Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку «Славлю тебя, русский язык!» 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №70 г.Липецка













Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку

в 5 классе

«Славлю тебя, русский язык!»








подготовила

учитель русского языка и литературы

Андреева Елена Вячеславовна










г. Липецк

2012


Оформление зала:

1. Выставка словарей.

2. Высказывания великих людей мира о русском языке — плакаты.

1. Вступительное слово ведущего:

«Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.


Он язык луны и планет,

Наших спутников и ракет,

На совете за круглым столом

Разговаривайте на нем:


Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой».


Так писал о своем родном русском языке из­вестный поэт А.Яшин в стихотворении «Русский язык».

А И.Куприн нашел такие слова для описания человеческого языка:

«Вот скрипнула калитка… Вот прозвучали шаги под окнами… Я слышу, как он открыва­ет дверь. Сейчас он войдет, и между нами произойдет самая обыкновенная и самая непонятная вещь в мире: мы начнем разговаривать. Гость, издавая звуки разной высоты и силы, будет выражать свои мыс­ли, а я буду слушать эти звуковые колебания воздуха… И его мысли станут моими…».

Сегодня, дорогие мои друзья, мы проводим лингвистическую игру «Славлю тебя, русский язык!».

Мы будем говорить о необходимос­ти изучения своего родного языка, о людях, внесших огромный вклад в раз­витие и культуру России, о словарях, которые мы используем в работе.

На нашей игре присутствуют ко­манды 5 классов: мальчиков и девочек, а также зри­тели и уважаемое жюри в которое вхо­дят. … (директор, педагоги, родители, шефы) (Далее следует представление команд, жюри. Команды занимают свои места.)



Слово ведущего:

Мы проводим первый конкурс — «ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД».


(Выходит команда девочек)

Слово капитана команды:

«Мы — рыцари Ордена Книгочитающих».


«Страницы книг сродни могучим крыльям —

Листай, лети хоть прямо на Луну.

Раскрыта книга — значит, мы открыли,

Опять открыли новую страну».

(Капитан поименно представляет участников своей команды).


(Выходит команда мальчиков)

Слово капитана команды мальчиков:

«Мы — рыцари Ордена Смекалистых».


«Книжка — умный, добрый друг,

Знает книжка все вокруг:

Что, зачем, откуда, как

И о чем писал Маршак.

Чем питается верблюд?

Сколько лет киты живут?

Спросишь книжку — даст ответ,

У нее секретов нет!»

(Капитан поименно представляет участников команды).


Слово ведущего:

1.Следующий конкурс: «ПРОВЕРКА ДОМАШ­НЕГО ЗАДАНИЯ».

Домашнее задание давалось довольно трудное. В русском языке есть так называе­мые фразелогизмы — речевые обороты, ут­ратившие свой первоначальный смысл.

Объясните, как вы понимаете фразеологи­ческие обороты:


Команда мальчиков

1.чесать языком -…

2.попасть впросак -…

3.намозолить глаза -…

4.натянуть нос -…

5.витать в облаках -,..

6.биться как рыба об лед-…


Команда девочек

1 .совать нос -…

2. клевать носом -…

3.зарубить на носу -…

4.унести ноги -…

5.надуть губы -…

6. и был таков-…


2. А этот конкурс — для юных стихотворцев. Рифмы уже заданы. Пофантазируйте и помните, что стихот­ворение должно быть еще и ритмичным, попросту говоря, складным, а каждое профессионально на­писанное стихотворение имеет свой размер,

Сочини стихотворение (2-4 строки) на эти рифмы


Команда мальчиков

1. Окно — темно

2. Чулок — уволок


Команда девочек

1. Окошко — кошка

2. Журит — говорит


Пока команды заняты сочинительством, по­лезно устроить конкурс болельщиков. Он мо­жет быть самый простой: Спросите, как пишет­ся то или иное слово или что оно обозначает. Здесь нужно предусмотреть маленькие призы.


3. А теперь вас ждет библиотечный конкурс. Кто же из вас настоящий библиофил?

Дайте, как можете, определение библи­ографическим терминам:

Команда девочек

Аннотация, переплет, энциклопедия


Команда мальчиков

Форзац, библиография, титульный лист.


Ведущий игры просит жюри подвести итоги 3-х конкурсов: «Домашнее задание», «Юные стихотворцы», «Библиотечный конкурс».


4. Следующий конкурс — «СОБЕРИ СЛОВО»

(задание выдается в конвертах).

Внимание! Даю подсказку! Имейте в виду, что слово, которое нужно собрать из букв в конвер­те, относится к разделу русского языка как пред­мета изучения. Подумайте, и у вас все получится!

Команда девочек. Слово «Лексика» (в конверте бук­вы л, е, к, с, и, к, а)

Команда мальчиков. Слово -Фонетика» (в конверте буквы ф, о, н. е, т, и, к, а).

Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "Обобщение изученного материала за год"

Команды собирают слова, а мы поиграем с вами, дорогие болельщики!.


Угадай слово:

1. С «П» — куда заходит судно,

С «Б» — найдешь на кораблях,

С «Т» — так сладко и так вкусно,

С «Ф» — в военных крепостях.

(порт, борт, торт, форт)

2. С «Ю» — я по воде скольжу,

С «Я» — на голове сижу.

(шлюпка, шляпка)

3. Местоимение, предлог,

Меж них — фамилия поэта,

А целое — известный плод,

Что зреет на исходе лета.

(я-блок-о)


5. А теперь конкурс «НАЙДИТЕ СЛОВА В СЛОВЕ»

Правила этой игры просты: нужно из букв пред­лагаемого слова составить другие слова. (Лучше, чтобы по количеству букв исходные слова были оди­наковы, тогда команды будут в равных условиях}.


Команда девочек «Аэропланчик»

Команда мальчиков «Электровозик»


Одновременно с проведением конкурса про­водится викторина с болельщиками.

1. Какие три выдающихся писателя носят одну фамилию? (Л. Н. Толстой, А. К. Толстой, А. Н. Толстой)

2. Из каких книг эти герои?

  • Дуремар — А.Н.Толстой «Приключения Буратино»,

  • Волька Костыльков — Л.И. Лагин «Старик Хоттабыч»,

  • Ваня Солнцев — В. Катаев. «Сын полка».

3. Назовите басню И.А.Крылова, в которой есть строки: «Ай, Моська! Знать, она сильна…» («Слон и Моська»).

4. Назовите любые 3 произведения А.П.Гай­дара.

5. Назовите 3 писателя-натуралиста. О чем они пишут?

6. В каком произведении девизом героя были слова «Бороться и искать, найти и не сдаваться». (В.Каверин «Два капитана»),

7. В какой из сказок X. К. Андерсена упомина­ется цветок тюльпан, а в какой — роза? («Дюй­мовочка», «Снежная королева»).

8. В какой книге жил «старший брат» Буратино — деревянный мальчишка с длинным носом? (К.Коллоди «Приключения Пиноккио»)

9. Какое одноименное произведение написано А.С.Пушкиным, М.Ю.Лермонтовым, Л.Н.Толс­тым? («Кавказский пленник»)

10. В какой повести живут мальчишки, похо­жие, как близнецы, один из которых робот? (Е.Велтистов «Приключения Электроника».)


(Жюри подводит промежуточные итоги. В это время слово предоставляется команде девочек и команде мальчиков для прочтения наизусть стихов Я.Козлов­ского.)


Команда девочек:

«Русской речи государь по прозванию Словарь»

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред нами,

Та, которая словами,

Как людьми, населена.


Правит ими Государь

По прозванию Словарь

И относится он к ним,

Словно к подданным своим.


Утверждать ему не ново,

Как писать какое слово,

Как писать и как читать,

Как с другими сочетать.


Написать, к примеру, скажем,

Разрешает нам Словарь:

«Спать сегодня раньше ляжем!

Ляг в кровать, не тарабарь!»


Он, свободы зная меру,

Заменить не даст, к примеру,

Слово «ляг» словечком «ляжь».

Вот нахмурился Словарь,

Услыхал он, Государь:


«Ляжь!» — кричит собаке дама,

И румяна, и модна.

Указал он даме прямо,

Что неграмотна она.


Команда мальчиков

«Скороговорка»

Рассказать скороговорку

Тяжелей, чем влезть на горку:

«На дворе растет трава,

На траве лежат дрова».

Обязательно не свяжешь,

Обязательно не скажешь!


«На дворе растут дрова,

На дровах лежит трава».

До чего же все занятно,

До чего же непонятно!


Все 14 ребят Быстро не про—

Быстро гово—

Быстро не про-го-во-рят.

Только я один умею,

Не сбиваясь, не робея:

«Жил колпак под колпаком

С колпачихой был знаком!»

Рассказать скороговорку

Тяжелей, чем влезть на горку.


Слово ведущего:

Я объявляю конкурс «СКОРОГОВОРКА». Команды получают по 2 скороговорки.

Каждую скороговорку надо произнести по 3 раза.

5-А класс-

1. От топота копыт пыль по полю летит.

2.Стоит поп на копне, колпак на попе, Копна под попом, поп под колпаком.

5-Б класс.

1 .Иван — болван молоко болтал, да не выболтал.

2.Осип орет, Архип не отстает,

Кто кого переорет? Осип осип, Архип охрип.


(Пока готовятся команды, для болельщиков проводится «Юмористическая викторина»).

«ЮМОРИСТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА»

1. В какой сказке жительница морских глубин проучила жадину? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина)

2. Кто умудрился находиться в одно и то же время далеко и близко, высоко и низко, все ви­деть, все слышать и … есть не велел? (Маша в сказке «Маша и медведь»)

3. В какой сказке пироги, блины да сушеные грибы использовались не по назначению? («Пу­таница» К.И.Чуковского)

4. Кому удалось дважды разоблачить го­ре — строителей? (Волку из сказки С.Михалкова « Три поросенка»)

7. Какой серый зверь обидел нечетное коли­чество малышей? (Волк из русской народной сказки «Волк и семеро козлят»)

8. Старик и старуха начинают плакать после проделки маленького зверька. Успокоились они только тогда, когда получили взамен похожий предмет, но только другого цвета и другого мате­риала. (Русская народная сказка «Курочка Ряба»)

9. В какой сказке героиня поет, танцует, печет, жнет, вышивает? («Золушка» Ш.Перро)

10. Назовите два слова, начинающихся с че­тырех согласных. (Встреча, взгляд, встроить, обстроить)


Объявляю заключительный конкурс

«ОТГАДАЙ КРОССВОРД».

(Кроссворды выдаются командам в конвертах)

1. Изобретатель книгопечатания. (Гутенберг)

2. Название алфавита, созданного в 9 веке Кирил­лом и Мефодием. (Кириллица)

3. Первая русская печатная книга. (Апостол)

4. Первый русский книгопечатник. (Федоров)

5. Материал для письма, изготовленный из расти­тельного сырья. (Бумага)

6. Материал, на котором писали древние русичи. (Береста)

7. Книга Ивана Федорова для « Скорого младен­ческого научения» (Букварь)

8. Лист бумаги, приклеенный с одной стороны к пе­реплетной крышке книги. (Форзац)

9. Способ письма на глиняных плитках тростнико­вой палочкой. (Клинопись)

10. Основное устное средство общения между людьми. (Язык)

11. Прочитайте сверху вниз название современной фабрики по изготовлению бумаги. (Типография)



1.













2.












3.










4.











5.














6.










7.
















8.










9.














10.









(Пока команды отгадывают кроссворд, про­водится игра со зрителями- болельщиками)

1. Произнеси слово во множественном числе.

Плот —

крот —

кот —

рот —


Дуга —

рука —

мука –


Житель —

любитель —

Учитель —


Грек —

узбек —

человек —


Стол –

Стул —


метро —


2. Измени род имен существительных (мужской на женский)

Повар —

портной —

Купец —

храбрец —


А теперь — женский на мужской:

коза —

оса —


3. Поменяем слоги, найдем новое слово.

  • Буквы слово загадали;

«Ко» в конце и «ок» — в начале,

Это слово дарит свет.

Догадались или нет? (окошко)


  • Буквы слово поменяли:

«Ок» в конце, а «ко» в начале.

Между ними — часть лица.

Без улыбки нет словца. (колобок)

4. Поставьте имена существительные в родительный падеж множественного числа.

Килограммы — килограммов

Помидоры — помидоров

Апельсины — апельсинов

Рельсы — рельсов

Чулки — чулок

Сапоги — сапог

Ботинки — ботинок

Валенки — валенок

Яблоки — яблок

Носки — носков

Места — мест

Окна — окон


Жюри просматривает выполненные крос­сворды, подводит итоги лингвистической игры, заполняет грамоты.

На сцену приглашаются команды для оглаше­ния результатов и награждения.


ВЫСКАЗЫВАНИЯ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ,

«Как будто целый мир тебе знаком,

Когда владеешь русским языком.

Вот почему всем близок чистый, ясный,

Народа русского язык прекрасный».

И. Гришашвили

«Во дни сомнений, во дни тягостных раз­думий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, правди­вый и свободный русский язык!»

И.О. Тургенев

«…Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, пе­реданное нам нашими предшественника­ми… Обращайтесь почтительно с этим могу­щественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».

И.О. Тургенев

«Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».

А.Н. Толстой

«Язык — это оружие литератора, как ружье — солдата! Чем лучше оружие — тем сильнее воин».

М.Горький

«Да, будьте и филологами, то есть «люби­телями слова», ибо слово стоит в начале культуры и завершает ее, выражает ее».

Д.С.Лихачев

«Слово — одежда всех фактов, всех мыслей».

М.Горький

«Слова улетают, написанное остается».

Латинское изречение

«Единственное мне принадлежащее сокро­вище — это русская речь. Это русский язык. Лишь этим определяется принадлеж­ность человека к определенному месту зем­ли, которое он величает Родиной».

Б. Ахмадулина

«Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, —

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

навеки!»

А.Ахматова

«В шесть лет можно выучиться всем глав­ным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще бо­лее труда, нежели другим».

Н.М.Карамзин

«Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естест­венных понятий».

В.Г. Белинский

«Русский язык очень мягок, благозвучен и так богат гласными, как вряд ли итальянский».

И.К. Рюдигер

«Истинная любовь к своей стране немыс­лима без любви к своему языку».

К. Г. Паустовский

«Русский язык богаче всех, ибо в нем есть живость французского, твердость немецко­го, нежность итальянского и возвышенность испанского».

М.В. Ломоносов

«Дивишься драгоценности нашего языка; что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное наз­ванье еще драгоценнее самой вещи».

Н.В. Гоголь

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

1. Слово пуще стрелы разит.

2. Язык до Киева доведет.

3. Слово горы ворочает.

4. Мал язычок, а горами кидает.

5. Слово слово родит, третье само бежит.

6. От доброго слова язык не отсохнет.

7. Ласковым словом и камень растопишь.

8. У всякого словца ожидай конца.

9. На словах города берет, а на деле ни шагу вперед.

10. Не спеши языком — торопись делом.

11. Ешь пирог с грибами, а язык держи за зу­бами.

12. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

13. Без языка и колокол нем.

14. Не бросай слово на ветер.

15. На чужой роток не накинешь платок.

16. Не давши слово — крепись, а давши — держись.

17. Что написано пером, не вырубишь топором.

18. Хороша веревка длинная, а речь короткая.

19. Сорвалось словцо, не схватишь за кольцо.

20. Выпустишь словечко — не догонишь на крылечке.

21. Слово — серебро, молчанье — золото.

22. Словами горю не поможешь.

23. В зубах слово не завязнет.

24. Из одних слов шубу не сошьешь.

25. На словах густо, а в голове пусто.

26. Из пустого в порожнее переливает.

27. За твоим языком не поспеешь босиком.

28. Для красного словца не пощадит ни мате­ри, ни отца.

29. Соловья баснями не кормят.

30. И речисто, да не чисто.

31. На словах и так и сяк, а на деле никак.

32. Востер язык, да дурной голове достался.

33. Пустые речи и слушать неча,


ЧТО ЭТО?

«Я — память каждой книжной полки,

Можно сказать, я — книжное бюро.

И слава обо мне не смолкнет,

Пока есть книга и перо».

(Каталог)

«Эта дама книжная

И весьма престижная.

Кто с ней дружит, тот умен,

В ранг «всезнаек» возведен».

(Энциклопедия)

«Я очень даже много знаю

И на вопросы отвечаю

-Что есть сейчас, что было встарь.

Ну, а зовут меня …»

(Словарь)


Стихи учащихся, сочиненные на рифму «журит — говорит»

«Бабушка меня журит,

Постоянно говорит:

«Убери свои тетрадки,

Чтобы было все в порядке.


«Дома мамы нас журят:

Должны вы в школе слушаться,

Учиться думать, — говорят,

-Чтоб с вами нам не мучиться!»


Стихи, сочиненные на рифму «окошко — кошка».

Зима уже не понарошку

Раскинула снежную даль.

И сыплет холодную крошку

В ладошку мне месяц февраль.


Но холод совсем не помеха,

Ведь дома тепло и уют.

Сидит на окошке кошка,

А ходики песню поют.


Мороз разрисует окошко:

Оденет его в кружева

И смотрит задумчиво кошка,

Пушиста, бела и нежна.


Живет у нас в квартире кошка.

Она рыжая немножко.

И любит кошка по утрам

Смотреть в свое окошко.



































Список использованной литературы:

  1. Большая Советская энциклопедия т. 37., М., 1955.

  2. Григорян Л.Т. Язык мой — друг мой., М., 1988.

  3. Занимательная грамматика русского языка. Ч..2, М., 1967.

  4. Игровые уроки. Русские и зарубежные произведе­ния. 5 — 6 классы. М., 2002.

  5. Кузнецова З.Г.Игры, викторины, праздники в шко­ле и дома. М., 1999.

  6. Минский Е.М. От игры к знаниям. М., 1987.

  7. О словах разнообразных, одинаковых и разных. М., 2004.

  8. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. М., 1980.

  9. Панфилова Н.И., Садовникова В.В. 35 суббот плюс каникулы. М.,2001.

  10. Словарь В.И. Даля. М., 1982.

  11. Словарь иностранных слов. М.,1988.

  12. Словарь русского языка/Под ред. Н.Ю.Шведовой. М.,1986.


Свежие документы:  Конспект урока с использованием ЦОР по теме "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении" 9 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: