Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему: «Сочинение по картине А.М.Герасимова «Дары осени»»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 46 с углубленным изучением английского языка Приморского района г. Санкт-Петербурга

















Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему:

«Сочинение по картине А.М.Герасимова «Дары осени»»







Учитель русского языка и литературы

Синюкова О.П.













2013 год

Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему: «Сочинение по картине А.М.Герасимова «Дары осени»». 2 часа.

Цели урока:

Обучающая: формировать умение строить текст в определенной композиционной форме и систематизировать собранный материал; уметь использовать функциональные возможности имени прилагательного.

Развивающая: развивать устную и письменную речь учащихся в плане речевой культуры, способствовать развитию внимания к детали, образного мышления, обогащать словарный запас учащихся.

Воспитывающая: способствовать воспитанию чувства прекрасного, умению видеть красоту природы и понимать ее роль в жизни человека.

Оборудование: репродукция картины А.М.Герасимова «Дары осени», презентация о художнике (сохранить со SkyDrive), презентация об осени (сохранить со SkyDrive), запись из альбома П.И.Чайковского «Времена года», отрывки из произведений А.С.Пушкина, рабочие тетради учащихся.

Формы и методы: развивающее обучение, индивидуальная работа, групповая работа, исследование.

Х О Д У Р О К А

  1. Организационный этап.

  2. Вступительная беседа:

-Любите ли вы осень?

— Какое настроение души обычно с этим временем года связано в искусстве? ( Грустное, тоскливое, тревожное).

Подготовленные ученики читают отрывки из стихов А.С.Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

(Отрывок из стихотворения «Осень»)

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

( Отрывок из романа «Евгений Онегин»)

— Чем осень красива? ( Осень красива красками и своими дарами).

Звучит отрывок из альбома П.И.Чайковского «Времена года» — «Октябрь»- и показывается презентация «Осень в живописи».

— Что вы услышали? ( Тихий покой, сумрачно на душе, сердце рвется куда-то…).

— Что увидели? ( Красоту родной природы)

— Как называется этот жанр живописи? (пейзаж)

— Мы в этом году работали с картиной, посвященной осени. Как она называется и как имя художника? (С.Жуковский «Осень. Веранда»).

3. Основная часть урока.

— Сегодня мы будем работать с картиной, посвященной осени, но иной по жанру.

На экране: репродукция картины А.М. Герасимова «Дары осени», у учащихся открыта вклейка №1 к упражнению №250.

— Определим жанр картины. (натюрморт)

— Кто автор?

— Слово о художнике (Подготовленный ученик рассказывает о художнике, на экране – слайды презентации).

-ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Беседа по картине:

— Почему картину можно назвать типичным натюрмортом? ( Букет около окна – один из популярных предметов натюрморта).

— Почему букет находится около окна? (Окно позволяет передать на картине особое освещение, игру света и тени. Это усиливается еще и стеклянной вазой с водой).

— Что видим на столе? ( На столе разложены самые разные плоды осени. Создается впечатление, что художник их специально не собирал, а взял то, что оказалось под рукой).

— Что же находится на переднем плане картины? (Два наполовину опустошенных подсолнечника. Может быть, их уже выклевали птицы. Рядом – грибочек. Явно, что он взят не из корзины с грибами. Видимо, вырос один где-нибудь у дорожки. Миска с яблоками. Может быть, антоновка).

— Что является главным образом натюрморта? (Букет рябины. Он поставлен в две вазы: большую и маленькую, прозрачную и темную).

— Почему букет не из осенних цветов и листьев, а из веточек рябины с ягодами? (Ягоды выглядят наряднее, чем цветы. Веточки согнулись под тяжестью кистей рябины и полностью загораживают окно).

— Какой цвет на картине доминирует? (красный).

— Как этот цвет «играет» на картине? (на всем лежат красноватые блики).

— Составим синонимический ряд к слову «красный» (Алый, пурпурный…). Это царственный цвет.

Вывод: Художник использует этот цвет, чтобы показать, что дары осени – это настоящие сокровища.

— Что значит «дар»? (подарок). Много роскошных подарков делает нам осень.

— Что она нам дарит? ( Учащиеся перечисляют дары осени).

— Чем вы особенно дорожите и почему?

Работа по таблице:

Предметы, изображенные Лексические средства описания

на картине предметов

Художник Выдающийся, известный, знаменитый,

изобразил, показал, создал…

Натюрморт Живописный, яркий, замечательный…

Букет рябины Большой, нарядный, главный образ кар-

тины, его сердце, алые ягоды, тяжелые

рябиновые кисти, согнутые ветки, заго-

родил окно, разливает красный цвет,

создает впечатление роскоши…

Миска с яблоками Небольшие, зеленые, свежие, пахучие…

Подсолнечник Спелый, опустошенный наполовину,

контраст цвета, символ богатства…

Грибочек Небольшой, одинокий…

Настроение Радостное, чудесное или задумчивое,

умиротворенное…



Обсуждение собранного материала.

— Каких средств выразительности больше? (эпитетов).



Работа над планом:

— Давайте вместе составим план, по которому вы дома напишите сочинение.

ПЛАН

  1. Вступление. А.М.Герасимов – известный художник.

  2. Жанр картины «Дары осени».

  3. Основные микротемы картины.

  4. Настроение, вызываемое этим произведением.

Устная работа по конструированию предложений .

Итог урока:

— Чему вас научил этот урок?

— Думаю, что вы себя почувствовали знатоками живописи. Главное, что мы учимся видеть и ценить красоту родной природы, учимся жизни.









Список используемой литературы:

  1. М.М.Разумовская, П.А.Лекант. Русский язык. Учебник.- Москва: Дрофа, 2013.- с.101, упр.250

  2. О.П.Баландина, И.М.Семенова. Обучение сочинению по картине 5-9 классы. Конспекты уроков. Волгоград: Учитель, 2013.

Список используемых ресурсов Интернет:

  1. https://www.amgerasimovmuseum.ru/ (Музей-усадьба А.М.Герасимова)

  2. https://www.classic-music.ru/mp3-tchaikovsky-piano.html (Чайковский «Времена года»)

  3. Презентация к уроку (сохранить со SkyDrive)

  4. Презентация об осени (сохранить со SkyDrive)





Свежие документы:  Конспект урока на тему "ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: