Урок-кроссворд «Раскрытые тайны предложения» 5 класс



МБОУ «Никологорская средняя общеобразовательная школа», п.Никологоры Вязниковского района, ул.2Пролетарская, д.57А;

тел. 5-14-43; 5-15-52.









Урок русского языка в 5 классе.

УРОК-КРОССВОРД

«Раскрытые тайны предложения».





DSCN2026.JPG Учитель русского языка и литературы

Лебедева Вера Николаевна.













НИКОЛОГОРЫ. 2013 год.




Цели: формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по разбору предложения в ходе взаимодействия учащихся;

деятельностная цель: формирование у учащихся способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.

Задачи урока:

  1. Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей школьников.

  2. Организовать деятельность учащихся по закреплению знаний по теме: «Полный разбор предложения» и первичному ознакомлению с однородными членами предложения.

  3. Развивать способности детей правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме.

  4. Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В ХОДЕ УРОКА:

ЛИЧНОСТНЫЕ:

— развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа, осознание себя носителем этого языка;

— правильно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

— определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;

— уметь аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

— отрабатывать навык полного разбора предложения;

-научить определять второстепенные члены и отличать их от главных;

-отрабатывать навык построения схем предложений, их характеристики;

-закреплять изученный по теме материал.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

— овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации, построения рассуждений, соотнесения с известными понятиями.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

— осознавать и решать познавательную задачу;

— находить примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий.

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

— уметь осуществлять взаимоконтроль, оказывать в работе взаимопомощь; эффективно сотрудничать.

ТИП УРОКА: комбинированный (систематизация, повторение, контроль) — урок построения системы знаний.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: мультимедийная установка, компьютер, экран, кроссворд, иллюстрации, ПРЕЗЕНТАЦИЯ.




ХОД УРОКА.


1. Оргмомент. Рапорт дежурных. Добрый день, садитесь, пожалуйста. Кто отсутствует на уроке? Спасибо. Я вижу, вы слегка смущены тем, что у нас сегодня на уроке гости. Я вас уверяю, гости пришли посмотреть, какие у меня сообразительные и творческие дети в этом классе. Давайте настроимся на работу, будем внимательны и сосредоточены, вдумчивы и активны, тогда всё у нас получится хорошо.


2. Выявление темы урока.

Сегодня мы будем работать не в тетрадях, а на картах, которые лежат у каждого на парте.

-Что ещё любопытного вы видите и на доске, и у вас на партах? (неразгаданный кроссворд, карту взаимоконтроля). Значит мы должны разгадать кроссворд, отметить в картах взаимоконтроля баллами работу ваших товарищей на разных этапах работы, в конце урока узнаем, кто у нас был самым активным. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

-Чем мы с вами занимались на предыдущих уроках? (разбором предложения)

— Могу я сказать, что мы для себя открывали тайны предложения?

-Кто из вас попробует сформулировать тему сегодняшнего урока? ( тайны предложения)

— Эти тайны мы раскрыли, разгадывая кроссворд, докажем это себе, товарищам и всем присутствующим и добавим к теме урока ещё одно слово.

-Итак, на картах №1 пишем число, классная работа и тему урока ( ПРИЛОЖЕНИЕ1)

Раскрытые тайны предложения.

3. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ:

-Определите цель нашего урока. (ПОВТОРИТЬ И ОБОБЩИТЬ знания о разборе предложения, закрепить навык общей характеристики и разбора предложения). Я рада, что цели наши совпали.


4. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

В качестве домашнего задания я просила составить небольшой рассказ о кроссворде по следующим вопросам:

а. Какая орфограмма есть в этом слове.

б. Проверяемая она или нет.

в. Что сказано об этом слове в словаре С.И.Ожегова.

-Кто хочет рассказать о слове «кроссворд»? ( В слове «кроссворд» орфограммой является удвоенная согласная «с» в корне слова, она непроверяемая, это слово словарное. В словаре С.И.Ожегова о нём сказано: «Игра-задача, в которой фигуру из



квадратов нужно заполнить буквами, составляющими перекрещивающиеся слова»).

Отлично. Ребята, вы не забываете ставить баллы тем, кто отвечает? Молодцы.

— Я знаю, что вы используете кроссворды на уроках в качестве дополнительного задания и умеете их разгадывать. А сегодня весь урок будет посвящён этой полезной и увлекательной игре.


— Все примеры для анализа я взяла из произведений прекрасного русского поэта, которому 28 ноября исполнится 192 года со дня рождения.

— У вас на отдельном листке и у меня на парте лежат иллюстрации к произведениям этого поэта, вы скажете, откуда заданное предложение и иллюстрацией к нему украсите кроссворд на доске. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

— Вижу, у многих глазки загорелись, вы узнали поэта, как же его имя? (Н.А.Некрасов). Отлично.

— В кабинете много портретов писателей и поэтов, где же среди них Некрасов? Хорошо. СЛАЙД 1.


5. АКТУАЛИЗАЦИЯ ТЕМЫ.

На карте №2 у вас неразгаданный кроссворд, в цветной цепочке которого после заполнения появится название темы ближайшего урока. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Запишите тему нашего урока на своём чистом кроссворде.

На картах №1 написано 7 предложений и небольшой текст с пропущенными словами — это наш рабочий планшет практикума. На нём всё должно быть выделено к концу урока.

— Нарисуйте у доски маршрут, по которому мы разбираем предложение, если в конце его стоит цифра …? (4).


1) грамматическая основа (подлежащее и сказуемое) — 2) схема предложения — 3)общая характеристика предложения — 4) полный разбор по членам предложения.


— Итак, вперёд по маршруту знаний!

А). Прочитайте выразительно 1 предложение.


Однажды в студёную зимнюю пору я из лесу вышел; был сильный мороз.

— Как называется стихотворение, предложение из которого стоит под № 1? (отрывок из стихотворения «Крестьянские дети»- «Мужичок с ноготок»). Определитесь на картах № 3 с иллюстрацией и прикрепите на доску первую картинку-украшение кроссворда.






Вы прекрасно помните, что какое бы задание ни следовало, мы выполняем всегда какое действие? (выделяем грамматическую основу предложения). Проверим точность маршрута, выведенного на доске, и начинаем двигаться по нему.


ПЕРВЫЙ ЭТАП. Как вы это будете делать?


Когда перед нами задача — найти

Основу всего предложения,

Прежде всего отыщу я глагол,

Глагол в любом наклонении.

Когда обнаружится этот глагол

Между другими словами,

То подчеркну я его поскорей

Сразу двумя чертами.


-Выполняем это действие. В первом предложении сказуемые вышел и был. Этот термин вписываем в кроссворд в строку № 1.

— Ребята, задайте вопрос отвечающему по сказуемому. (Какими ещё частями речи может выражаться сказуемое? Инфинитивом, кратким прилагательным, существительным, числительным).


— ПРОДОЛЖАЕМ.

Потом от него я вопросы кто? что?

К другим словам направляю

И подлежащее, как на крючок,

На эти вопросы поймаю.

Тут я его одною чертой

Вмиг подчеркну, без сомненья,

И полюбуйся — перед тобой

Основа всего предложенья.


В строку 2 впишем термин, обозначающий слова «я» и «мороз«. Какое слово вписываем? (подлежащее).

— Задайте вопрос по подлежащему. (Почему к подлежащему нужно задавать двойной вопрос? Подлежащее выражается существительным в им. падеже, а чтобы не спутать именительный падеж с винительным, которые различаются только вопросом к одушевлённым предметам, мы задаём двойной вопрос).


Б). ПЕРЕХОДИМ КО ВТОРОМУ ЭТАПУ МАРШРУТА, какому? ( составлению схемы предложения).




— Какого пункта общей характеристики предложения мы сейчас коснёмся? В ваших картах разбора посмотрите, если забыли. ( 3 пункт, вид предложения по структуре).

— Охарактеризуйте предложение по структуре. ( сложное, в нём 2 грамматические основы. Между прост предложениями нет союза, оно бессоюзное сложное). Чертим его схему.

— Задайте вопрос по сложному предложению? (какие ещё сложные предложения ты знаешь? ) (ССП, СПП).


В). СЛЕДУЕМ НА ТРЕТИЙ ЭТАП МАРШРУТА, какой? ( общая характеристика предложения).

1). Прочитайте выразительно диалог под цифрой 2.


— ЗДОРОВО, ПАРНИЩЕ!

— СТУПАЙ СЕБЕ МИМО!


— Первая характеристика предложения какая? Охарактеризуйте подчёркнутое предложение по цели высказывания и впишите термин в строку 7. (это предложение побудительное, т.к. содержит совет)

— Задайте вопрос по первой характеристике предложения. (какие ещё бывают предложения по цели высказывания?) ( повествовательные и вопросительные).

— Из какого стихотворения эти предложения? Кто сможет продолжить диалог героев?


-УЖ БОЛЬНО ТЫ ГРОЗЕН, КАК Я ПОГЛЯЖУ! ОТКУДА ДРОВИШКИ?


— Запишите на карту № 1 эти два предложения. Охарактеризуйте второе по цели высказывания и впишите термин в строку № 5. (вопросительное)


2).ПЕРЕХОДИМ к предложению под цифрой 3.


Грибная пора отойти не успела,

Гляди — уж чернёхоньки губы у всех,

Набили оскому: черница поспела!


— Всё ли понятно вам в этом отрывке? (непонятны слова оскома и черница)

— Кто-то из вас может объяснить эти слова? ( черница — это черника. Второе слово объясняет учитель).

— Прочитайте выразительно предложение и охарактеризуйте его по следующему пункту. (по эмоциональной окраске предложения бывают невосклицательные, если произносятся с обычной интонацией, и восклицательные, если произносятся с



особой интонацией. Это предложение восклицательное).

— А какое оно по цели высказывания? (повествовательное, т.к. содержит сообщение).


Вписываем термин предложения по эмоциональной окраске в строку № 10.

— Найдите ещё на карте № 1 восклицательные предложения.


— Из какого стихотворения строки? Прикрепите картинку.

Молодцы, этот материал вы знаете хорошо.

3). Прочитайте выразительно предложение 4.


ВИЖУ ОДИН ОСТРОВОК НЕБОЛЬШОЙ- ЗАЙЦЫ НА НЁМ СОБРАЛИСЯ ГУРЬБОЙ.


— Какое это предложение по структуре? (сложное). ДОКАЖИТЕ.

— Сколько в нём простых предложений? (два)

— Охарактеризуйте первое простое предложение по пункту 4 общей характеристики. ( по наличию главных членов предложения бывают двусоставные, если оба главных члена есть в наличии, и односоставные, если грамматическая основа состоит только из одного главного члена, либо подлежащего, либо сказуемого. Наше предложение односоставное, т.к. в нём есть только сказуемое вижу).

Впиши термин в строку № 9 кроссворда.

— Откуда эти строки? ( «Дедушка Мазай и зайцы»).

Прикрепите иллюстрацию на доску.


4). ПОСЛЕДНЯЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДЛОЖЕНИЯ КАКАЯ? (по наличию распространённых членов предложения)

— Охарактеризуйте первое простое предложение по наличию второстепенных членов предложения и термин впишите в строку № 8 кроссворда. (по наличию второстепенных членов предложения бывают распространённые, если есть второстепенные члены предложения, и нераспространённые, если они состоят только из грамматической основы. Наше предложение распространённое, в нём есть второстепенные члены).


Г). ВОТ МЫ ПОДОШЛИ К ПОСЛЕДНЕМУ ЭТАПУ МАРШРУТА.

Я надеюсь, вы отмечаете работу ребят в листе активности?

— На какие две группы делятся все члены предложения? (главные и второстепенные).

— В каком порядке мы находим второстепенные члены предложения? Вспомните два паровозика. (Сначала находим состав подлежащего, потом — сказуемого, а затем остальные второстепенные члены).

— Выразительно прочитайте 5 предложение. Откуда оно? (отрывок из стихотворения «Железная дорога»). Прикрепите иллюстрацию на доску.



БЫСТРО ЛЕЧУ Я ПО РЕЛЬСАМ ЧУГУННЫМ, ДУМАЮ ДУМУ СВОЮ.


— Найдите в предложении грамм. основу. (грамматическая основа «Я ЛЕЧУ, ДУМАЮ»).

— Как можно выяснить, каким второстепенным членом будет слово? (задать к нему вопрос)

— Определите, каким членом предложения будет слово «чугунный». (это определение).


Признак предмета или явленья

Обозначает определение.

Чей? и какой? — ответы просты,

Лишь не хватает волнистой черты.


Впишите ответ в строку № 3.

-Задайте вопрос по определению. ( найди ещё определения в предложении. ДУМУ (чью?) СВОЮ).

— Каким членом предложения будет слово ДУМУ?

Впишите ответ в строку № 4.


Вопросы косвенных падежей

Я безошибочно знаю уже.

Если задам их без промедленья,

Сразу отыщутся и ДОПОЛНЕНИЯ.


— Задайте вопрос по дополнению. ( как оно подчёркивается?) — ( пунктиром)

— Какой ещё второстепенный член мы не повторили? Он, вероятно, разместился в строчке № 6. Расскажите о нём и найдите в предложении..( БЫСТРО — это обстоятельство.)

На вопросы где? когда? как? откуда? и куда?

Нам дадут с тобой ответ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА всегда.


— Ребята, прочитайте шёпотом ещё раз пятое предложение. Вы что-нибудь слышите помимо слов?

Кажется, будто идёт-гудит состав, стучат колёса. Это в художественной речи используются повторения одинаковых звуков или их сочетаний для усиления выразительности. Называется этот приём — звукопись.

-Какие звуки повторяются? ( Ч — повторение согласных звуков называется аллитерацией, У- повторение гласных — ассонанс).





— С этими понятиями мы будем работать по литературе при анализе поэтического текста. Постарайтесь их запомнить. (на доске — термины с объяснением и примером).


НАШ КРОССВОРД полностью заполнен. Что получилось в цветной строке? Знакомо вам это выражение? Как найти однородные члены в предложении? ( их несколько, отвечают на один вопрос, относятся к одному слову, являются одинаковыми членами предложения, выражены одинаковыми частями речи).


— У нас осталось одно предложение 6.

СЛАЙД 2.

Прочитайте его выразительно, найдите в нём однородные члены.

Два часа в санях лежит

Генерал сердитый.

Прибежали той порой

Ямщик и вожатый;

Вразумил народ честной

Трифон бородатый

И Топтыгина прогнал

Из саней дубиной…


( здесь есть однородные подлежащие — ямщик и вожатый, сказуемые вразумил и прогнал).

— Эту тему мы будем изучать на ближайших уроках.

— А откуда строки? («Генерал Топтыгин»). Прикрепляем картинку.


— Молодцы, ребята, я очень довольна вами сегодня, материал вы знаете хорошо. Заглянем в листы активности. Скажите, кто у нас был самым активным, а кто слишком застенчивым. Свои листы вы мне сдадите, я их проанализирую, сделаю выводы и на следующем уроке мы обсудим получившиеся оценки.

СЛАЙД 3.

На экране небольшой текст с пропущенными словами, вставьте слова и прочитайте, что у вас получилось.


…. — известный русский поэт 19 века. Много произведений он посвятил детям. Моё любимое стихотворение Некрасова — …


СЛАЙД 1.

— Перечислите стихотворения Некрасова, иллюстрациями к которым мы украсили кроссворд («Крестьянские дети»- «Мужичок с ноготок», «Дедушка Мазай и зайцы», «Железная дорога», «Генерал Топтыгин»).



— Может, кто-то прочтёт наизусть из Некрасова?

— Отлично! Оказывается, вы хорошо знаете не только русский язык, но и литературу, выразительно читаете и декламируете наизусть. МОЛОДЦЫ.

— У нас в листе активности есть активность по литературе. Кто получает оценки?


СЛАЙД 4.

7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

— На дом задание на выбор:

1. Попробуйте составить кроссворд по разбору простого предложения по басням И.А.Крылова.

2. В карте1 под №7 предложение для полного синтаксического разбора в полтетради, оценка пойдёт в журнал.

3. Если это трудновато, то выполните упражнение 197 практики.


8. РЕФЛЕКСИЯ.

СЛАЙД 5.

-На последнем этапе урока выполните небольшую работу. Вам даны 8 вопросов по теме «СИНТАКСИС», если вы согласны с утверждением, под цифрой ответа

ставите +, а если не согласны, ставите -.


1. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и члены предложения, называется фонетикой.

2. По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.

3. По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и невосклицательные.

4. Если грамматическая основа предложения состоит только из одного главного члена, оно двусоставное.

5. Грамматическая основа предложения — это подлежащее и сказуемое.

6. Предложение, состоящее только из грамматической основы, называется распространённым.

7. Члены предложения, не входящие в грамматическую основу , называются второстепенными.

8. Предложения, имеющие второстепенные члены, называются распространёнными.


1

2

3

4

5

6

7

8

+

+

+

+

СЛАЙД 6.

— ПОМЕНЯЙТЕСЬ листочками и проверьте правильность ответов у соседа по парте.

Нахождение и исправление ошибок, формулировка правильных утверждений.





-Ребята, а что больше всего любите у Некрасова? (Дедушка Мазай и зайцы). Давайте посмотрим мультфильм по стихотворению.

СЛАЙД 7.

СПАСИБО ВАМ ЗА РАБОТУ.





Свежие документы:  Конспект урока на тему "Сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: