Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1»
Рузаевского муниципального района
Подготовила и провела:
Фоменкова Н.И.
Рузаевка – 2012 год
Тема урока: «Использование метана»
Цели урока:
усвоение свойств предельных углеводородов (алканов) на примере метана; ознакомление с областями использования метана; развитие умений определять существенные признаки и свойства объектов, делать выводы, принимать решения; развитие познавательного интереса, коммуникативных качеств, умений действовать как самостоятельно, так и в коллективе.
Оборудование: глобус (карта мира), таблицы и схемы, химические реактивы и лабораторная посуда, используемые в эксперименте: вода, нефть, спички, фильтровальная бумага, чашка Петри.
Виды деятельности учащихся: решение логических задач, основанных на физико-химических свойствах метана; проведение эксперимента; решение расчетных задач; составление схем; прогнозирование и поиск информации.
Тип урока: урок – диалог.
Межпредметные связи: география, биология, экология.
План проведения урока
Организационный момент
Вводное слово учителя
Этапы урока – диалога:
Групповая деятельность учащихся.
Решение проблемной задачи с экологическим содержанием (проведение эксперимента).
Решение расчетной задачи.
Творческая работа учащихся.
Решение задач, связанное с поиском новых источников углеводородного сырья для химической промышленности.
Выводы урока.
Контроль знаний учащихся с использованием тестовых заданий
Итоги урока.
Ход урока:
Организационный момент
Вводное слово учителя
Земля… Принадлежит ли она человеку? Или человек принадлежит Земле? Вот он, — голубой шар — глобус. Человек не сплетал ткань жизни. Он сам всего лишь ниточка в ней. И ту боль, которую он причиняет этой ткани, он ощущает сам. Сосны плачут смолой. Из спелого яблока капает сок. Пчелы оставляют нам мед и воск. В недрах Земли образуются нефть и газ.
Все это органические вещества, многие из них – представители I-го класса – алканы.
На вопрос, почему в природе так много метана, ответ необходимо искать в самом названии этого вещества: болотный, рудничный газ.
Источники метана
Болота Рисовые поля
Каменноугольные шахты Свалки мусора
Животноводческие комплексы
? В каждом подъезде висит (или висела) табличка: «Если вы почувствовали запах газа, звоните по телефону 04». Какие особенности метана обусловили необходимость такого предупреждения?
Этапы урока:
Деятельность учащихся в группах
Каждая группа обсуждает предложенное задание:
Использование метана как горючее. Любое явление имеет и положительный и отрицательный эффект для человека. Определите плюсы и минусы использования метана как топлива. Результаты обсуждения оформить в виде таблицы.
Решение проблемной ситуации с экологическим содержанием
Внимание! Срочное сообщение! Нефтяной танкер потерпел крушение, пятно нефти расползается по воде. Нефть подступает к берегу, на котором обитают тюлени, моржи. Необходимо срочно предпринять меры по уборке пятна.
Учащиеся должны смоделировать аварийную ситуацию и экспериментально решить данную проблему.
Инструкция пол проведению эксперимента:
Цель: смоделировать аварию нефтяного танкера и найти решение проблемы; обсудить нравственные стороны эксперимента.
Оборудование: вода нефть, чашка Петри, спички, фильтровальная бумага.
Порядок действия:
Налить воду в чашку Петри,
Добавить 2-3 капли нефти,
Записать наблюдения,
Обсудить и выбрать решение.
Решение расчетной задачи:
Какой объем воздуха потребуется для сжигания 1000 м3 метана? Сколько углекислого газа выделится при этом в атмосферу?
Творческая работа учащихся:
а) На доске записаны слова: вертолет, дрожжевые микроорганизмы, графит. Предложите способ очистки воды от нефти с использованием этих объектов.
б) В решении любого вопроса необходимы знания, чаще всего источником знаний служат книги. Посмотрите на шрифт – он черного цвета. Какое вещество обуславливает черный цвет типографической краски? Напишите уравнение реакции получения этого продукта.
в) Составьте цепочку превращений, иллюстрирующую использование всех продуктов этой реакции.
Схема:
CH4 C + 2H2
Приготовление краски NH3 HNO3NH4NO3
Решение задачи, связанное с поиском новых источников углеводородного сырья для химической промышленности
Перспективный путь снижения антропогенного воздействия на природную среду в районах расположения животноводческих ферм, птицефабрик, городских свалок, целлюлозно-бумажных предприятий – биологическая переработка органических отходов. Общее количество отходов в мире превышает суммарную добычу угля (мировую), нефти и газа.
? Составьте схему использования нетрадиционного сырья – мусора – для получения энергии.
Схема: Обработка водой
Мусор Биогаз Получение энергии
(Биомасса) (CH4 и CO2) — CO2
Твердый остаток Удобрение
Обобщение и систематизация знаний
Прочитайте данные предложения,
найдите в них названия предельных углеводородов:
Цветок Таня посадила в красивый белый горшок.
Смета на строительство нового объекта была утверждена.
Красивое ожерелье, но на ней выглядело тускло и безлико.
В деревне про панночку ходили самые невероятные слухи.
Итоги урока.