Конспект урока по физике в 7 классе «Сила трения. Трение в природе и технике»

Конспект урока по физике в 7 классе

«Сила трения. Трение в природе и технике»


Цели урока:

— ознакомить учащихся с явлением трения, сформировать понятие «сила трения»; экспериментально установить, от чего зависит эта сила; показать связь изучаемого материала с реальной жизнью на примерах применения трения в природе и технике;

— продолжить формирование умений пользоваться приборами, анализировать, сравнивать результаты опытов;

— совершенствовать навыки групповой работы.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Оборудование: брусок деревянный, дощечка деревянная, оборудование для фронтальной работы (указано в листах с описанием), ноутбук, проектор.

Учебник: Перышкин А.В. «Физика-7».


Ход урока

I. Постановка проблемы.

Учитель: Всем вам, ребята, приходилось кататься зимой с горки на санках или лыжах. Как весело спуститься с крутого склона! Но почему же съехавши с горы мы не продолжаем двигаться, а останавливаемся? Что же мешает нам двигаться все дальше и дальше? (Варианты ответов детей, см слайд №1)

Демонстрация №1. Давайте проведем простой опыт: роль лыжника будет играть брусок, а горкой будет — наклонная плоскость. Что будет наблюдаться? Как изменяется скорость бруска? Почему она изменяется? Какие силы действуют на брусок? Как они направлены? (Ответы детей, см слайд №2)


II. Формирование новых знаний.

Основные понятия, формируемые учителем

1.Трение покоя.

Чтобы сдвинуть тело с опоры нужно приложить силу. Эта сила уравновешивает силу трения. На наклонной опоре сила трения удерживает тело.

Человека при ходьбе толкает сила трения покоя. Если она мала, то ноги человека скользят, и он не может идти. (см. слайд №3-4)

2. Трение скольжения.  

Когда тело начинает двигаться по опоре, возникает сила трения скольжения, направленная в сторону, противоположную движению. Между молекулами соприкасающихся тел возникают силы взаимного притяжения, которые и являются причиной трения. (см. слайд №5-6)

3. Трение качения.

Когда необходимо уменьшить трение, то трение скольжения заменяют трением качения. Оно намного меньше трения скольжения.

Трение качения обусловлено преодолением колесом впадины, которая возникает при давлении тела на опору. (см. слайд №6-7)

4. Увеличение и уменьшение трения

Уменьшить: Смазкой (молекулы жира похожи на маленькие шарики), заменить скольжение тела качением (колесо, шарики, ролики). (см слайд №7)

Увеличить: Сделать поверхность неровной (шероховатой) или увеличить давление (силу прижатия). (см слайд №8-9)


III Физминутка


IV. Фронтальная лабораторная работа.

Учитель: Вот сколько интересного мы узнали о силе трения. Трение интересовало всегда многих людей. Так, например, Леонардо да Винчи изучал зависимость силы трения от разных веществ, от нагрузки на эти тела, от степени гладкости или шероховатости их поверхностей (см. слайд № 10). А Галилео Галилей когда изучал движение тел специальным образом их полировал, чтобы уменьшить трение (см. слайд № 11).

Свежие документы:  Контрольная работа по Химии «Химические реакции» 11 класс

А давайте повторим эксперименты Леонардо и Галилея и выясним, от чего зависит сила трения? (Учащиеся получают листы с описанием лабораторной работы)

Фронтальная лабораторная работа: Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей

Приборы и материалы: динамометр, деревянная дощечка, брусок деревянный, набор грузов по 100 г, лист бумаги, лист наждачной бумаги.

Ход работы

1. Определите цену деления шкалы динамометра.

2. Измерьте силу трения скольжения бруска с одним грузом, расположив брусок широкой гранью вниз:

а) по поверхности сосновой дощечки;

б) по гладкой бумаге;

в) по наждачной бумаге.

Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно при помощи динамометра. Результат измерений силы трения скольжения запишите в таблицу.

3. Повторите опыты с двумя грузами.

4. Повторите опыты с узкой гранью бруска (сначала с одним, затем с двумя грузами).

Вид трущихся поверхностей

Сила трения скольжения, Н

(широкая грань)

Сила трения скольжения, Н

(узкая грань)

1 груз

2 груза

1 груз

2 груза

Дерево по дереву





Дерево по гладкой бумаге





Дерево по наждачной бумаге





3. Ответьте на контрольные вопросы:

— Зависит ли сила трения скольжения от рода трущихся поверхностей?

— Зависит ли сила трения от шероховатости трущихся поверхностей?

Зависит ли сила трения скольжения от площади трущихся поверхностей?

— Зависит ли сила трения скольжения от нагрузки (силы прижимающей брусок к поверхности)?

— Какими способами можно увеличить силу трения скольжения?

— Какими способами можно уменьшить силу трения скольжения?

4. Подготовьте отчет о проделанной работе


V. Объяснение учителя (диалог с классом): трение в природе и технике.

Учитель:

— Ребята, а как вы думаете: трение полезно или вредно? (см слайд №12.)

— Какова роль силы трения при ходьбе?

— Как можно облегчить движение по льду?

— Как уменьшить трение (см. слайды №13 -16) (Смазка, подшипники, воздушная подушка.)

Справка

18 августа 1851 года император Николай I совершил первую поездку из Петербурга в Москву по железной дороге. Императорский поезд был готов к отправлению в 4 часа утра. Начальник строительства дороги, генерал Клейнмихель чтобы подчеркнуть торжественность события, приказал первую версту железнодорожного пути покрасить белой масляной краской. Это было красиво и подчеркивало то обстоятельство, что императорский поезд первым пройдет по нетронутой белизне уходящих вдаль рельсов. Однако Клейнмихель не учел одного обстоятельства… Он забыл о смазочном действии масляной краски, уменьшающем трение, — паровоз буксовал на месте. Жандармы, подобрав полы шинелей, бежали эту версту перед поездом и посыпали песком покрашенные рельсы.

Свежие документы:  Конспект урока технологии для 10 класса «Виды творческой деятельности»


VI. Подведение итогов урока.

Учитель: Что мы узнали сегодня о трении? Когда она возникает? Как направлена? Каковы причины её возникновения? Какие виды трения вы знаете? От чего зависит и от чего не зависит сила трения?

Закончите предложения:

я познакомился с …

было непросто …

я добился …

у меня получилось …

хотелось бы …

мне запомнилось …

я попробую …

VII. Домашнее задание.

§30, 31 Творческое задание. Напишите небольшое сообщение на темы «Трение в жизни человека», «Это вредное трение», «Если бы не было трения…».

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: