Класс: 6
Тема урока: Масштаб.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
1. Образовательная: получить представления о масштабе и его видах,
углубить знания о картографических измерениях.
2. Развивающая: научиться применять картографические умения в новой
ситуации; развитие самостоятельности.
3. Воспитательная: учить контролировать самооценку знаний и умений.
Оборудование: топографическая карта, атлас для 6 класса, таблица
«Виды масштабов».
Ход урока
Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению материала | |
1 2. | Повторение пройденного материала. Топографический диктант. | Обменяйтесь с товарищем домашними работами, проверьте работу друг друга: — Правильно ли нарисованы условные знаки? — Соответствует ли сочинённый рассказ нарисованным условным знакам? Изобразите условные знаки : тропа, мост, луг, кусты, болото, обрыв, пашня, церковь, колодец, овраг, лес.
|
Подготовительный этап
1.Чем можно измерить расстояние?
2.Как можно узнать расстояние по затраченному времени?
3.Для чего в математике вы применяете понятие «масштаб»?
4.Измерьте среднюю длину своего шага. Для этого:
а) обычным шагом пройдите расстояние 100 м, подсчитывая шаги
б) разделите 100м на количество шагов
Пример:100 м — 150 шагов; 10000 см:150 = 66 см.
Блок 1. Понятие о масштабе
Что такое масштаб? | Запишите в словарь и выучите: Масштаб — это условная мера, показывающая во сколько раз расстояние на плане или карте меньше, чем расстояние на местности. | ||||||||||||||||||
2 | Какие виды масштабов бывают? а) численный: б) именованный: в) линейный: | Рассмотрите пример: Масштаб 1: 1000.Если взять расстояние на местности за единицу, то на чертеже расстояние уменьшается в 1000 раз. Подобным образом определите, во сколько раз уменьшено расстояние, если указанный масштаб 1:50; 1:500; 1:5000; 1:200. Какой из этих масштабов показывает значительное уменьшение (мелкий масштаб)? В атласе рассмотрите планы одного и того же населённого пункта в разном масштабе. В каком масштабе населённый пункт изображён более подробно? (крупный масштаб). Сделайте вывод о зависимости плана местности от величины масштаба. Алгоритм: чем крупнее масштаб, тем объекты на карте (крупнее, мельче). Найдите на топографической карте численный масштаб, а рядом именованный. Прочитайте его. Что он поясняет? Попробуйте сами определить, почему он так называется.
Чему равна величина масштаба (т.е. чему равно 1 деление)? | |||||||||||||||||
3 | Почему используются разные виды масштабов? | Изучите таблицу | | ||||||||||||||||
Вид масштаба | Как изображается | Что показывает | Для чего используется | | |||||||||||||||
Числовой | Дробью | Во сколько раз уменьшается расстояние | Для краткой записи | | |||||||||||||||
Именованный | Словами и цифрами | Вели чину масштаба | Для определения величины масштаба | | |||||||||||||||
Линейный | Делениями на линии | Соответствующие делениям расстояния на местности | Для измерения расстояния циркулем | | |||||||||||||||
Закончите фразу: разные виды масштаба нужны для …….. | 3б | ||||||||||||||||||
4 | Есть ли легкий способ перевода численного масштаба в именованный? | а) Рассмотрите примеры: численный 1:1000000 1:100000 именованный в 1 см 10 км в 1 см 1 км Алгоритм ответа: чтобы перенести численный масштаб в именованный, надо убрать ……. нулей б) прочитайте примеры масштаба в именованном виде: 1:25 000 000; 1:250 000; 1:5 000; 1:100 | 2б | ||||||||||||||||
5 | Как изобразить объекты в масштабе? | Выполните чертеж школы в двух вариантах: а) в масштабе – в 1 см 10 м б) в масштабе – в 1 см 20 м | 3б | ||||||||||||||||
Блок 2. Измерение расстояний на карте с помощью масштаба | |||||||||||||||||||
6 | Решайте задачи по топографической карте в атласе. Определите расстояние между: — ветряной мельницей и родником — станцией и железнодорожным мостом — с. Ладогино и с. Михалино | Алгоритм решения: 1. Изучаю масштаб карты и определяю величину масштаба 2. Если определяю расстояние между пунктами по прямой, то измеряю расстояние в см линейкой. Затем величину масштаба умножаю на величину на карте 3. Если измеряю расстояние по кривой, то пользуюсь циркулем или ниткой, а затем откладываю число шагов циркуля или длину нитки на линейном масштабе. При затруднениях определения расстояния по кривой обращайтесь к учителю | | ||||||||||||||||
Самооценка: более 20 баллов – оценка «5»; 15-19 баллов – оценка «4»; 11-14 баллов – оценка «3» | |||||||||||||||||||
7 | САМОКОНТРОЛЬ Блок 3. Определение уровня полученных знаний Определите правильный ответ на вопросы: 1. Какой из масштабов крупнее? а) 1625; б) 1:300; в) 1:50000 2. В каком из масштабов карта более подробна? а)1:300; б)1:3000; в) 1:30000 3. Численный выразить именованным: 1:9000000; а)в 1 см 90 км; б) в 1 см 900 км; в) в 1 см 9000 км 4. Линейный масштаб выразить именованным: а) в 1 см 150 км; б)в 1 см 60 км; в) 1:5000000 км
5. Во сколько раз расстояние на местности больше, чем на плане, если местность изображена в масштабе 1:25000? а) в 25000 раз; б) в 25 раз; в 2,5 раза | ||||||||||||||||||
| 6. На плане расстояние между пунктами 3,5 см, масштаб 1:10000. Каково расстояние между пунктами на местности? 7. На плане расстояние между пунктами 2 см, что соответствует 600 м на местности. Каков масштаб плана? Произведите сверку с правильными ответами учителя и определите уровень знаний. За правильные ответы на вопросы 1-5-1 уровень; вопросы 1-7-2 уровень; вопросы 1-8-3 уровень. РЕФЛЕКСИЯ: 1. Покажите сигнальной карточкой, на какую оценку вы выполнили свою работу. 2. Покажите сигнальной карточкой, какой уровень знаний вы определили. 3. Соответствует ли 1-й уровень знаний оценке «3», второй уровень – оценке «4», 3 уровень- оценке «5»? 4. Выскажите свое мнение: если данные не совпадают, то почему? а вы завышали себе баллы б) вам не хватило времени на самооценку в) вам нужно повторение домашнего материала для полного усвоения г) вы прорабатывали не все задания технологической карты |
Домашнее задание. Для учащихся, определивших 1 и 2 уровень: изучить параграф, рекомендованный учителем, и ответить на вопросы к параграфу.