Конспект урока русского языка в 10-ом классе
«Роль лексического значения в понимании смысла текста на примере романа И. А. Гончарова «Обломов».
Выполнила Маляева С.И,
Учитель русского языка
и литературы
МАОУ Лицей №36
г. Н. Новгород
Тип урока: лингвистический анализ текста.
Цели урока:
Когнитивный аспект – зависимость смысловой структуры текста и лексического значения ключевого слова.
Операционно-деятельностный компонент – формирование способности у учащихся выведения смысла текста из совокупности лексических значений слов.
Методы обучения:
Теоретико-практический метод, содержащийся в анализе смысла текста с опорой на лингвистические сведения: сложное синтаксическое целое – ключевое слово – смысл.
Графическое отображение смысловых отношений текста.
Формы обучения: коллективная форма работы по выявлению смысловой (многоуровневой) структуры.
Средства обучения:
Текст классической литературы.
Прием моделирования, т.е. анализ, в результате которого устанавливается взаимоотношения между средствами языка и смыслом текста.
Ход урока
Организационный момент.
Постановка целей урока.
Учитель: Прежде, чем мы приступим непосредственно к теме нашего урока, вспомним, что нам известно о романе И. А. Гончарова «Обломов».
(Ответы учащихся)
— Когда «Обломов» предстал на суд критикам, спор в основном разразился между Н. Добролюбовым и А. Дружининым. (Точку зрения Н. Бобролюбова представит ученик…
С мнением А. Дружинина познакомит ученик…)
Проблемный вопрос: так какой же Обломов на самом деле обратился к тексту романа. (Ученик читает начало произведения.)
«В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов.
Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда в всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока.
Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки. И поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: «Добряк должен быть, простота!» Человек поглубже и посимпатичнее, долго вглядываясь в лицо его, отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой».
– Давайте построим модель этого текста. (К доске идет ученик…)
Время Пространство
Утро И. И. Обломов Постель
теп.
ум глаз. добр. возвр.
ОПИСАНИЕ
иногда
взгляд помр.
Версии оценки
отошело бы в приятном раздумье Добряк
Добряк S2-S2 Отошел бы S3 постель пространство иногда утро время S1
Можно ли иначе смоделировать текст? (Пожалуйста, ученик…)
– Какой делаем вывод?
Появилось 3 субъекта:
Тематический субъект – Обломов.
Холодный, поверхностный наблюдатель, который оценивает Обломова как доброго.
Субъект №3 – разумный наблюдатель, который отойдет в раздумье.
– Откроем Толковый словарь Даля:
«Добрый» — о человеке – дельный, сведущий, умеющий, усердный, исправный, добро любящий, добро творящий, склонный к добру, к благу, мягкосердный, жалостливый, притом иногда слабый умом и волей.
Добрый человек – хвала двусмысленная: не видно, есть ли воля и ум.
Добряк, добрячка – добрый человек; прямой и простоватый, нехитростный, нескрытный и доброжелательный.
Добряк – добродушный или нравственный человек?
– Вопрос: соответствует ли Обломов эти характеристикам? Если учитывать его внешние и внутренние характеристики? «Второй отойдет с улыбкой…» (он не оценивает Обломова как доброго человека). Как вы считаете, в каком из средств языка выражена причина того, что он отошел? Оценка не названа, но мы гипотетически можем предположить, что он не стоящий внимания – значение, «не стоящий внимания», входит в слово «бездельник»!
– Откроем словарь Даля: «Бездельник – праздный шалун, промышляющий плутовством, мошенничеством; бессовестный плут. Бездельник – ничтожный, не стоящий внимания».
– Анализируя этот текст, мы получаем разные оценки людей, соприкоснувшихся с Обломовом.
Оценка дана прямо – «добряк», правда с некоторым сомнением.
Оценка дана опосредственно не словом, а поступком персонажа, т.е. отказался общаться с ним, оценил его как человека, с которым бессмысленно общаться.
– Какое содержание характеристики Обломова легло в основу нарицательного понятия «обломовщина»?
(Ученик: Обломовщина – это ничтожное, никчемное существование.)
– Таким образом, случайно ли Гончаров выложил эту характеристику Обломова в уста «разумного наблюдателя»?
(Ученик: Не случайно. По словам Д. С. Лихачева, можно притвориться добрым, жалостливым, любым, но нельзя притвориться интеллигентным и деятельным человеком.)
Вывод: итак, сегодня на уроке мы занимались моделированием текста, в результате которого установили взаимоотношения между средствами языка и смыслом текста.
Рефлексия: что мы узнали о герое произведения?
Персонаж мне интересен? Я был активным участником урока?
самоанализ
самооценка
Д/з: ч.1, гл.9, «Сон Обломова», чтение + анализ текста.
Источники
И.А. Гончаров «Обломов», М.: «Просвещение», 2007.
В.А. Сулимов «Моделирование литературного текста». «Вестник международной академии наук», 2008.
В.И. Даль «Толковый словарь русского языка», М.: «Эксмо», 2003.
Фогельсон И.А. «Литература учителя. 10 кл.», М.: «Просвещение», 2005.