Постановка речевого и певческого аппарата по методике А.Д.Демченко

Постановка речевого и певческого аппарата по методике А.Д.Демченко


Каждая методика требует освоения, «пропускания через себя», проживания и только потом апробирования на детях. Особенно это касается вокальных методик, т.к. работа идет невидимая, основанная на собственных ощущениях поющего. Моя задача – не только познакомить вас с основными положениями, обратить внимание на отдельные положения, без знания которых не возможны качественные достижения в вокальном развитии детей.

План:

  1. Истоки методики: проблема, достижения науки, экспериментальной апробирование.

  2. Ключевые положения методики: фокусирование звука, использование двух артикуляционных аппаратов, единство технических и художественных задач.

  3. Методика отработки фокусированного звучания: вокальная гимнастика – от согласных к гласным через яркий близкий детям образ.

  4. Что можно использовать в своей ежедневной вокально-хоровой работе.


1. Истоки методики: проблема, достижения науки, экспериментальной апробирование.

Проблема певческого развития ребенка: как, кто, где и когда ею занимается? На этот вопрос мы не найдем убедительного ответа. Факт на лицо: у школьников низкий уровень слухо-вокальной координации, тусклое звучание голосов, низкий уровень интонирования мелодий, отсюда и развивающиеся с возрастом комплексы и нежелание петь, отсутствие интереса к этому виду деятельности.

Важность этой проблемы вытекает из следующих обстоятельств:

  1. Число обучающихся пению детей больше, чем взрослых.

  2. Велико число вокальных педагогов, которые выполняют роль музыкального руководителя и недостаточно знакомы со спецификой детского вокального воспитания.

Детский голос – это основа голоса будущего взрослого человека

Группа ученых под руководством Киры Владимировны Тарасовой предположила, что причиной этого является отсутствие специальной работы по постановке певческого голоса ребенка. Специальные исследования специфики и развития голоса ребенка позволили выдвинуть гипотезу о наличие ведущего звена в постановке певческого детского голоса. Им является такая организация певческого аппарата, при которой певческий звук становиться позиционно высоким, приобретает полетность и звонкость. Все мы знаем, что постановка певческого голоса и процесс самоуправления пением предполагает координацию работы многих участвующих в этом процессе систем, а значит внимания и произвольных действий поющего. Для детей особенно дошкольного возраста, развития их психики это не характерно, а значит задача будет не выполнимой, если не будет найдено ведущее звено этого процесса, которое бы «работало» с учетом развития психических процессов ребенка.

В исследовании было показано, что первым в постановке детского певческого голоса может быть речевой этап, предшествующий собственно певческому. Прежде чем точно, высоко и звонко запеть ребенок должен научиться высоко и звонко говорить. Этот этап наиболее естественен, понятен и близок ребенку. Именно этот этап наиболее природосообразен, т.к. у ребенка не сформированы голосовые связки, это еще не мышечная ткань, а волокна. Однако этот несформированный с точки зрения вокала аппарат вполне пригоден для речи.

Итак, в основе поиска ведущего звена была положена резонансная теория пения, разработанная профессором В.П. Морозовым, которая возникла в результате обобщения научных исследований – акустических, физиологических, психических, педагогических, опыта ведущих мастеров вокального искусства. (Книга Морозова – обобщение всех его исследований). Главное отличие этой теории от других в том, что главный источник красоты и силы певческого голоса является активность певческих резонаторов, особым образом организованных и настроенных. Она (РТП) объясняет возможность достижения большой силы голоса при минимальном напряжении связок, что является основой полетности, легкости, свободы голосообразования и певческого долголетия. В трудах по обучению пению еще с 13 века отмечалось, что главное – это фокусированный звук. Ведущие педагоги мира считают, что профессионально может звучать только сконцентрированный и оформленный в едином месте звук, Витт Ф.Ф. называл это место «Точка маски» и связывал её с передней частью твердого неба, у края верхних резцов. Он пишет, что для достижения плотной звучности струю воздуха нужно направлять «в маску» и сохранять это направление неизменным в течение всего времени пения. Звук в «маске» — то ведущее звено постановки певческого голоса, которое регулирует все остальные звенья.

Второе научное открытие — доказанное положение (Кольцова) том, что у человека 2 артикуляционных аппарата: традиционный (губы, зубы, язык и т.д.), а 2й – руки, как связующее звено с общей пластикой организма, позволяющее управлять дыханием, работой гортани и ротового аппарата. (Все помнят наставления педагогов – в пении участвует весь организм, свободней тело, естественнее движения рук…). Наукой доказано, что в коре больших полушарий мозга они занимают одинаковое место. (Схема). Развитие певческого аппарата, его пластика невозможна без формирования общей пластики. Совмещение работы двух аппаратов позволяет:

  • Получить точный, конкретный результат, смоделировать в руке движения ротовой полости;

  • Значительно сократить время обучения и добиться качественной интонации;

  • Создать в коре больших полушарий доминантную условно-рефлекторную зону.


2. Основываясь на этих научных достижениях была разработана методика постановки певческого и речевого аппарата ребенка. Она предназначена не для постановки голоса как такового, а на:

  • Выработку правильных вокальных ощущений, которые станут основой развития голоса ребенка;

  • Творческое развитие личности в широком смысле этого слова.

Эти два положения находятся в неразрывном единстве, т.к. речь идет работе с детьми.

Выработка вокальных ощущений через:

  • Освоение позы колок – певческая установка;

  • Нахождение точки маски сначала в согласных звуках, а затем уже в гласных;

  • Освоение звукодвижений (управляющих жестов, контролирующих) Работа от примарной зоны ребенка сначала вниз (!), а затем вверх;

Параллельно идет речь и неизменно присутствует игровой образ имеющий свои эмоциональные характеристики

Подготовительный этап.

В процессе общедвигательного развития и развития специальных движений у детей формируются:

  • ощущение опоры корпуса – «поза колок»;

  • координация простейших движений;

  • ощущение равновесия (в процессе переноса центра тяжести тела с одной ноги на другую);

  • чувство релаксации (умение расслабляться, чередовать напряжение и расслабление);

  • активность верхней губы (полуулыбка – «рот Буратино»);

  • свободные движения нижней челюсти;

  • так называемые контролирующие жесты


Задачи этого этапа решаются в процессе разработанных автором вокальных упражнений и игр-драматизаций.

Прежде чем приступить к работе с детьми, педагог должен тщательно ознакомиться с методикой в целом, освоить ее, овладев всеми необходимыми движениями и вокальными ощущениями. Не освоив методику, педагог не сможет правильно работать с детьми даже на подготовительном этапе.

В качестве репертуара на подготовительном этапе могут быть использованы народные попевки, песенки, короткие стишки, которые могут основой упражнений и игр-драматизаций. Они должны быть яркими, образными, пригодными для двигательного воспроизведения и интересными для детей этого возраста.

Эти произведения исполняются взрослыми, а дети подпевают (произносят на распев в примарной зоне) отдельные слоги, слова или небольшие фразы. Они могут изображать птиц, зверюшек, насекомых, воспроизводить их голоса и движения.

Упражнения и игры-драматизации дают возможность последовательно отрабатывать необходимые ощущения и навыки резонансной техники пения. В них включены специальные движения, с помощью которых формируется резонансное фокусирование звука – основой певческого голоса.

В упражнениях и играх-драматизациях у ребенка формируется [3,87]

  • общая пластика;

  • общая звукопластика;

  • ощущения резонансной техники пения;

  • музыкально-слуховой и и интонационно-образный опыт;

  • эмоциональный отклик на пение и интерес к нему.


Основной этап: формирование резонансной техники пения

Речевая ступень

После года общей подготовки к вокальным занятиям в начале 5гго года жизни можно перейти к собственно постановке у детей резонансных вокальных ощущений. Общие представления о музыкальных, вокальных и актерских данных каждого ребенка, степень сформированности его общей пластики складывается у педагога в результате его работы с детьми на — этапе общей подготовки к вокальным занятиям. Они возникают в результате наблюдений за ребенком во время занятий и индивидуальных диагностических проб.

На основном этапе постановки голоса вокальные ощущения отрабатываются в примарно-речевом регистре (фа-1 – ля-м, соль-м). В дальнейшем на резонансную основу ставится грудной , более низкий, по сравнению с примарным, регистр, и только после этого – фальцетный и головной регистры. Таким образом, общая последовательность работы – от примарного регистра – вниз, для овладения нижним, грудным регистром, затем – без какого-либо напряжения – вверх, через фальцетный (фа-1 – ре-2) к головному.

Работа над резонансной техникой пения начинается с упражнений, которые готовят мышцы артикуляционного аппарата к поэлементной отработке фокусирования звука в «точке маски». Сначала отрабатывается выдвигание вперед верхней челюсти и постановка верхней губы на согласном ЛЬ, который произносится очень легко, остро, кончиком языка. Одновременно вперед выдвигается запястье правой руки – моделирующий кистевой жест. Важно добиться полного совмещения этих двух движений. Звук ЛЬ в сочетании с этими движениями произносится многократно. Это упражнение активизирует работу мышц верхней челюсти и верхней губы.

Затем, для дальнейшей отработки этих движений вводится специальное пособие, которое авторы назвали «Вокальные бусинки». Это три бусины разного размера, вверху – самая крупная, в середине средней величины, внизу – самая маленькая. Они нанизаны на леску и разделены между собой бисеринками. Леска соединена с резиновым браслетом, который надевается на правую руку ребенка. Длина верхней части лески должна позволять ему свободно брать верхнюю бусину.

При каждом произнесении согласной ЛЬ 1й,2й и 3й пальцы крепко сжимает бусину. Характер движений пальцев аналогичен движениям мышц верхней губы, которые тоже должны быть крепкими и цепкими. Ребенок представляет себе бусину в центре верхней губы, и как бы обхватывает ее губой как пальцами.

Постепенно он переходит в все более мелким бусинам и движения верхней губы становятся все мельче., более тонкими и точными. Это необходимо для повышения чувствительности верхней губы., которые участвуют в произнесении слов.

Вслед за согласным ЛЬ в это упражнений включаются согласные Н, Т,Д и все остальные. В последнюю очередь – точечные согласные М,П,Б. Все движения гна подготовительном этапе осуществляются сначала в медленном темпе, а затем постепенно в более быстром. После того, как в результате этих упражнений у ребенка активизировалась верхняя губа, которую он при произнесении согласных научился удерживать в на естественной полуулыбке, и возникло ощущение как бы выдвинутой вперед верхней челюсти, можно перейти к следующему этапу формирования резонансной техники.

На этом этапе в речевом режиме вырабатывается единое место упора звука для всех согласных и гласных. Начинается эта работа с согласных звуков, которые служат «берегом» гласных. Только после резонансной отработки произнесения каждого гласного звука можно приступить к постановке гласных звуков.

Фокусирование всех звуков отрабатывается сначала в речи, на примарном речевом тоне, затем – на звуках примарного речевого диапазона. Примарным речевым тоном является звук, который чаще всего использует человек при произнесении односложных слов.. Примарный речевой диапазон – это тоны речевого голоса, которые используются в обычной спокойной речи. Речевой диапазон у детей чаще всего достигает трех-четырех звуков.. Ориентиром фокусирования служит место, которого касается кончик языка при произнесении эталонного согласного – ЛЬ. Внешне это место фиксируется прикосновением 3го пальца правой руки к ложбинке над верхней губой. В процессе раблоты соченание произнесения звука ЛЬ с этим движением неоднократно повторяется.

Согласный звук – основа произнесения слов. Большинство согласных щвуков произносится на естественно растянутой верхней губе, поэтому мы назвали их «линейными». Исключение составляют только 3 согласных звука: П,Б,М, которые произносятся на собранной верхней губе, поэтому называются «точечными».Отработка резонансного фокусирования согласных звуков алфавита начинается с эталонного согласного ЛЬ и близких ему по типу произнесения П,Т,Д, происходит постепенно в специальных упражнениях.

Широкое, растянутое положение верхней губы, на полуулыбке, прикрывающей зубы, помогает формированию и удерживанию правильного места звукоизвлечения, выдвижению звука вперед. Отработка резонансного фокусирования согласных звуков алфавита происходит постепенно в специальных игровых упражнениях. Звук направляется в корни верхних резцов вместе с выдыхаемым воздухом. Именно в этих условиях работа внутренней мышечной системы артикуляционного аппарата формирует необходимое узкое отверстие предрупорной камеры в полость рта.. Организация узкого выхода из предрупорной камеры является самым важным моментом в работе над вокальной техникой, с ним связано возникновение певческого резонанса. Только в режиме резонанса создаются все необходимые условия для естественной работы певческих связок, их развития и физического здоровья.

В тембре голоса ребенка появляется «серебряный звоночек», что является показателем наличия высокой певческой форманты (ВПФ) – высокочастотных обертонов, которые придают голосу звонкость, полетность, делают его звучание профессиональным. Резонанс создает естественные условия для саморегуляции голоса, подобные природной постановке.

Знакомство с правильным фокусированием согласных звуков дает возможность ввести в работу вокальную гимнастику, цель которой – включение в этот процесс общей пластики человека, являющейся необходимой основой, фундаментом собственно вокальной пластики – пластики певческого аппарата.

Примеры на согласные звуки , упражнение «стрекоза», «жук»,»Лев», «Филин», «Дятеол», «Осы»,

Только после отработки единого места фокусирования всех согласных звуков можно начинать работу по фокусированию гласных.. Вначале отрабатываются «линейные» гласные: Я –А,Е,И,Ы,Э, а затем «точечные».:О-Ё,У-Ю.

Примеры на отработку гласных с жестом. Обратить внимание на свободное движение нижней челюсти. Можно отрабатывать динамику, тембр, темп…

После того, как в речи отработано резонансное фокусирование согласных и гласных звуков, начинается работа над слоговой и пассажной (произнесение слов и фраз) речевыми техниками. Работа над слоговыми и поссажной речевыми техниками ставит перед ребенком новые задачи, связанные с умением соединять линейные и точечные согласные и гласные между собой в словах и фразах, сохраняя при этом единый звукоупор и единые принцип формирования. Начинается эта работа с последовательной отработки в речи гласных в сочетании с согласными звуками – речевая резонансная слоговая техника.. При этом сначала на примарном тоне проговариваются слоги, включающие гласные Я – А, затем другие линейные гласные в сочетании с согласными ЛЬ, Т,Д. Н.

Работа с антонимами: слон-комар, контробас-скрипка и т.д.

Одновременно у детей начинается формирование «образа лада» на основе игровых пособий «Хрустальный дворец звуков» и «Вокальная столбица»Сначала они овладевают первой ступенью лада и ее ладотональным жестом,. Тоника должна совпадать с примарным речевым тоном. В работе над резонансной слоговой и пассажной техникой тоже можно применять вокальные бусины разных размеров, формируя движение от более крупной до самой мелкой и постепенно увеличивая темп произнесения.. Очень эффективным здесь является упражнение «микрофончик»: 3й палец правой руки ставится на выемку над верхней губой. Ученик «собирает» звучание» и произносит все звуки в «микрофончик».


Следующий этап работы – начало фокусирования звука в пении. После того, как дети «схватили» принцип резонансного произнесения согласных и гласных звуков в речи, начинается собственно певческий этап работы, на котором сначала отрабатывается резонансная слоговая техника пения. Это промежуточное звено между речью и пением – «вокализированная речь» или речь нараспев. Вокализированная речь образуется за счет пропевания отдельных гласных звуков, в то время как остальные проговариваются в речевом режиме. Начинается она с пропевания всех гласных, чтобы ребенок почувствовал специфику вокального режима, его отличие от речевого. Гласные пропеваются и отрабатываются с помощью контрольных жестов.

Свободное опускание нижней челюсти и является тем механизмом, который способствует появлению нового ощущения: звукоупора у корней нижних резцов, при сохранении произнесения согласного звука у корней верхних. Гласный звук пропевается с ощущением, мыслеобразом «стерженька», который располагается между верхними и нижними резцами. В результате в пении на кождом тянущемся гласном возникает два момента – произнесении звука (тонкий вход в него) и «пролива», кантиленным пропеванием, которые названы речевыми и вокальными режимами пения.

В работе с детьми над «посадкой» гласного и его пропеванием используются контрольные жесты. Посадка гласного влияет на профессиональное качество певческого звука, вливая в его тембр низкочастотные вибрации, свойственные хорошо поставленным голосам. Отработка вокального режима опорных гласных – главная задача этапа вокализированной речи. Сначала на примарном речевом тоне, а затем в примарном речевом регистре идет работа над отдельными слогами в словах, затем читаются тексты, стихи с пропеванием в словах опорных гласных.

Путь постановки звука от речи к пению через эти этапы является самым естественным и наиболее доступным для каждого ученика – и ребенка, и взрослого.. Посадка гласного, как и резонансное фокусирование звука, является важнейшим звеном вокального процесса, непосредственно участвующего в формировании певческого дыхания.. Однако для организации последнего требуется правильная постановка корпуса – «поза колок», при которой позвоночник имеет естественное положение, грудь расправлена, грудина слегка выдвинута вперед вверх, плечи расправлены и отведены назад вниз. Возникает ощущение опоры плечевого пояса на крестцовую зону позвоночника. Ощущение опоры свободно переносится с передней части стопы на пятки и обратно. Формированию резонансных певческих ощущений способствует работа над пластикой вокального аппарата и общей пластикой. В пластике вокального аппарата используются контрольные жесты и управляющий кистевой жест правой руки. Он моделирует, контролирует и помогает сохранить необходимое для правильного звукоупора положение верхней губы и верхней челюсти, способствует выдвижению звука вперед и удержанию его в «точке маски». Звуки любой высоты оказываются в одном и том же месте, как бы в одной плоскости, что позволяет сохранить естественное положение гортани.

После того, как дети овладели «вокализированной речью», можно переходить к пению. Дети пою попевки на одном звуке (1 ступень лада), затем песни на трех ступенях (1,43,5). В распевки включаются ходы на терцию и трезвучия.


А.Д. Демченко, прежде чем предложить детям для разучивания ту или иную песню, предлагает детально проанализировать ее музыкальному руководителю. Диапазон песни не должен превышать диапазона той группы детей, для которых она предназначена. . Для формирования чувства лада на первом этапе лучше брать песни, написанные в мажоре. Автор считает, что наиболее удобными в интонировании являются более широкие интервалы: Б3,М3, кварты, квинты. Кроме того, для чистоты интонации лучше, чтобы на сильных долях такта и на долгих звуках при разучивании песни со словами были устойчивые гласные (А,О,У).

Процесс разучивания может начинаться с яркого – эталонного показа песни педагогом, что помогает заинтересовать детей. Затем необходимо разъяснить смысл слов, которые могут быть непонятны детям, связывая их с выразительными средствами музыки. Важно, чтобы дети почувствовали характеры образов, которые им предстоит воспроизводить в песне.. Перед исполнением песни можно провести беседу характере звучания не по содержанию песни, кроме того обязательно должен присутствовать момент введения детей в подтекст песни – это то, что в ней надо выразить

Получив художественно-образное представление о песне, дети переходят к ее театрализации, проигрыванию по ролям в соответствующем ритме, чтобы ощутить песню двигательно и включить необходимую вокальную технику. Только так, по мнению Демченко , ребенок может почувствовать и художественно выразительно исполнить песню.

Ветлугина Н.А. предлагает следующую последовательность работы над песней. Процесс разучивания включает два этапа: знакомство детей с песней и последующее разучивание. Знакомство с песней строится на ярком, образном показе ее педагогом. Автор отмечает, что наиболее трудные и сложные интонации быстрее усваиваются детьми, если они выразительны и понравились детям.. Иногда перед исполнением педагог может использовать вступительное слово. Это может быть яркое, образное стихотворение или цитата из текста.. Как считает педагог, это может привлечь внимание детей и подчеркнуть содержание песни.

Каждым певческим навыкам соответствуют свои приемы разучивания. Работая над звукообразованием, надо учить детей петь естественно, легко, звонко и напевно, т.е. тянуть звук, а напевность достигается за счет протяжного пения гласных звуков. Для овладения навыками легко может использоваться игровой прием: ( покажем как звенит колокольчик: динь, динь, дон). Таким образом у детей развивается умение произвольно менять характер звучания. Также проверяется объем голоса каждого ребенка, вычленяется, кому из детей трудно петь, а затем продумываются разные приемы, например, правильное рассаживание детей (имеющих ограниченный диапазон и неправильно интонирующих сажают в первом ряду).

Обучая детей дикции, педагог привлекает внимание к выразительности и речевым интонациям в соответствии с музыкальными. Важно при этом выделить, подчеркнуть обращение, вопрос или характерные признаки образа. Хорошему произношению часто мешает непонимание смысла слова. Для четкого произношения слов можно использовать чтение текста песни шепотом. Ветлугина предлагает использовать игровые приемы, т.к. задания в форме игры заинтересовывают и легче осознаются детьми. Чаще всего игра вытекает из содержания песни.. Например в песне «Петушок» выбирается Ваня и петушок. Широко используются игрушки, которые используются в литературном тексте, т.к. детям весело и интересно испольнить песенку о сидящем передними зайчикам, мишкам или петушком.


Постановка речевого и певческого аппарата по методике А.Д.Демченко

Научная основа методики А.Д. Демченко:

    • резонансная теория пения, разработанная профессором В.П. Морозовым, которая возникла в результате обобщения научных исследований – акустических, физиологических, психических, педагогических, опыта ведущих мастеров вокального искусства. Отличие этой теории от других в том, что главный источник красоты и силы певческого голоса является активность певческих резонаторов, особым образом организованных и настроенных.

    • Наличие у человека двух артикуляционных аппаратов: традиционный (губы, зубы, язык и т.д.), а 2й – руки, как связующее звено с общей пластикой организма, позволяющее управлять дыханием, работой гортани и ротового аппарата.

Основные задачи, которые должны быть решены в дошкольном детстве:

  1. Формирование общей пластик, которая является фундаментом пластики певческого аппарата.

  2. Формирование фокусирование звука в «очке маски» — ведущего звена резонансной техники пения.

  3. Выстраивание на резонансной основе певческого голоса в пределах октавы, соответствующей природному речевому диапазону ребенка; формирование певческих навыков.

  4. Развитие всей системы общих музыкальных способностей и вокального слуха.

  5. Развитие актерских способностей.


Ключевые положения методики А.Д.Демченко:

    • фокусирование звука в «точке маски»,

    • использование двух артикуляционных аппаратов,

    • единство технических и художественных задач.


Формирование резонансной техники пения

Речевая ступень: на этом этапе в речевом режиме вырабатывается единое место упора звука для всех согласных и гласных.

  • Вся работа ведется от примарной зоны – вниз, затем вверх.

  • Сначала отрабатывается выдвигание вперед верхней челюсти и постановка верхней губы на согласном ЛЬ, который произносится очень легко, остро, кончиком языка. Одновременно вперед выдвигается запястье правой руки – моделирующий кистевой жест.

  • Вслед за согласным ЛЬ в это упражнений включаются согласные Н, Т,Д и все остальные. В последнюю очередь – точечные согласные М,П,Б. Все движения осуществляются сначала в медленном темпе, а затем постепенно в более быстром.

  • Фокусирование гласных.. Вначале отрабатываются «линейные» гласные: Я –А,Е,И,Ы,Э, а затем «точечные».:О-Ё,У-Ю.

  • Слоговая и пассажная (произнесение слов и фраз) речевая техника: сначала на примарном тоне проговариваются слоги, включающие гласные Я – А, затем другие линейные гласные в сочетании с согласными ЛЬ, Т,Д. Н

Следующий этап работы – начало фокусирования звука в пении

Это промежуточное звено между речью и пением – «вокализированная речь» или речь нараспев. Вокализированная речь образуется за счет пропевания отдельных гласных звуков, в то время как остальные проговариваются в речевом режиме. Начинается она с пропевания всех гласных, чтобы ребенок почувствовал специфику вокального режима, его отличие от речевого. Гласные пропеваются и отрабатываются с помощью контрольных жестов. Свободное опускание нижней челюсти является тем механизмом, который способствует появлению нового ощущения: звукоупора у корней нижних резцов, при сохранении произнесения согласного звука у корней верхних. Гласный звук пропевается с ощущением, мыслеобразом «стерженька», который располагается между верхними и нижними резцами. В результате в пении на каждом тянущемся гласном возникает два момента – произнесении звука (тонкий вход в него) и «пролива», кантиленным пропеванием, которые названы речевыми и вокальными режимами пения.

После того, как дети овладели «вокализированной речью», можно переходить к пению. Дети пою попевки на одном звуке (1 ступень лада), затем песни на трех и т.д.

План работы над песней:

  • Предварительная беседа не по содержанию песни, а для введения ребенка в эмоционально-образное состояние песни;

  • Яркий, эмоциональный показ песни;

  • Разбор содержания: место действия (мизансцена); действующие лица – их внешний вид, характер, настроение. Определение основной идеи – для чего она написана, какую главную мысль хотел донести автор до слушателя.

  • Инсценирование – чтение — поиск необходимых интонаций («проживание» содержания песни);

  • Разучивание мелодии со словами с использованием жестов звуковысотности. Обратить внимание на соответствие движения мелодии содержанию текста.

  • Исполнение.


Подходы к выбору песни

  • Диапазон и тесситура должна соответствовать возможностям детей. Если песня подходит по диапазону, но имеет высокую или низкую тесситуру, её необходимо транспонировать.

  • Лад. В мажоре чувство лада формируется более успешно.

  • Интервальный состав. Детям легче интонировать терции, кварты, квинты; позже секунды и большие скачки

  • Фонемный состав текста. Для чистоты интонации лучше, чтобы на сильных долях такта и длинных звуках были устойчивые гласные – а,о,у. Если преобладают неустойчивые (е,и,э,ы) в период разучивания их необходимо заменять устойчивыми.

  • Художественно-музыкальное содержание: доступность текста и соответствие ритма и мелодики стиха ритму и движению мелодии песни.


Распевание

Первый вид: произнесение согласных и гласных в примарной зоне для отработки единого места упора. Слоги состоят из согласных ль, н, д,т, и гласных (сначала линейных, затем точечных): ля,ня,дя,тя; ла,на,да,та,; ле,не,де,те, ли,ни,ди,ти,Лу,ну,ду,ту .

Второй вид: отработка тех же слогов на основной ступени лада.

Третий вид: в распевание включаются 3,5 ступени, используются разные ритмические комбинации.

Четвертый вид: включение в распевание опевания устойчивых ступеней.

Пятый вид: распевания к разучиваемой песне, включающие наиболее сложные интонационные или ритмические обороты.

Индивидуальные показатели, имеющие принципиальное значение для последующей работы по постановке голоса:

  • общие поведенческие показатели (свобода или скованность в поведении; общительность или замкнутость; принятие или непринятие художественных заданий, желание подпевать);

  • особенности общей пластики (свобода или зажатость естественных движений, их координация);

  • особенности внешнего строения и пластики артикуляционного аппарата (размер и форма рта, в особенности верхней губы, тонуса мышц верхней губы и кончика языка; свобода движений подбородка и нижней челюсти);

  • вокальные данные: тип голоса по характеру тембра в речевом примарном диапазоне; манера пения; примарный речевой и певческий диапазон;

  • музыкальные способности (звуковысотный слух, чувство музыкального ритма);

  • актерские способности (чувство образа, воображение, способности к импровизации).






11


Свежие документы:  Сценарий классного часа "О роли закона в жизни" 6 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: