Казённое учреждение ХМАО-Югра
«Урайский специализированный Дом ребёнка»
Конспект урока для 4 класса
«Русская народная сказка «Репка»
подготовила воспитатель
Бякова Татьяна Геннадьевна
г. Урай
2013 г
Цели:
Напомнить детям сказку «Репка», вызвать желание рассказать её вместе с воспитателем;
Продолжать учить рассматривать рисунки-иллюстрации;
Уточнить представления детей о том, кто что ест;
Совершенствовать умение понимать вопросы и отвечать на них;
Способствовать активизации речи и обогащать словарь;
Продолжать учить, правильно держать кисточку, обмакивать её в краску, раскрашивать внутри контура, узнавать и правильно называть жёлтый цвет;
Формировать правильную позу при рисовании;
Приучать слушать музыку танцевального характера и эмоционально реагировать на неё, двигаться в соответствии с характером музыки.
Материал: фигурки из настольного театра, рисунки-иллюстрации к сказке «Репка». Картинки – тарелочка с молоком, рыбка, косточка, корочка хлеба. Краски, кисти, салфетки на каждого ребёнка, клеёнка, небольшая коробочка (посылка), контурное изображение репки на ½ альбомного листа на каждого ребёнка и один экземпляр воспитателю, мольберт.
Ход занятия. Дети сидят полукругом. Перед ними стол, на котором воспитатель выставляет фигурки из настольного театра к сказке «Репка».
Воспитатель. Ребятки к нам сегодня пришли герои из сказки «Репка», которую мы с вами сейчас расскажем. Посадил дед репку. Выросла репка…
Дети. Большая – пребольшая.
Воспитатель. Стал дед репку из земли …
Дети. Тянуть.
Воспитатель. Тянет – потянет, вытянуть …
Дети. Не может.
Воспитатель. Позвал дед …
Дети. Бабку.
Воспитатель. Бабка за дедку, дедка за …
Дети. Репку.
Воспитатель. Тянут – потянут, вытянуть …
Дети. Не могут.
Воспитатель. Кто же ещё прибежал тянуть репку?
Дети. Внучка, собачка Жучка, кошка и мышка.
По мере того как дети называют персонажей, воспитатель выдвигает соответствующие фигурки вперёд, поближе к детям. Затем расставляет фигурки и предлагает детям вместе рассказать конец сказки.
Воспитатель. Мышка за …?
Дети. Кошку.
Воспитатель. Кошка за …?
Дети. Жучку.
Воспитатель. Жучка за …?
Дети. Внучку.
Воспитатель. Внучка за …?
Дети. Бабку.
Воспитатель. Бабка за …?
Дети. Дедку.
Воспитатель. Дедка за …?
Дети. Репку.
Воспитатель. Тянут – потянут …
Дети. Вытянули репку.
Воспитатель. Все так обрадовались, что смогли вытянуть из земли такую большую репку, что стали веселиться, танцевать.
Музыкально-ритмические движения
Под фонограмму звучит русская народная мелодия «Пляска» в обработке Р. Рустамова. Воспитатель показывает, а дети повторяют движения, водят хоровод, топают ногами, хлопают в ладоши, делают «пружинки», кружатся.
Воспитатель. Молодцы ребятки, славно повеселились!
Воспитатель предлагает детям сесть на свои места. Достаёт картинки-иллюстрации к сказке «Репка», рассматривают их и просит детей ответить на вопросы.
Воспитатель. Что нарисовано на картинке?
Ответ детей. Репка.
Воспитатель. Какая выросла репка?
Ответ детей. Большая.
Воспитатель. Дети, а что дед и бабка сделали с репкой, когда её вытянули?
Ответ детей. Принесли домой, стали есть.
Воспитатель. Правильно, но перед тем как репку есть, её надо вымыть, очистить, нарезать ломтиками. Дед, бабка и внучка (ставит фигурки людей отдельно) едят вкусную, сладкую, сочную репку. Какая репка на вкус?
Ответ детей. Вкусная, сладкая, сочная.
Воспитатель. Жучка, кошка и мышка на людей глядят, репку не едят. Сейчас им внучка другую еду принесёт. Кошке – молочка и кусочек рыбки. Лакай, кошечка молоко! Ешь рыбку! Что принесла внучка кошке?
Ответ детей. Молоко и рыбку.
Воспитатель. А Жучке внучка принесла косточку. Мышке – корочку хлеба. Грызи, Жучка, косточку! Грызи, мышка, хлебную корочку! Что принесла внучка Жучке и мышке?
Ответ детей. Косточку и хлебную корочку.
Воспитатель убирает фигурки и раскладывает на столе карточки-картинки (репка, тарелочка с молоком, рыбка, косточка, хлебная корочка), предлагает детям повторить, кто что ест.
Дидактическая игра «Кто что ест»
Воспитатель. Что едят бабка, дед и внучка?
Ответ детей. Дед, бабка и внучка едят сладкую репку.
Воспитатель. Подойди (имя ребёнка) Андрюша к столу и найди картинку репка (ребёнок выполняет задание, если ребёнок находит правильно картинку, то воспитатель просит показать её всем детям). Молодец садись на место.
Что ест кошка?
Ответ детей. Кошка ест рыбку и лакает молоко.
Воспитатель. Иди (имя ребёнка) Василиса и найди эти картинки (ребёнок выполняет задание). Молодец, покажи картинку детям, садись на место.
Что ест собака?
Ответ детей. Собака Жучка грызёт косточку.
Воспитатель. Иди (имя ребёнка) Ваня и найди эту картинку (ребёнок выполняет задание). Правильно, молодец! Покажи картинку всем, садись на место.
Что ест мышка?
Ответ детей. Мышка грызёт хлебную корочку.
На столе остаётся одна карточка-картинка, поэтому воспитатель сам показывает её детям.
Воспитатель хвалит детей за то, что они все дружно и правильно исполняли задание и предлагает детям поиграть.
Подвижная игра «Лохматый пёс»
Воспитатель объясняет детям правила игры: «Кто-то один должен быть собачкой, согласившего ребёнка, воспитатель сажает на стульчик и надевает шапочку собачки. Собачка будет спать, мы попробуем её разбудить, подойдём к ней и тихо позовём: «Собачка, собачка, поиграй с нами!» Собачка проснётся и залает. Мы должны убежать от неё, чтобы она нас не поймала. Воспитатель читает стихотворение, жестом приглашая детей выполнять соответствующие действия:
Вот лежит лохматый пёс.
В лапы свой уткнул он нос,
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдём к нему, разбудим
И посмотрим, что-то будет.
Игра повторяется два раза.
Воспитатель. Молодцы ребятки! Вы такие ловкие и быстрые, собачка не смогла вас поймать.
Рисование
Воспитатель просит детей сесть за столы.
Воспитатель. Дети, а знаете ли вы какого цвета репка? В качестве подсказки показывает рисунок-иллюстрацию.
Ответ детей. Жёлтого.
Воспитатель. Правильно, репка жёлтого цвета. Ребятки, а нам пришла посылка от деда, бабки и внучки. Достаёт коробочку, в которой лежат контурные изображения репки на ½ альбомного листа. Посмотрим, что в ней лежит? Открывает коробку и достаёт содержимое. Что это?
Ответ детей. Репка.
Воспитатель. Да ребятки это репка, только вот она не окрашена в свой цвет. Давайте её раскрасим в жёлтый цвет. А сможете ли вы среди красок отыскать краску жёлтого цвета?
Ответ детей. Да.
Дети выполняют задание.
Воспитатель. Молодцы дети, да, этой краской мы и будем раскрашивать вот эти репки. А помогать раскрашивать нам будет кисточка. Ребятки, а вы помните, как правильно надо держать кисточку?
Ответ детей. Да.
Воспитатель. Возьмите кисточки. Надо держать кисточку чуть выше железного наконечника (показывает). Вот теперь у нас всё подготовлено, можно приступать к раскрашиванию. Воспитатель прикрепляет свой экземпляр контурное изображение репки на мольберт. Как же это сделать? Я кисточку окунаю в стаканчик с водой и теперь на мокрую кисть набираю краску. Обмакиваю её всем ворсом в баночку с краской. Посмотрите, если я после этого сразу начну рисовать, то могу испортить свой рисунок, так как на кончике ворса висит капелька. Как это исправить? Нужно снять лишнюю краску, прикоснувшись ворсом к краю баночки. Если я сейчас прикоснусь ворсом к бумаге, то на бумаге останется след от кисточки. Вот так, проводя внутри рисунка линии, можно раскрасить репку в жёлтый цвет.
Воспитатель на мольберте показывает детям приёмы раскрашивания рисунка, обращая их внимание на то, что при раскрашивании нельзя выходить за контур.
Вот какая красивая получилась у меня репка, как настоящая. А сейчас вы раскрасьте свои репки.
Дети приступают к раскрашиванию, а воспитатель контролирует правильность держания кисточки, обмакивание кисти в краску, следит за приёмами раскрашивания рисунка. Выполненные рисунки воспитатель выставляет на стенде.
Воспитатель. Ребятки, посмотрите, сколько у нас репок, очень много. Какого они цвета?
Ответ детей. Жёлтого.
Воспитатель. Все репки жёлтые, спелые. Полюбуемся репками. Спасибо деду, бабке и внучке за посылку.
А что нам делать с кисточкой? Посмотрите, она вся в жёлтой краске. Кисточку нужно тщательно вымыть, осторожно вытереть салфеткой ворс и поставить в стаканчик. Она ещё нам будет нужна и поможет нарисовать много красивых рисунков. Дети помогают воспитателю собрать, вымыть и убрать на место кисточки.
Список использованной литературы:
Индивидуальное развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях ./авт. сост. С.В. Лесина. – Волгоград: Учитель, 2008.
Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.