Статья «Тонкая грань, между полезными свойствами компьютера, и патологией, которая разрушает психику ребенка»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПЕРХУШКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА














Доклад на тему:

«Тонкая грань, между полезными свойствами компьютера, и патологией, которая разрушает психику ребенка».



компьютерная зависимость





Подготовила:

Терехова Зоя Владимировна





Одинцово — 2014

Чем больше у ребенка психологических барьеров

в повседневной реальной жизни, тем быстрее и глубже

он погрузится в виртуальную реальность.



Асоциализация — это процесс усвоения личностью антиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролей, установок, стереотипов поведения, которые объективно приводят к деформации общественных связей, к дестабилизации общества.

Актуальность моего доклада кроется в самом определении термина «асоциализация».

В наше время часто приходится видеть, слышать и читать рассуждения на тему пользы и вреда прогресса. Еще 10 лет назад в нашей стране мы и не могли представить, насколько проблема компьютерной зависимости у детей и подростков будет актуальна на сегодняшний день. И с каждым годом актуальность этой проблемы только растет. В наше время компьютер стал практически членом семьи. Он есть в каждом доме и зачастую у каждого члена семьи. Даже в семьях с небольшим достатком родители стремятся приобрести «чудомашину», чтобы идти в ногу со временем. Куда мы без негои для работы, и для общения, и для учебы, и фильмы посмотреть; одним словомуниверсальная техника.

Подарив ребенку компьютер, многие родители сначала не могут нарадоватьсясидит дома под присмотром, с дурными компаниями не дружит, все условия для учебы и саморазвития, интернет круглосуточно.

Но эта идиллия достаточно быстро заканчивается. Пока родители занимаясь своей карьерой, личной жизнью, своими проблемами и заботами, считая, что свой родительский долг они успешно выполнили, ребенок остается без внимания. Купив компьютер и заняв ребёнка таким образом, взрослые считают, что можно быть спокойным за ребенка, а он тем временем погружается в виртуальный мир. Мир, в котором нет запретов, нет рамок, нет условностей. Мир, где ребенок чувствует себя нужным, важным и значимым. 

Впервые о компьютерной зависимости заговорили американские учёные в начале 1980-х годов. В наше время феномен формирования патологической связи между подростком и компьютером очевиден и приобретает всё больший размах. Обычно компьютерная зависимость становится явной проблемой у детей в подростковом возрасте, начиная с 12-15 лет. Подростковый возраст это период формирования жизненных ценностей, налаживания социальных связей с окружающими людьми. Если эти связи не налажены или ребенок чувствует, что для него это достаточно проблематично, ему легче уйти от реальности в мир игр, где все получается и он победитель. Ребенок, страдающий зависимостью от компьютерных игр, ограничивает свой круг общения только компьютером и для него это своеобразная «норма». Дети и подростки играют в компьютерные и телефонные игры, посещают интернеткафе и игровые клубы. Производство игр для компьютеров и телефонов это мощная индустрия, и, к сожалению, наши дети неизбежно попадают в ее сети. Причем, компьютерная зависимость формируется очень быстро (достаточно полторадва месяца!) и в дальнейшем оказывает огромное влияние на развитие личности, особенно детской. Виртуальный мир дает ребенку искаженное представление о мире реальном. И тем самым играет с ним злые шутки. Маленький игрок усваивает, что можно прыгнуть с большой высоты и не разбиться. Можно войти в огонь и не сгореть. И мчащаяся на полном ходу машина в виртуальном мире тоже неопасна. А в итоге ребенок привыкает несерьезно реагировать на такую же машину в мире реальном. А у подростков, «живущих» в Сети, как правило, появляются проблемы в общении. Ведь навыки, приобретенные в виртуальном мире, в обычной жизни не годятся. Подростки начинают воспринимать реальный мир как угрозу, считая врагами даже своих близких. Он компенсирует для себя свои неудачи, неуверенность в себе и прочее, создав в компьютерном мире новый образ самого себя. Зачастую эта компенсация ведет к тому, что подросток замыкается в себе. Он перестает слушать родителей, снижается успеваемость в школе. Всегда послушный и внимательный мальчик (девочка) становится раздражительным и дерзким. Его не интересуют игры и сверстники, главным увлечением и смыслом его жизни становится компьютер. Как следствие, у ребенка возникают трудности в решении реальных жизненных вопросов, отсутствует какойлибо жизненный опыт, нет реальных друзей. Как помочь преодолеть компьютерную зависимость? Цензура взрослыми компьютерных игр вещь совершенно необходимая. Каждая игра, попадающая в руки ребенка, в начале должна проиграться кемто из взрослых. Вникните в ее содержание. Задайтесь вопросами: что даст эта игра моему ребенку? Какие качества личности будет развивать в нем? Не даст ли толчок развитию слабых сторон личности? Не будет ли формировать агрессивный стиль поведения? Не даст ли какуюто опасную информацию. В игре не должно быть ни одного «минуса».

Свежие документы:  Конспект урока на тему "ХОТИТЕ, ЧТОБЫ ВАШ РЕБЕНОК БЫЛ МАЛЕНЬКИМ ГОВОРУНОМ?"

Она должна:

развивать;

не содержать бранных слов и выражений;

не формировать циничное отношение к происходящему;

не содержать агрессивной информации;

не вызывать привыкания к боли, драматичным ситуациям;

не учить противозаконным вещам;

не искажать (уродовать) внешний облик человека;

не содержать сексуальной тематики (рисунков подобного типа).


В чем же причины того, что ребенок уходит от реальности?


Вопервых: это отсутствие ограничений по времени, которое ребенок проводит за компьютером и не отслеживание тематики игр. Давая полную свободу, родители делают первый шаг, подталкивающий их чадо к зависимости. Многие дети манипулируют родителями, говоря, что делают уроки, а тем самым проходят очередной тур любимой игры.


Вовторых: это безразличие родных или недостаток эмоционального общения и тёплых отношений в семье. Если родители и остальные члены семьи не уделяют ребёнку времени, не проявляют искреннего участия в жизни ребёнка, не интересуются состоянием его душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребёнка, не слышат его, то ребенку ничего не остается как найти замену всего этого в виртуальном мире. Также сюда можно отнести неблагоприятную обстановку в семье в целом, постоянные ссоры родителей, занятость родителей, отсутствие совместного времяпрепровождения.


Втретьих: отсутствие у ребёнка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером, иными словами у ребенка должна быть альтернатива.


Вчетвертых: неумение ребёнка устанавливать и налаживать контакты с окружающими, заводить друзей. Возможно, ему мешает его застенчивость или неуверенность в себе, но в такой ситуации ребенку не обойтись без помощи и поддержки взрослых. Важно поддерживать и отмечать достижения вашего ребенка, чтобы он чувствовал свою значимость в реальном мире, мог гордиться реальными успехами.


Где же тонкая грань между полезными свойствами компьютера, как двигателя прогресса, и патологией, которая разрушает психику ребенка?

Добро или зло прогресс несёт человечеству? Еще древние греки говорили: «Человек – мера всех вещей». Любая вещь, будь то атомная энергия или Интернет не может быть плохой или хорошей. С каким умом человек подходит к вещи или событию, то и получает на выходе. Интернет – это всего лишь среда, в которой процессы протекают очень быстро, благодаря чему вскрываются проблемы современного общества, его недостатки и перспективы. С одной стороны, компьютер позволяет детям открывать мир, познавать новое, смотреть фильмы и писать рефераты, находить друзей это всё безусловно хорошо. Но зависимость наступает тогда, когда все эти новые полезные возможности отвергаются, когда компьютер используется лишь как средство получения удовольствия, но не информации и пользы.

Свежие документы:  Общешкольное праздничное мероприятие, посвящённое празднованию Дня учителя, «Учитель – верный спутник детства»

Если ребенок сам не в состоянии отследить эту границу, взрослый может ему помочь в этом, подсказав, направив, ограничив.

Главное помнить, что подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый, и именно в этот период очень важны участие, любовь и забота. И это будет главным профилактическим средством от компьютерной игровой зависимости.

Сегодня для каждого педагога процесс профилактики компьютерной зависимости – является одной из важных задач, однако, при решении этого психологически тонкого вопроса необходимо соблюдать меру. Необходимо не только физически ограничивать и нагружать ребенка, но и так же осуществлять работу с психикой ребенка, не давить на него, а простым и доступным языком объяснить ему, что такое компьютер и с чем его «едят». Нельзя ни в коем случае быть «тираном» в отношениях с ребенком; ведь педагог потеряет в его глазах статус друга, который так долго мог приобретаться. Важен психологический контакт педагога и школьника,

педагога и родителей, важно взаимопонимание. Лучшей профилактикой компьютерной зависимости является не физические запреты, а разъяснительные работы. Важно изучить личность ребенка, атмосферу в семье.

Исходя из собственной практике, могу сказать, что проводя по данной теме классные часы, беседы, родительские собрания, результат даёт положительную динамику.

С целью анализа и характеристики состояния уровня компьютерной зависимости, проводилось анкетирование «Место современных информационных технологий в жизни детей и подростков», анкетирование проходило в 6-9 классах, где 41 человек, из них 25 мальчиков и 16 девочек. Дети учатся в полную меру сил, проявляют интерес к знаниям, трудолюбивы. В классах есть реально действующие органы самоуправления, в основном самостоятельно решаются вопросы планирования, организации, контроля. Многие дети проявляют интерес к общественным делам, с желанием участвуют в них, выполняют поручения сознательно и ответственно к ним относятся. Переживают удачи и неудачи своего класса. Четко проявляют общественное мнение в классе, при любом негативном поступке учащегося.

В анкете затронут ряд аспектов, которые в определенной степени позволят охарактеризовать особенности отношения детей и подростков к новым информационным технологиям. Это место компьютера и телевидения в структуре досуга подростка; значимость телевидения как источника полезной информации; влияние регулярного пользования компьютером на психологическое здоровье детей и подростков, а также влияние современных информационных технологий на организацию свободного времени подростка.








Вид деятельности в структуре досуга мальчиков 12 — 13 лет










Вид деятельности в структуре досуга мальчиков 14 – 15 лет

Свежие документы:  Консультация для педагогов "О влиянии красоты"



Вид деятельности в структуре досуга девочек 12 — 13 лет







Вид деятельности в структуре досуга девочек 14 — 15 лет




Данные диаграммы позволяет сделать вывод о том, что в связи с компьютеризацией вытесняются такие виды досуговой деятельности, чтение книг, посещение музеев, театров, секций, кружков.

Профилактика компьютерной зависимости.

Лучшей профилактикой компьютерной зависимости является не физические запреты, а разъяснительные работы.

Родителям предлагается пройти самый простой тест на компьютерную зависимость у детей.

Ваш ребенок:

1. Проводит время за компьютером ежедневно, не пропуская ни дня;
2. Включая компьютер, утрачивает ощущение времени;
3. Никогда не встает из-за компьютера, не завершив игру;
4. Принимает пищу возле монитора компьютера;
5. Не  соглашается с вашим утверждением, что слишком много времени занят компьютером;
6. Не заканчивает игру, пока не достигнет желаемого уровня;
7. Слишком сильно гордится результатами и достижениями в играх и сообщает о них всем окружающим;
8. Не делает уроки, не слушает замечания;
9. Если компьютер сломался, сильно раздражается;
10. Если взрослые отсутствуют дома, все время проводит за компьютером.

Если на 5 вопросов теста вы ответили положительно, то уже вполне можно говорить о компьютерной зависимости ребенка.

Родителям учащихся предлагаются рекомендации для профилактики развития компьютерной зависимости:

1. Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть за компьютером не более часа в день, то и сам он не должен играть по тричетыре часа.

2. Ограничить время работы с компьютером, объяснив, что компьютер не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три в выходной. Обязательно с перерывами.

3. Предложить другие возможности времяпровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, и фа в шахматы и т. д.).

4. Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т. д.).

5. Обращать внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.

6. Обсуждать игры вместе с ребенком. Отдавать предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.

7. В случаях, если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, обращаться к психологам.



И в заключение хочется еще раз обратить внимание на то, что компьютер сам по себе не является источником формирования компьютерной зависимости. Это всего лишь машина. Формирование и развитие компьютерной зависимости обусловлено исключительно психологическим состоянием человека.



















ЛИТЕРАТУРА



1. Якушина Е. В. Подростки в Интернете//Педагогика. — 2001.

2.Пырочкина С.А., Погорелова О.П. Психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков//Воспитание в школе//Учитель. — 2008

3.Азарова Р.И. Досуг современной молодежи//Внешкольник. — 2003.

4.Федоров А.В. Школьники и компьютерные игры с «экранным насилием»//Педагогика. – 2004.

5.https://psyera.ru/2493/asocializaciya-desocializaciya-i-resocializaciya-lichnosti





Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: