Программа элективного курса «От слова к тексту: подготовка учащихся 9 класса к государственной итоговой аттестации»

ФИО: Баландина Светлана Владиславовна

Должность: учитель русского языка и литературы

Учреждение: ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Кинель-Черкассы Самарской области

Название материала: программа элективного курса «От слова к тексту: подготовка учащихся 9 класса к государственной итоговой аттестации»

Название предмета: русский язык

Возраст: 9 класс



































Программа элективного курса:

«От слова к тексту: подготовка учащихся 9 класса к государственной итоговой аттестации»

Предпрофильная подготовка



Пояснительная записка

В связи с вступлением в законную силу 1 сентября 2013 года нового закона «Об образовании» государственная итоговая аттестация (ГИА) для девятиклассников стала обязательной.

Новая форма экзамена является инструментом, позволяющим решать важнейшие проблемы, связанные с особой ролью экзамена в 9 классе в системе школьного образования. Во-первых, это проблема оценки качества основных, базовых знаний и умений, приобретённых учениками в курсе обучения русскому языку в основной школе. Во-вторых, это вопрос оценки уровня готовности выпускников 9 классов к дальнейшему обучению в старшей школе (то есть вопрос осуществления связи между основной и старшей школой) и к дальнейшему образованию – как в области русского языка, так и в других областях. В-третьих, это проблема содержания государственной (итоговой) аттестации по русскому языку.

В экзаменационную работу включены задания, проверяющие следующие виды компетенций:

лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;

коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

Залогом успешной сдачи экзамена является качественное освоение школьной программы, повторение и систематизация изученных в 5-9 классах тем по предметам, развитие различных умений (читать и анализировать содержание текста, решать задачи и т.п.). Включенные в экзаменационную работу задания не выходят за пределы содержания школьных учебников и программ. Тем не менее часы, отведенные на изучение русского языка в 9 классе, не позволяют в полной мере подготовить учащихся к государственной итоговой аттестации.

Для целенаправленной подготовки к экзамену учащихся была разработана программа элективного (факультативного) курса «От слова к тексту: подготовка учащихся 9 класса к государственной итоговой аттестации».

Данный курс:

— способствует психологической адаптации учащихся на экзамене;

— позволяет выпускникам легко ориентироваться в тестовой работе;

— подготавливает к написанию сочинения-рассуждения;

— знакомит с правильным оформлением бланков на экзамене.

Цели и задачи изучения курса

Основными целями курса являются совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенций, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.

Задачи курса:

  1. Познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку.

  2. Помочь девятиклассникам преодолеть  психологические трудности, связанные с тестовой формой экзамена.

  3. Познакомить ребят с процедурой проведения ГИА по русскому языку.

  4. Научить школьников правильному оформлению экзаменационных бланков.

  5. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки через расширение знаний об особенностях, трудностях русской орфографии и пунктуации, навыки работы с разными типами словарей.

  6. Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету.

  7. Углубленно изучить отдельные темы курса.

  8. Научить девятиклассников писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Планируемые результаты

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению

Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

Предметные: знать/ понимать/ уметь

  • Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • Определять тему, основную мысль текста и его функционально-смысловой тип;

  • Адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • Свободно пользоваться лингвистическими словарями;

  • Создавать тексты различных стилей и жанров;

  • Осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • Свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста;

  • Соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского языка, правила орфографии и пунктуации;

  • Уметь выявлять и исправлять ошибки в произношении и употреблении;

  • Владеть научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами;

  • Работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);

  • Уметь следовать инструкциям, сопровождающим задание;

  • Выполнять различные типы тестовых заданий;

  • Вносить исправления в бланк экзаменационной работы.

Особенностью данного курса является то, что на занятиях акцент делается на разборе наиболее характерных ошибок, а также особенно сложных случаев орфографии, пунктуации, стилистики.

Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Занятия  позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания. Учитываются образовательные потребности учащихся.

Актуальность данного курса несомненна: учителям и девятиклассникам неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к государственной итоговой аттестации в условиях малого количества учебных часов (2 часа в неделю).

Курс рассчитан на 1 час в неделю аудиторных занятий. Общий объем – 34 часа.

Курс предусматривает разные виды деятельности учащихся: коллективную, групповую, парную, индивидуальную. Используются разнообразные методы работы: лекция, беседа, самостоятельный анализ, работа с таблицами, схемами, алгоритмами. В процессе работы предусмотрен текущий и итоговый контроль.

Основной формой контроля достижений учащихся является выполнение тестовых заданий. Так, в конце каждого занятия проводится небольшая тестовая работа (работы сдаются на проверку).  Ребята получают домашнее задание в рабочей тетради. Эти задания  проверяются учителем выборочно. На первом занятии ребятам объясняется принцип оценивания: на каждого ученика  заводится лист контроля, где  указывается количество выполненных работ, набранные баллы и т.д.

Критерий оценки.

Работа учащихся оценивается следующим образом:

  • зачет;

  • незачет.

Итоговая оценка складывается из всех текущих. Например,

Лист контроля

Название темы

Кол-во заданий

Макс. балл

Набран. баллы

Оценка

Фонетика

10

10

8

Зачет

Словообразование

10

10

9

Зачет

Итоговая тестовая работа

7-9-10

7-9-10

5-8-6

Зачет

Итог

 

 

 

ЗАЧЕТ

В тестовых работах каждый правильный ответ оценивается одним баллом. В итоговой тестовой работе  задания типа А и В оцениваются одним баллом, а задание С десятью баллами (5 баллов – за содержание, 5 баллов – за грамматику).

Оценка «зачет» выводится при выполнении 65% заданий.

В основе курса лежит повторение и систематизация и углубление сведений, полученных в 5-9 классах.

Повторение проводится по основным разделам русского языка:

  • фонетика;

  • лексика и фразеология;

  • морфемика и словообразование;

  • грамматика и морфология;

  • синтаксис;

  • орфография;

  • пунктуация;

  • речь;

  • языковые нормы;

  • выразительность русской речи.

Девятиклассники развивают умение анализировать текст и  создавать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Методы и формы обучения

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности: воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность).

Для организации названных видов деятельности применяются соответствующие методы обучения:

  • Репродуктивный (например, при повторении темы «Словообразование»).

  • Продуктивный (например, при работе над темой «Написание сочинения»).

Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:

  • Рассказ учителя (например, на занятии по фонетике учитель рассказывает ребятам о сильных и слабых позициях гласных и согласных и т. д.)

  • Беседа (например, при повторении темы «Стили и типы речи»)

  • Работа со словарями (на занятии «Орфоэпические нормы»).

  • Анализ таблицы (например, при повторении  темы «Н и НН в различных частях речи»).

При этом используются приемы сравнения, постановки вопросов, составления схем, преобразования данной конструкции и т. д.

Средствами реализации этих методов являются учебник, таблицы, тесты и т.п.

Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения тестовой работы и написания сочинения, а также навыками самостоятельного анализа предложенного текста.

В результате изучения курса девятиклассники будут психологически подготовлены к ГИА, то есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков, знать свои права и систему оценивания тестовых работ. А кроме этого, ребята повторят знания о русском языке как о системе и повысят процент качества знаний по русскому языку, что способствует успешной сдаче экзаменов как выпускных, так и вступительных.

Дополнительный обучающий материал

В качестве дополнительного обучающего материала используются следующие издания:

  1. Е.П. Алексеева. Русский язык в таблицах и схемах. Интенсивная подготовка к ЕГЭ. 2013

  2. И.Г. Добротина. Русский язык. Теория, тренинги, решения. 2011

  3. Г.Т. Егораева. ГИА-2013. Практикум по русскому языку: работаем над сочинением на лингвистическую тему

  4. С.Ю. Иванова. Экзаменационные «ловушки». 2012

  5. Н.А. Сенина. Русский язык. Подготовка к ГИА-2013.

  6. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2010. Авторы составители: И.П. Цыбулько, В.Н. Александров, Л.Н. Пучкова, Т.В. Соловьева

  7. www.ctege.info

Учебное пособие для учащихся

В качестве учебного пособия на занятиях используются КИМы по русскому языку – ГИА-2013 под ред. И.П. Цыбулько

Рабочая тетрадь для учащихся

При изучении элективного курса учащиеся используют две тетради:

  1. Обычная тетрадь по русскому языку, в которой ребята работают на занятиях (там записываются необходимые сведения по разделам русского языка, процедуре проведения экзамена, записывают ответы на разбираемые в классе тесты и т.д.).

  2. Тетрадь ГИА. Тренировочные тесты по русскому языку. В этой тетради ребята работают дома. Домашнее задание проверяется учителем выборочно (3 раза у каждого за весь курс, оценки идут в лист контроля). 

Содержание элективного курса по русскому языку

«От слова к тексту: подготовка учащихся 9 класса к государственной итоговой аттестации»

Тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Форма занятия

Виды деятельности

1

Структура работы в формате ГИА. Требования к оформлению работы. Критерии оценивания заданий. Демо-версия

Мини-лекция, практикум

Работа по заполнению бланков, работа с демо-версией

2

Задание С1. Сжатое изложение. Микротема. Находим микротемы в тексте. Членение текста на абзацы

Мини-лекция, практикум

Работа с текстом в группе и паре

3

Информационная переработка текста

Мини-лекция, практикум

Работа с текстом в группе и паре

4

Основные приемы компрессии: объединение, замена, удаление

Практикум

Работа с текстом в группе и паре

5

Основные приемы компрессии: объединение, замена, удаление

Практикум

Работа с текстом в группе и паре

6

Применение приемов компрессии текста

Практикум

Индивидуальная работа по созданию собственного текста

7

Задание С2. Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценивания. Структура сочинения-рассуждения

Мини-лекция

Работа с текстами изложений учащихся

8

Алгоритм работы над сочинением

Практикум

Работа в группах и парах

9

Ключевые слова цитаты. Вступление. Модели вступлений

Мини-лекция, практикум

Работа в группах и парах

10

Речевые клише для аргументации и заключения. Аргументы. Вывод сочинения

Практикум

Работа в группах и парах

11

Тематическое деление примерных цитат. Темы, связанные с лексикой и фразеологией

Практикум

Работа в группах и парах, мини-сочинение

12

Тематическое деление примерных цитат. Темы, связанные с лексикой и грамматикой

Практикум

Работа в группах и парах, мини-сочинение

13

Тематическое деление примерных цитат. Темы, связанные с лексикой и грамматикой

Практикум

Работа в группах и парах, мини-сочинение

14

Тематическое деление примерных цитат. Темы, связанные с морфологией

Мини-лекция, практикум

Работа в группах и парах, мини-сочинение

15

Тематическое деление примерных цитат. Темы, связанные с морфологией

Практикум

Работа в группах и парах, мини-сочинение

16

Тематическое деление примерных цитат. Темы, связанные с синтаксисом и пунктуацией

Практикум

Работа в группах и парах, мини-сочинение

17

Тематическое деление примерных цитат. Темы, связанные с синтаксисом и пунктуацией

Практикум

Работа в группах и парах, мини-сочинение

18

Тематическое деление примерных цитат. Темы, связанные с человеком и его речью

Практикум

Работа в группах и парах, мини-сочинение

19

Тематическое деление примерных цитат. Темы, связанные с языком художественной литературы и средствами художественной выразительности

Практикум

Работа в группах и парах, мини-сочинение, индивидуальная работа

20

Пишем сочинение самостоятельно

Практикум

Индивидуальная работа по созданию собственного текста

21

Задания части А.

Задание А1. Понимание текста

Практикум

Работа с КИМ в группах и парах

22

Задание А2. Лексическое значение слова

Практикум

Работа с КИМ в группах и парах, работа со словарями

23

Задание А3. Изобразительно-выразительные средства языка

Мини-лекция, практикум

Работа с КИМ в группах и парах

24

Задание А4. Фонетика и графика

Практикум

Работа с КИМ в группах и парах

25

Задание А5. Правописание корней

Практикум

Работа с КИМ в группах и парах

26

Задание А6. Правописание приставок

Практикум

Работа с КИМ в группах и парах

27

Задание А7. Правописание суффиксов

Практикум

Работа с КИМ в группах и парах

28

Задания части В. Задание В1. Стили речи. Задание В2. Словосочетание

Практикум

Работа с КИМ в группах и парах, работа со словарями

29

Задание В3. Грамматическая основа предложения

Практикум

Работа с КИМ в группах и парах

30

Задания В4-В5. Простое осложненное предложение

Практикум

Работа с КИМ в группах и парах

31

Задания В6-В7. Сложное предложение. Виды сложных предложений

Мини-лекция, практикум

Работа с КИМ в группах и парах

32

Задание В8-В9. Сложное предложение с разными видами связи

Практикум

Работа с КИМ в группах и парах

33

Итоговая диагностическая работа

Практикум

Индивидуальная работа

34

Итоговая диагностическая работа

Практикум

Индивидуальная работа

Учебно-тематическое планирование

Тема

Количество часов

Формы контроля

Всего

Аудиторных

В т.ч. на практическую деятельность

Структура работы в формате ГИА

1


1

Работа с бланками

Задание С1. Сжатое изложение

5

2

3

Сжатое изложение, переработка текста

Задание С2. Сочинение на лингвистическую тему

13

3

10

Сочинение-рассуждение, редактирование текста

Задания частей А и В

13

2

11

Тематические тесты

Итоговая диагностическая работа

2


2

Пробный экзамен



















Тест по теме «Правописание корней».

1 вариант.

1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) опас…ность, запас…ливый,  совес…ливый

б) н…гилист, обл..гация, обж…гать

в) изв…яние, отр…сль, благотв…рительность

г) р…путация, кр…терий, м…тафора

2. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) б…калея, оз…рение, к…чан

б) бл…стать, лаб…ринт, соч…тание

в) ук…рачивать, л…коничный, оп…здание

г) по…чевать, окрес…ность, разос…лать (покрывало)

3. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) аб…туриент, герм…тичный, подст…лать

б) обв…вать (ветром), ген…альный, сж…мание

в) сп…шить (к отходу поезда), д…ликатный, обм…реть

г) пояс…ница, самовлас…ный, перехлес…нуть

4. В каком ряду во всех словах имеются корни с чередующимися гласными?

а) зан…мать, разр…статься, прик…сновение

б) з…рница, переж…вание, предл…жение

в) р…вняться, пром…кашка, пот…рять

г) утв…рь, несг…раемый, исп…лнение

5. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

а) м…нимальный, в…риант, пол…жение

б) ред…ктировать, либер…лизация, п…лнокровный

в) уст…явшийся, к…мпьютер, упом…нание

г) упр…щённый, проц…дура, предв…рительный







Тест по теме «Правописание корней»

2 вариант.

1. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?

а) р…мантика, н…рмализовать, р…птать

б) экспер…мент, просв…тить, кр…тикующий

в) г…рдиться, сопост…вление, просл…вление

г) ст…жировка, позв…ляющий, выр…стать

2. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) раск…лённый, п…рламент, прил…гательное

б) зап…х, задр…жать, подг…ревший

в) нап…дение, осл…бев, р…сточек

г) кос…ный (мозг), сверс..ник, прекрас…ный

3. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) к…ламбур, препод…ватель, к…мплимент

б) р…торика, разб…рать, нум…рация

в) гиган…ский, аген…ство, бессловес…ный

г) р…ставрация, преодол…вать, ф…номен

4. В каком ряду во всех словах пропущена непроверяемая безударная гласная корня?

а) пр…вительство, м…нталитет, п…литика

б) ж…ргоны, корр…ктировать, ц…линдр

в) п…йзажист, проф…лактика, к…тастрофа

г) д…летант, т…ражировать, др…матург

5. В каком ряду во всех словах пропущены гласные, не проверяемые ударением?

а) л…монад, кр…дит, ут…пический

б) к…чан, загр…ждение, компл…мент

в) л…берал, атл…тизм, ан…малия

г) кр…терий, л…биринт, л…гион





    1. Прочитайте текст.

Древние арабы сочинили легенду о Дворце семи фонтанов. Будто бы в стороне от торговых путей находится чудесный дворец, где бьют семь фонтанов, и не вода журчит в этом дивном источнике, а золотистое вино, слаще которого нет на свете. Прекрасная музыка наполняет сводчатые залы, темноокие гурии услаждают своим чудным пением покой путника.

Караванщики, палимые солнцем, мучимые жаждой, видят плывущий над песками этот дворец, но, тяжело дыша, упрямо идут своей дорогой.

И вот будто бы какой-то юноша не вынес тяжести долгого пути, зной выпил все его силы, и тогда перед глазами возник этот прекрасный дворец.

— Давайте передохнем в прохладе этого чертога, давайте утолим жажду прекрасным вином! – предложил он своим товарищам. Но те покачали головой.

— Это дворец Семи фонтанов. Туда можно войти, но из него нельзя выйти!

— Странные люди! Да зачем же оттуда выходить, если там хорошо! – вскричал юноша и, не обращая внимания на предостерегающие возгласы, пошел во дворец. Перед ним распахнулись двери, журчащий фонтан щедро напоил его сладостной влагой, и сон сморил усталого путника.

Но не был этот сон спокойным, виделось юноше, что мимо дворца бредут караваны, что бешеные ветры валят с ног людей, что песок с воем кружит в небе… А куда же я шел, кто ждал меня, кого оставил? Слышал он, как, узнав о смерти сына, безутешно рыдала его мать, как померкли очи любимой девушки. Хотел юноша встать, чтобы выбежать наружу, но тело, окованное сном, не слушалось его. Так он и спит – одинокий узник бесконечных снов, а мимо бредут караваны, и нелегкий путь ведет людей через боль и мучения к счастью и мирному покою.

Да, жизнь тяжела, порой тяжела невыносимо, но вне жизни есть только смерть, поэтому человек, стиснув зубы, упрямо идет своей дорогой, пока бьется сердце.

(По А. Гончаренко) (280 слов)

    1. Создайте сжатое изложение

Древние арабы (что сделали?)_____________ л…генду о _______________. В стороне от ___________ есть (какой?)___________ дворец, где из ф…нтанов ______________, слаще которого ____________. В залах звучит ___________, (кто?) ___________ услаждают (чем?)_________ путников.

Караван…щ…ки измуче(н, нн)ые (чем?)________ видят _________, но ___________. Какой(то) ________ (не)вынес ______ и решил _______. Товарищи ему сказали, что______ , но ________.

— Зачем (от)туда ________, если_______! — __________ юноша и _______. __________ ____________.

Юноше вид…лось, буд(то) _______. Куда я ________, кто_______? Он слышал, как _________. Хотел юноша _________, но тело его (не)слушалось. Так он и ________, а мимо________ люди через _________ к _________.

Жизнь (какова?)________, но вне жизни есть только ________, поэтому ____________.























Задание 1 (I вариант)

  1. Какая стилистическая фигура используется в тексте: «В синем море волны плещут, / В синем небе звёзды блещут». (А.Пушкин)?

  1. градация

  2. инверсия

  3. синтаксический параллелизм

  4. эпифора


  1. Какой троп используется строчке: «Там припомнят кремлёвского горца» (О.Мандельштам)?

  1. перифраз

  2. метафора

  3. олицетворение

  4. сравнение


  1. Какой троп используется в строчке: «Горит костёр рябины красной» (М.Цветаева)?

  1. гипербола

  2. олицетворение

  3. метафора

  4. сравнение


  1. Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Есть тоска весёлая» (С.Есенин)?

  1. эллипсис

  2. оксюморон

  3. градация

  4. умолчание



Критерии оценивания

4 балла: нет ошибок

3 балла: допущена 1 ошибка

2 балла: допущены 2 ошибки

1 балл: верно указана только одна цифра

0 баллов: полностью неверный ответ (неверный набор цифр) или его отсутствие





Задание 2 (II вариант)

  1. Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хорошая. Моя любимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но любимая» (Е. Гришковец)?

  1. парцелляция

  2. градация

  3. анафора

  4. эллипсис


  1. Какая стилистическая фигура используется в тексте: «О времена! О нравы!» (Цицерон)?

  1. градация

  2. оксюморон

  3. риторическое восклицание

  4. антитеза


  1. Какой троп используется в тексте: «И пишет боярин всю ночь напролёт, / Перо его местию дышит» (А.К.Толстой)?

  1. эпитет

  2. гипербола

  3. метонимия

  4. сравнение


  1. Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Мужики – за топоры» (А.Толстой)?

  1. градация

  2. оксюморон

  3. эллипсис

  4. лексический повтор

Тест по теме «Сложное предложение»

1.Части этого сложного предложения связаны сочинительной и подчинительной связью:

а) Снежок, который выпал ночью, преобразил склоны, и вся окрестность засверкала ослепительной белизной.

б) Лось выбежал на опушку, которая заросла кустарником, и, не останавливаясь, пошел к реке.

в) Я вышел на поляну, освещенную солнцем, и остановился, глядя по сторонам.
2.Части этого сложного предложения связаны сочинительной и бессоюзной связью
а)Там, щедрым облаком зари освещены,
Густые облака, сбегая с вышины,
Нависли пышными, янтарными клубами.
б) Поля росой умылись, ручьи светлей слюды,
И зеленью покрылись сожженные сады.
в) Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят,
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
3.Части этого сложного предложения связаны подчинительной и бессоюзной связью
а) Приятно после долгой ходьбы неподвижно лежать на сене: тело нежится и томится, и сладкая лень смыкает глаза.
б) Природу надо любить, и эта любовь найдет верные пути, чтобы выразить себя с наибольшей силой.
в) В ярком осеннем лесу особенно остро чувствуешь : ты частица этой земли, которая тебе принадлежит.
4.Части этого сложного предложения связаны сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью
а) Туман начал рассеиваться, и я увидел на берегу холмистый ельник и одинокую большую ель, которую по мощи можно было принять за башню.
б) Есть чудная пора в году: земля надевает самые дорогие наряды, и в эти дни кажется, что земля начинает даже светиться.
в) Белые колонны голых еще берез, вершины которых походили на застывшие в воздухе дымы, соседствовали с золотыми стволами сосен.
5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые
Хозяйка поняла ( 1 ) что ( 2 ) если гости опять окажутся в зале ( 3 ) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца ( 4 ) и поспешно предложила прогуляться по саду.
А) 1, 3
Б) 1, 3, 4
В) 1, 2, 3, 4
Г) 2, 3, 4







Свежие документы:  Конспект урока "Сложноподчиненные предложения с двумя или несколькими придаточными. Способы подчинения" 9 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: