Урок для 6 класса по теме: «Масштаб»

Класс: 6

Тема урока: Масштаб.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

1. Образовательная: получить представления о масштабе и его видах,

углубить знания о картографических измерениях.

2. Развивающая: научиться применять картографические умения в новой

ситуации; развитие самостоятельности.

3. Воспитательная: учить контролировать самооценку знаний и умений.

Оборудование: топографическая карта, атлас для 6 класса, таблица

«Виды масштабов».


Ход урока


заданий

Учебный материал

с указанием заданий

Руководство по усвоению материала

1






2.

Повторение пройденного материала.




Топографический диктант.

Обменяйтесь с товарищем домашними работами, проверьте работу друг друга:

— Правильно ли нарисованы условные знаки?

— Соответствует ли сочинённый рассказ нарисованным условным знакам?

Изобразите условные знаки : тропа, мост,

луг, кусты, болото, обрыв, пашня, церковь, колодец, овраг, лес.



Подготовительный этап

1.Чем можно измерить расстояние?

2.Как можно узнать расстояние по затраченному времени?

3.Для чего в математике вы применяете понятие «масштаб»?

4.Измерьте среднюю длину своего шага. Для этого:

а) обычным шагом пройдите расстояние 100 м, подсчитывая шаги

б) разделите 100м на количество шагов

Пример:100 м — 150 шагов; 10000 см:150 = 66 см.



Блок 1. Понятие о масштабе


1

Что такое масштаб?

Запишите в словарь и выучите:

Масштаб — это условная мера, показывающая во сколько раз расстояние на плане или карте меньше, чем расстояние на местности.

2

Какие виды масштабов бывают?

а) численный:




















б) именованный:





в) линейный:




Рассмотрите пример:

Масштаб 1: 1000.Если взять расстояние на местности за единицу, то на чертеже расстояние уменьшается в 1000 раз. Подобным образом определите, во сколько раз уменьшено расстояние, если указанный масштаб 1:50; 1:500; 1:5000; 1:200. Какой из этих масштабов показывает значительное уменьшение (мелкий масштаб)?

В атласе рассмотрите планы одного и того же населённого пункта в разном масштабе. В каком масштабе населённый пункт изображён более подробно?

(крупный масштаб).

Сделайте вывод о зависимости плана местности от величины масштаба.

Алгоритм: чем крупнее масштаб, тем объекты на карте (крупнее, мельче).

Найдите на топографической карте численный масштаб, а рядом именованный. Прочитайте его. Что он поясняет? Попробуйте сами определить, почему он так называется.








200

400

600

800

1000



Чему равна величина масштаба (т.е. чему равно 1 деление)?

3

Почему используются разные виды масштабов?

Изучите таблицу


Вид масштаба

Как изображается

Что показывает

Для чего используется


Числовой

Дробью

Во сколько раз уменьшается расстояние

Для краткой записи


Именованный

Словами и цифрами

Вели чину масштаба

Для определения величины масштаба


Линейный

Делениями на линии

Соответствующие делениям расстояния на местности

Для измерения расстояния циркулем


Закончите фразу: разные виды масштаба нужны для ……..

4

Есть ли легкий способ перевода численного масштаба в именованный?

а) Рассмотрите примеры:

численный

1:1000000

1:100000

именованный

в 1 см 10 км

в 1 см 1 км

Алгоритм ответа: чтобы перенести численный масштаб в именованный, надо убрать ……. нулей

б) прочитайте примеры масштаба

в именованном виде: 1:25 000 000; 1:250 000; 1:5 000; 1:100

5

Как изобразить объекты в масштабе?

Выполните чертеж школы в двух вариантах:

а) в масштабе – в 1 см 10 м

б) в масштабе – в 1 см 20 м

Блок 2. Измерение расстояний на карте с помощью масштаба

6

Решайте задачи по топографической карте в атласе. Определите расстояние между:

— ветряной мельницей и родником

— станцией и железнодорожным мостом

— с. Ладогино и с. Михалино

Алгоритм решения:

1. Изучаю масштаб карты и определяю величину масштаба

2. Если определяю расстояние между пунктами по прямой, то измеряю расстояние в см линейкой. Затем величину масштаба умножаю на величину на карте

3. Если измеряю расстояние по кривой, то пользуюсь циркулем или ниткой, а затем откладываю число шагов циркуля или длину нитки на линейном масштабе.

При затруднениях определения расстояния по кривой обращайтесь к учителю


Самооценка: более 20 баллов – оценка «5»; 15-19 баллов – оценка «4»; 11-14 баллов – оценка «3»

7

САМОКОНТРОЛЬ

Блок 3. Определение уровня полученных знаний

Определите правильный ответ на вопросы:

1. Какой из масштабов крупнее? а) 1625; б) 1:300; в) 1:50000

2. В каком из масштабов карта более подробна? а)1:300; б)1:3000; в) 1:30000

3. Численный выразить именованным: 1:9000000; а)в 1 см 90 км; б) в 1 см 900 км; в) в 1 см 9000 км

4. Линейный масштаб выразить именованным:

а) в 1 см 150 км; б)в 1 см 60 км; в) 1:5000000 км








|30

30

60

90

120

150 км

5. Во сколько раз расстояние на местности больше, чем на плане, если местность изображена в масштабе 1:25000?

а) в 25000 раз; б) в 25 раз; в 2,5 раза



6. На плане расстояние между пунктами 3,5 см, масштаб 1:10000. Каково расстояние между пунктами на местности?

7. На плане расстояние между пунктами 2 см, что соответствует 600 м на местности. Каков масштаб плана? Произведите сверку с правильными ответами учителя и определите уровень знаний.

За правильные ответы на вопросы 1-5-1 уровень; вопросы 1-7-2 уровень; вопросы 1-8-3 уровень.

РЕФЛЕКСИЯ:

1. Покажите сигнальной карточкой, на какую оценку вы выполнили свою работу.

2. Покажите сигнальной карточкой, какой уровень знаний вы определили.

3. Соответствует ли 1-й уровень знаний оценке «3», второй уровень – оценке «4», 3 уровень- оценке «5»?

4. Выскажите свое мнение: если данные не совпадают, то почему?

а вы завышали себе баллы

б) вам не хватило времени на самооценку

в) вам нужно повторение домашнего материала для полного усвоения

г) вы прорабатывали не все задания технологической карты

Свежие документы:  ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Атмосферное давление" 6 класс

Домашнее задание. Для учащихся, определивших 1 и 2 уровень: изучить параграф, рекомендованный учителем, и ответить на вопросы к параграфу.


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: