Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: «Буквы о-а в корне -раст-(-ращ-) — — рос-»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Усть-Илимская общеобразовательная средняя школа»














Конспект урока русского языка

в 5 классе по теме:

«Буквы о-а в корне -раст-(-ращ-) — — рос-»











Выполнила:

Обедина Евгения Сергеевна,

учитель русского языка и

литературы

МБОУ Усть-Илимской СОШ







Усть-Илимск

2013



ТЕМА УРОКА: «Буквы о-а в корне -раст-(-ращ-) — — рос-»

ТИП УРОКА: изучение нового материала

ЦЕЛИ:

1. познакомить учащихся с правилом написания корня -раст-(-ращ-) — рос-.;

2. совершенствовать навык написания слов с чередованием;

3. развивать орфографическую зоркость;

4. формировать способность к самостоятельному построению новых способов действия;

5 тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

6. развивать внимание, память, речь, логическое мышление.


ХОД УРОКА


Этапы урока

Содержание урока

  1. Мотивация к учебной деятельности

-Давай те улыбнемся друг другу и пожелаем удачи на уроке.

— Запишите число, классная работа…

-А начать я предлагаю наш урок словами русской актрисы Фаины Раневской:

«Орфографические ошибки в письме — как клоп на белой блузке».

— Как вы их понимаете ?

— Почему этими словами мы начинаем наш урок?

  1. Этап актуализации и проблемного учебного действия

-Перед вами слова

Сл..гаемое, предл..жение, р..стение, распол..житься, прил..гательное, выр..сли, ср..щение

-Разделите эти слова на группы.

  1. Этап выявления места т причины затруднения

— На сколько групп разделили слова?

-По какому принципу делили?

с

р..стение

выр..сли

ср..щение


лагаемое

предложение

расположиться

прилагательное

-Какой корень вы предлагаете выделить в первой группе слов?

— Озвучьте правило чередования о-а в корне – лаг- — -лож-.

-Вызвало ли у вас что-нибудь затруднение?

-Какая проблема перед нами встала?

-Сформулируйте тему урока.

-Определите цели урока.

Познакомиться…

Упражняться…

Научиться…

-Запишите тему нашего урока.

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

-Где и как мы можем узнать информацию по теме? Каким способом?

— Сегодня я предлагаю вам самим вывести правило, а поможет вам в этом текст.

— Внимание на доску.

Жил-был мальчик по имени Нильс. Однажды он обидел сказочного гнома, и тот превратил Нильса в маленького человечка. Нильс очень хотел ВЫРАСТИ и снова стать обычным мальчишкой. Но для этого ему пришлось пройти через множество приключений: опуститься в подводные ЗАРОСЛИ ВОДОРОСЛЕЙ, подняться в звёздное небо, потеряться среди густых космических РАСТЕНИЙ. И только когда в душе мальчика появились РОСТКИ добра, он ВЫРОС и стал таким, как прежде. 

Прочитаем текст.

— Узнали ли вы героя и произведение? (С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»)

В каком предложении заключена основная мысль текста?

— Как вы понимаете эту фразу?


5. Реализация построенного проекта




Работа с учебником

-Сейчас работаем в группах (класс садится по группам и каждая группа получает задание на листе; самостоятельная работа групп).

-Давайте обобщим ваши наблюдения и сделаем выводы.

Когда же пишется а в корне, а когда о? (каждая группа высказывается).

-Каким образом мы можем проверить, кто из групп прав?

— Верно, мы можем сравнить свой вывод с выводом из учебника (чтение правила на стр. 70).

— Попробуйте самостоятельно представить новое правило в виде схемы (представитель каждой группы записывает схему на доске).

— Какую схему вы считаете более удачной.

-Занеси запись себе в тетрадь.


Ос

рАст

Ащ

— А сейчас давайте еще раз вернемся к тексту.

-Какое слово с изучаемой нами орфограммой не соответствует правилу? (ростки)

— Как называется такое слово? (слово-исключение)

-Таких слов у нас пять, найдите и прочитайте слова-исключения в параграфе (показ презентации «Словарь трудных слов»)

-Запишите слова в тетрадь.

Росток, Ростов, Ростислав, отрасль¸ ростовщик.

-Вернемся к нашим словам. Объясните выбор гласных в записанных в начале урока словах.

р..стение

выр..сли

ср..щение


6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

работа в парах

работа у доски и в тетрадях


дифференцированная работа



1. Предлагаю поработать в парах, проговорите правило еще раз друг другу.




2.А теперь потренируемся в написании слова с корнем -раст-(-ращ-) — — рос- — упражнение 575 стр. 168


На доске: [о, …]. [ ], и [ ].

Составить предложения по схемам со словами из упражнения.

3. «Верно-неверно» (хлопок при верном утверждении)

1) Верно ли, что перед ст и щ пишется а?

2) Верно ли , что в слове вырос пишется а?

3) Верно ли, что к словам-исключениям относятся росток, отрасли, поросль?

4) Верно ли, что перед с пишется о?


7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Буквенный диктант

  1. отросли

  2. росточек

  3. взрастить

  4. водоросли

  5. приращение

  6. обросла

  7. отрасль

  8. подрасти

  9. выращенный

  10. заросла

На доске:

1 о 2 о 3 а 4 о 5 а 6о 7 а 8 а 9 а 10 о

— А тепе6рь сравните, как сделали вы и как это у меня. Поменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку.

Обсуждение результатов.

«5» — -ошибок

«4» — 1-2 ошибки

«3» — 3-4 ошибки

«2» — 5 ошибок

8. Домашнее задание

Параграф 47 упражнение 577

Выучить правило, слова-исключения.

Дополнительно (по желанию): сочинение на свободную тему с использованием слов на новое правило.


9. Рефлексивная деятельность

-Какую учебную задачу мы поставили?

-Смогли ли мы ее достичь?

-Что было интересно?

-Что трудно?

-Довольны ли вы вашей работой?

— Чему научились?













Приложение

Жил-был мальчик по имени Нильс. Однажды он обидел сказочного гнома, и тот превратил Нильса в маленького человечка. Нильс очень хотел вырасти и снова стать обычным мальчишкой. Но для этого ему пришлось пройти через множество приключений: опуститься в подводные заросли водорослей, подняться в звёздное небо, потеряться среди густых космических растений. И только когда в душе мальчика появились ростки добра, он вырос и стал таким, как прежде. 

Задание:

  1. Выпишите слова с корнем –раст- (-ращ-) – рос.

  2. Пронаблюдайте, определите, когда пишется А, а когда О в корне с чередованием.

  3. Сделайте вывод.




Подсказка:

Это однокоренные слова?

Есть ли тут чередование согласных?



























Используемая литература:

  1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: теория: учебник для 5-9 классов. – М.: Просвещение, 1993.

  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. – М.: Просвещение, 2009;

  3. Купалова А.Ю., Еремеева А.П. , Лидман-Орлова Г.К. Русский язык. Практика. 5 класс. – М.: Дрофа. 2007.

  4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2010.

  5. https://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/vidy-slovarnyh-diktantov

Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса «Глагол самостоятельная часть речи. «Достопримечательности родного города»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: