Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 46 с углубленным изучением английского языка Приморского района г. Санкт-Петербурга
Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему:
«Сочинение по картине А.М.Герасимова «Дары осени»»
Учитель русского языка и литературы
Синюкова О.П.
2013 год
Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему: «Сочинение по картине А.М.Герасимова «Дары осени»». 2 часа.
Цели урока:
Обучающая: формировать умение строить текст в определенной композиционной форме и систематизировать собранный материал; уметь использовать функциональные возможности имени прилагательного.
Развивающая: развивать устную и письменную речь учащихся в плане речевой культуры, способствовать развитию внимания к детали, образного мышления, обогащать словарный запас учащихся.
Воспитывающая: способствовать воспитанию чувства прекрасного, умению видеть красоту природы и понимать ее роль в жизни человека.
Оборудование: репродукция картины А.М.Герасимова «Дары осени», презентация о художнике (сохранить со SkyDrive), презентация об осени (сохранить со SkyDrive), запись из альбома П.И.Чайковского «Времена года», отрывки из произведений А.С.Пушкина, рабочие тетради учащихся.
Формы и методы: развивающее обучение, индивидуальная работа, групповая работа, исследование.
Х О Д У Р О К А
Организационный этап.
Вступительная беседа:
-Любите ли вы осень?
— Какое настроение души обычно с этим временем года связано в искусстве? ( Грустное, тоскливое, тревожное).
Подготовленные ученики читают отрывки из стихов А.С.Пушкина:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
(Отрывок из стихотворения «Осень»)
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
( Отрывок из романа «Евгений Онегин»)
— Чем осень красива? ( Осень красива красками и своими дарами).
Звучит отрывок из альбома П.И.Чайковского «Времена года» — «Октябрь»- и показывается презентация «Осень в живописи».
— Что вы услышали? ( Тихий покой, сумрачно на душе, сердце рвется куда-то…).
— Что увидели? ( Красоту родной природы)
— Как называется этот жанр живописи? (пейзаж)
— Мы в этом году работали с картиной, посвященной осени. Как она называется и как имя художника? (С.Жуковский «Осень. Веранда»).
3. Основная часть урока.
— Сегодня мы будем работать с картиной, посвященной осени, но иной по жанру.
На экране: репродукция картины А.М. Герасимова «Дары осени», у учащихся открыта вклейка №1 к упражнению №250.
— Определим жанр картины. (натюрморт)
— Кто автор?
— Слово о художнике (Подготовленный ученик рассказывает о художнике, на экране – слайды презентации).
-ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Беседа по картине:
— Почему картину можно назвать типичным натюрмортом? ( Букет около окна – один из популярных предметов натюрморта).
— Почему букет находится около окна? (Окно позволяет передать на картине особое освещение, игру света и тени. Это усиливается еще и стеклянной вазой с водой).
— Что видим на столе? ( На столе разложены самые разные плоды осени. Создается впечатление, что художник их специально не собирал, а взял то, что оказалось под рукой).
— Что же находится на переднем плане картины? (Два наполовину опустошенных подсолнечника. Может быть, их уже выклевали птицы. Рядом – грибочек. Явно, что он взят не из корзины с грибами. Видимо, вырос один где-нибудь у дорожки. Миска с яблоками. Может быть, антоновка).
— Что является главным образом натюрморта? (Букет рябины. Он поставлен в две вазы: большую и маленькую, прозрачную и темную).
— Почему букет не из осенних цветов и листьев, а из веточек рябины с ягодами? (Ягоды выглядят наряднее, чем цветы. Веточки согнулись под тяжестью кистей рябины и полностью загораживают окно).
— Какой цвет на картине доминирует? (красный).
— Как этот цвет «играет» на картине? (на всем лежат красноватые блики).
— Составим синонимический ряд к слову «красный» (Алый, пурпурный…). Это царственный цвет.
Вывод: Художник использует этот цвет, чтобы показать, что дары осени – это настоящие сокровища.
— Что значит «дар»? (подарок). Много роскошных подарков делает нам осень.
— Что она нам дарит? ( Учащиеся перечисляют дары осени).
— Чем вы особенно дорожите и почему?
Работа по таблице:
Предметы, изображенные Лексические средства описания
на картине предметов
Художник Выдающийся, известный, знаменитый,
изобразил, показал, создал…
Натюрморт Живописный, яркий, замечательный…
Букет рябины Большой, нарядный, главный образ кар-
тины, его сердце, алые ягоды, тяжелые
рябиновые кисти, согнутые ветки, заго-
родил окно, разливает красный цвет,
создает впечатление роскоши…
Миска с яблоками Небольшие, зеленые, свежие, пахучие…
Подсолнечник Спелый, опустошенный наполовину,
контраст цвета, символ богатства…
Грибочек Небольшой, одинокий…
Настроение Радостное, чудесное или задумчивое,
умиротворенное…
Обсуждение собранного материала.
— Каких средств выразительности больше? (эпитетов).
Работа над планом:
— Давайте вместе составим план, по которому вы дома напишите сочинение.
ПЛАН
Вступление. А.М.Герасимов – известный художник.
Жанр картины «Дары осени».
Основные микротемы картины.
Настроение, вызываемое этим произведением.
Устная работа по конструированию предложений .
Итог урока:
— Чему вас научил этот урок?
— Думаю, что вы себя почувствовали знатоками живописи. Главное, что мы учимся видеть и ценить красоту родной природы, учимся жизни.
Список используемой литературы:
М.М.Разумовская, П.А.Лекант. Русский язык. Учебник.- Москва: Дрофа, 2013.- с.101, упр.250
О.П.Баландина, И.М.Семенова. Обучение сочинению по картине 5-9 классы. Конспекты уроков. Волгоград: Учитель, 2013.
Список используемых ресурсов Интернет:
https://www.amgerasimovmuseum.ru/ (Музей-усадьба А.М.Герасимова)
https://www.classic-music.ru/mp3-tchaikovsky-piano.html (Чайковский «Времена года»)
Презентация к уроку (сохранить со SkyDrive)
Презентация об осени (сохранить со SkyDrive)