Обучающийся должен знать: — определение понятия «безличный глагол»; — способы выражения данных глаголов, — роль безличных глаголов в тексте; |
Что должен уметь обучающийся
| Обучающийся должен уметь: — находить безличные глаголы в тексте, — использовать в своей речи. |
Что должен понимать обучающийся
| Обучающийся должен понимать: — что безличные глаголы, выражают действие или состояние, протекающее само по себе, без их производителя; при таком глаголе употребление подлежащего невозможно. — что они употребляются только в форме 3-го лица единственного числа настоящего и будущего времени и в форме среднего рода единственного числа прошедшего времени изъявительного наклонения, в сослагательном наклонении и в инфинитиве. |
Закрепление и развитие метапредметных (универсальных) умений | Формирование / развитие регулятивных УУД — развитие навыка постановки цели и задач урока в совместной деятельности с учителем; — развитие навыка выделения приоритетных и второстепенных для решения задач урока; — развитие навыка контроля учебного времени, отведенного для выполнения практического задания. Формирование / развитие коммуникативных УУД — развитие умения владения монологической речью по объяснению теоретического материала; — формирование навыков учебного сотрудничества при работе в группах по выполнению практического задания; — развитие навыков коммуникативной рефлексии через анализ уровня достижения цели и задач урока; — развитие умения формулировки собственного мнения. Формирование / развитие познавательных УУД — развитие навыков выполнения практических упражнений; — формирование навыка формулировки выводов на основе результатов выполнения нескольких упражнений; — формирование навыка формулировке вывода на основе полученных данных; — формирование умения давать определение понятию «безличный глагол»; — развитие умения сравнивать информацию, полученную из различных источников; — развитие умения объяснения наблюдаемых понятий в ходе работы коллективной, групповой, парной. |
Вид учебного занятия | Урок введения нового материала. |
Демонстрационный материал | — электронная презентация на тему «Безличные глаголы»; |
Раздаточный материал | — карточки с текстами для групповой работы; — карточки с текстами для индивидуальной работы; |
Контроль педагога
| На этапе освоения нового знания педагог: — задает вопросы, наталкивая учеников на определенные выводы при определении понятия «безличный глагол»; — наблюдает за работой учащихся в группе. — интересуется затруднениями, с которыми сталкиваются обучающиеся при выполнении задания; — контролирует правильность сделанных выводов в результате выполненных заданий; — стимулирует других обучающихся к формулировке краткого вывода по результатам работы одноклассников. На этапе закрепления полученных знаний учитель: — проверяет успешность выполнения задания путем опроса учащихся; — организует самопроверку выполненного задания через сравнение ответов обучающихся с правильными ответами, представленными на слайде электронной презентации и в учебнике. На этапе рефлексии учитель: — стимулирует обучающихся к анализу уровня достижения целей урока; — проверяет успешность выполнения тестового задания. — |
Самоконтроль обучающегося | На этапе освоения нового знания обучающиеся: — формулируют выводы, полученные на основе исследуемых текстов; — сравнивают определение понятия «безличный глагол», данного в учебнике с тем определением, которое вывели сами. На этапе закрепления полученных знаний обучающиеся: — сопоставляют свои выводы с выводами одноклассников, доказывают свою точку зрения; — анализируют содержание тех заданий, на которые дали неверный ответ. На этапе рефлексии обучающиеся: — оценивают уровень достижения целей урока с проговариванием во внешней речи; — формулируют вопросы, вызывающие затруднения; — выбирают уровень сложности домашнего задания. |
План урока в логике системно-деятельностного подхода
Предмет: русский язык
Возрастная группа учащихся: 6 класс.
Тема урока: Безличные глаголы.
Изучаемый раздел: «Глагол».
Место урока в изучаемом разделе: Девятый урок раздела «Глагол», первый урок в изучении данной темы.
Этап урока | Время реализации этапа | Краткое содержание этапа | |
1 | Организационный этап | 1 мин | — приветствие учителем детей — приветствие детьми учителя — создание атмосферы доверия и психологической безопасности |
2 | Этап целеполагания | 5 мин | — определение темы урока через наблюдение при выполнении заданий, предложенных учителем. — проведение фронтальной беседы по вопросу определения личных глаголов, сравнение с понятием «безличный»; — организация коллективного обсуждения данного вопроса; — постановка цели и задач урока после выяснения того факта, безличный глагол не предполагает указание на лицо, которое выполняет действие; — постановка диагностической цели урока путём обобщения учащимися определенных выводов; — составление плана работы на уроке ; |
3 | Этап освоения нового знания | 20 мин | — формулировка понятия «безличный глагол» через выполнение определенных заданий (работа с предложениями); — сравнение своих определений с определением, данном в учебнике; — изображение безличного глагола (рисунки детей, на которых они изображают свое видение безличного глагола); — Игра «кто зоркий»; — промежуточный анализ уровня достижения целей урока через предложение учителя вернуться к задачам и проанализировать, что уже сделано, что предстоит сделать дальше — Работа в группах: в каких формах может употребляться безличный глагол (приложение 2). — отчет групп о проведенных исследованиях; — обобщение результатов исследования всех групп; — формулировка единого вывода силами самих учащихся; — выполнение упражнений (учебник); — промежуточный анализ уровня достижения целей урока через предложение учителя вернуться к задачам и проанализировать, что уже сделано, что предстоит сделать дальше; — подбор к картинкам на слайде предложений с безличными глаголами |
4 | Этап закрепления полученных знаний | 15 мин | — работа с тестом; — фронтальная проверка выполнения заданий — индивидуальная работа по составлению текста с использованием безличных глаголов |
5 | Рефлексия | 5 мин | — обмен мнениями по поводу усвоения материала (что вызвало затруднения, что показалось интересным, о чем хотели бы поговорить более подробно на следующем уроке) — анализ уровня достижения целей урока путём проведения фронтального опроса (предлагается сравнить перечень задач по плану с тем, что сделано) — анализ уровня достижения единой диагностической цели через коллективное обсуждение вопросов «Знаем ли мы теперь, что такое «безличный глагол» — озвучивание учителем дифференцированного домашнего задания — оценка собственной деятельности учениками на уроке (цветовой индекс) |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1:
Конспект урока:
1. Организационный момент
2. Повторение знаний
Прослушайте стихотворение–загадку. О чем идет речь? Что это?
Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду – все в действие придет.
Летит ракета, люди строят зданья,
И рожь в полях растет.
(Учащиеся предполагают, что это глагол)
Да, это глагол. А почему вы так решили?
Найдите глаголы в этом стихотворении.
3. Определение темы и целей урока
Сегодня нам предстоит знакомство с группой очень интересных глаголов. Чем они интересны и как они называются – пока это секрет, который нам с вами предстоит разгадать. Представьте, что они потеряли свое имя, а мы поможем его найти. Вернув глаголам потерянное имя, мы выясним и тему нашего урока. Постараемся найти потерянное имя глагола?
На доске записаны предложения. Распределите их в две группы. Принцип распределения выбираете самостоятельно. Если сложно самостоятельно, можно поработать в парах.
Выпал снег. Подморозило. Мне не спится. В зимнюю пору смеркается рано. Мой друг тоже не спит.
На какие группы разделили? Свое мнение обоснуйте.
(В ходе обсуждения выделяются две группы:
предложения с обоими главными членами
предложения с одним главным членом.
Обозначим грамматические основы предложений.
Работаем с группой предложений: Подморозило. Мне не спится. В зимнюю пору смеркается рано.
Что общего, кроме того, что это в этих предложениях один главный член вы заметили? Главный член предложения один, это сказуемое).
А что можно сказать о подлежащем? Требуется ли оно в таких предложениях? (Его нет и не нужно).
Итак, глаголы данного типа относятся к группе особых глаголов. Чем же интересны данные глаголы?
Есть ли здесь действующее лицо? (Нет). То есть, какие это глаголы? (Без лица) Значит имя у них … . (Безличные глаголы).
Правильно, это безличные глаголы. Итак, мы раскрыли секрет данных глаголов и знаем, что называются они … А это значит, что сможем теперь определить тему нашего урока.
Ожидание.
— Что вы ждете от данной темы урока?
— А для чего нам нужны знания по этой теме?
— Как мы будем это достигать?
(Нам нужно узнать, что такое безличный глагол, как использовать безличные глаголы в речи, какие задания будут на уроке)
Цели.
Знать: определение безличных глаголов, способы выражения данных глаголов, их роль в тексте;
Уметь: находить безличные глаголы в тексте, использовать в своей речи.
Работа в тетради. Запишем число, тему урока.
4. Новая тема
Давайте определим способ образования слова (1 чел. у доски, остальные в тетради).
Образовалось данное слово от слова ЛИЧНЫЙ, исходя их этого давайте определим какие глаголы будут называться личными? Обратимся к предложениям с которыми мы уже работали: определите личные глаголы и безличные.
Что мы должны знать в первую очередь о безличных глаголах?
Сформулируйте определение безличных глаголов, сравните его с определением, данным в учебнике.
Читаем правило, анализируем.
А как можно изобразить безличный глагол? Перед вами чистые листы бумаги (небольшие квадраты) изобразите безличный глагол так, как вы его представляете.
Итак, с работой справились, молодцы. Рисунки далеко не убираем, они нам еще потребуются.
А сейчас мы поиграем в игру «Кто зоркий?»: безличные глаголы спрятались в предложениях (предложения записаны на доске). Зоркий тот, кто распознает в предложениях безличные глаголы.
Для этого используем наши рисунки. Ваша задача прикрепить свой рисунок рядом с предложением, где прячутся безличные глаголы (первым к доске выходит тот, кто быстрее всех поднял руку). В это время те, кто остался на своих местах, подчеркивают грамматическую основу предложения. Учащиеся у доски должны доказать, что в предложениях, которые они отметили, действительно есть безличный глагол.
Мы выходим из дома. Подморозило и воздух стал свежим. Нам легко дышится. Мы не спеша прогуливаемся по зимнему лесу. Пахнет хвоей. Стоит тишина. Вдруг тишину нарушил снег, упавший с ветки ели. И снова стихло.
Согласны ли вы, что ребята, выходившие к доске правильно справились с поставленной задачей? Докажите.
Найдите в одном из предложений спрятавшуюся ошибку, составьте схему предложения. (Учащиеся работают с предложением Подморозило, и воздух стал свежим). Обосновывают постановку запятой в сложном предложении, где первое предложение – односоставное).
Как вы считаете, достаточно ли нам этих знаний? Почему?
Действительно, нам нужно выяснить в каких формах может употребляться безличный глагол. И для этого мы проведем с вами исследование.
Работа по группам
Прочитайте тексты, найдите безличные глаголы, определите наклонение, время (если есть), лицо (если есть), род (если есть), число.
1. Сегодня мне нездоровится. Знобит и лихорадит. Я встал с постели и почувствовал, что в ушах звенит и рябит в глазах. Приехал врач, осмотрел меня, выписал лекарства.
2 . Ты бродил. И так хотелось, Не спалось и не сиделось
Чтоб меня ты вспомнил вдруг. Ни на что мне не гляделось,
Не пилось мне и не елось. Лишь на твой заречный луг.
(М. Исаковский)
3. Трудно передать словами радостное настроение.
Нелегко вырастить плодовое дерево. Начало смеркаться.
К каким выводам в ходе исследования вы пришли?
Как вы думаете, а могу ли быть безличные глаголы в форме изъявительного наклонения будущего времени?
Давайте сравним наши выводы с материалом учебника.
Составьте предложение, употребив безличный глагол в условном наклонении.
Что еще вы узнали из материала учебника?
Выполняем упражнение № 272.
Прочитайте задание про себя (под цифрой 1).
Какая задача стоит перед вами?
Итак, что мы знаем о безличных глаголах?
Выполняем упражнение № 274
выписываем глагол, определяем его форму – Кто справился, поднимите руки)
Мы с вами выяснили, что такое безличный глагол и как правильно использовать его в речи. Давайте постараемся применить полученные знания: Задание: подберите к изображениям на слайде предложения, используя безличные глаголы (как распространенные, так и нераспространенные).
Итак, что же мы узнали о безличных глаголах? А сейчас нам предстоит проверить свои знания. Небольшой тест, выписать номера предложений, в которых есть безличные глаголы.
1. Вечереет.
2.Я отправляюсь к речке.
3.Солнце уже закатилось.
4. Постепенно свежеет.
5. Как легко дышится.
6. Мне не спится.
7. Я выхожу из комнаты, иду в ближнюю рощу.
8. Осенью рано темнеет.
Взаимопроверка, отметки выставляем на поля
Встаньте, у кого 5, 4.
Нам необходимо выяснить еще один очень важный нюанс, связанный с безличными глаголами, какой? (С какой целью используется)
Выполняем упражнение № 275
С какой целью используются безличные глаголы?
Как вы думаете, используя полученные знания, мы можем теперь использовать безличные глаголы в своей речи?
Ваша задача, создать небольшой текст, употребив в нем безличные глаголы.
темы на выбор: “Идет волшебница–зима”, “День чудесный”, используя картину Линникова «Зимняя сказка».
ВЫВОД:
Подходит к концу наш урок, что узнали на уроке и чему научились?
Сбылись ли ваши ожидания?
Достигли ли мы поставленных целей?
Д/з Выписать предложения с безличными глаголами из любимого произведения или из повести А. С. Пушкина «Метель» или составить предложения, используя безличные глаголы
Приложение 2.
Группа № 1. Прочитать текст, найти безличные глаголы, выписать, определить наклонение, время, лицо, род, число
1. Сегодня мне нездоровится. Знобит и лихорадит. Я встал с постели и почувствовал, что в ушах звенит и рябит в глазах. Приехал врач, осмотрел меня, выписал лекарства.
Группа № 2. Прочитать текст, найти безличные глаголы, выписать, определить наклонение, время, лицо, род, число
Ты бродил. И так хотелось,
Чтоб меня ты вспомнил вдруг.
Не пилось мне и не елось.
Не спалось и не сиделось
Ни на что мне не гляделось,
Лишь на твой заречный луг.
(М.Исаковский)
Группа № 3. Прочитать текст, найти безличные глаголы, выписать, определить в какой форме использованы в предложении.
Трудно передать словами радостное настроение.
Нелегко вырастить плодовое дерево: оно требует заботы и внимания.
Начало смеркаться.