Сафоклова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» №129 , г. Красноярск.
Конспект урока по литературе (8 класс)
Тема: «Комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль»
Цели:
формировать умение и навыки анализа и синтеза текста;
содействовать формированию и развитию творческих способностей, овладению навыками самосознания;
учить анализировать и обобщать приобретённые знания;
развивать речевую активность;
воспитывать гражданские качества ( “…есть люди, которым помогать; есть отечество, которому служить”).
Оборудование:
портрет Д. И. Фонвизина
рисунки учащихся к комедии
таблица -“системный оператор”
домашнее задание, выполненное в группах (таблицы “хорошо-плохо”).
Ход урока
В 70-80 годы XVIII века вопросы крепостного права, служения отечеству, воспитания и нравов были очень злободневны.
Сатирические журналы и художественная литература много внимания уделяли этим вопросам, разрешая их по-разному, в соответствии со взглядами авторов. Фонвизин тоже не остался в стороне от этих проблем.
Мы говорили, что комедия “Недоросль” не столько бытовая, сколько социально-политическая. И тема нашего урока: “Как воспитать истинного гражданина?”
Раскрывая тему воспитания, автор говорит устами своего героя Стародума: “Оно (воспитание) и должно быть залогом благосостояния государства”.
(Эти слова записаны на доске.)
— Объясните смысл этих слов. (Один из ответов: “Каких людей, граждан мы воспитаем, в таком обществе и будем жить”.)
— Что значит – быть гражданином? (Один из ответов: “Быть полезным обществу, приносить пользу государству, стараться сделать его лучше”.)
— А вы считаете себя гражданами? Да или нет – объясните: почему?
— Что же влияет на воспитание человека как личности, как гражданина? (Один из ответов: “Человек рождается – его воспитывает семья, он подрастает, становится более зрелым – его воспитывает семья, окружение, общество и, конечно, он сам. ”)
Итак, человека – гражданина воспитывает семья, общество и сам человек воспитывает себя.
Давайте вспомним, каковы были культура, просвещение, общественно-политическая обстановка последней трети XVIII века.
(Индивидуальное д/з.)
В последнюю треть XVIII века Россия заняла видное место в ряду европейских государств. Был получен выход в Чёрное море, возникли города: Одесса, Николаев, Севастополь.
Это было время расцвета крепостничества и помещичьего произвола. Крестьяне превратились в полную собственность помещика, власть которого в его имении стала безгранична. Такое положение привело к обострению классовой борьбы. Наивысшая точка этой борьбы – крестьянская война под предводительством Пугачева.
После его подавления в стране ещё больше усилилась правительственная реакция, проводились мероприятия против всего передового, прогрессивного.
Обострение классовых противоречий содействовало развитию передовой общественной мысли. Растёт и крепнет передовая литература, обличающая чиновников-взяточников, вельмож, жестоких помещиков. Успешно развивается наука. Открываются школы, развивается образование. Образуются научные и литературные общества.
— Запишите в тетрадь вывод: какой была обстановка в России этого периода?
(Один из вариантов: о-п обстановка в России последней трети XVIII века сложилась противоречивая: с одной стороны — развивается и крепнет наука, культура, просвещение, прогрессивные умы стараются изменить общество; с другой стороны – правительственная реакция, которую поддерживают власть имущие, они борются со всем новым, передовым, не понимают, боятся прогрессивных преобразований.)
— Последняя треть ХVIII века, семья господ Простаковых. Что же представляет из себя семья и окружение Митрофанушки? (Ответы учащихся.)
Вот в таком окружении, в такой семье рос и воспитывался Митрофанушка.
— Кто же главный в этой семье? (Мать, госпожа Простакова, цель всей жизни которой – счастье сына.)
— Материнская любовь – чувство естественное, природой заложено любить и заботиться о ребёнке. Подберите определения, эпитеты к этому понятию. Какие ассоциации вызывает у вас это выражение – “материнская любовь”? (Ответы учащихся.)
— Простакова тоже любит сына, любит неистово, слепо. Такая слепая материнская любовь – это хорошо или плохо?
Учащиеся представляют свои д/работы, выполненные в группах. Одна из работ:
Плохо | |
заботится, чтобы сынок был сыт, обут, одет; | воспитала эгоизм, он вырос неблагодарным, не обременён ни умом, ни совестью; |
— Да, Простакова любит своего сына, заботится о его счастье, он сыт, обеспечен.
Но чего нет в такой любви, в таком воспитании?
(Один из ответов: в любви и воспитании г. Простаковой нет заботы о том, каким человеком вырастет сын, мать не научила его трудиться, приносить пользу. Заботясь о его биологических потребностях, не понимает, что будущего у её сына нет. Не понимает, что воспитала ненужного для общества человека. В нем нет ничего от настоящего гражданина. Это нравственный калека.
— А что же сам Митрофанушка, каков он? Давайте посмотрим, где кроется причина того, что Митрофанушка стал тем, кем он стал. Поработаем по СО. (Работа по группам)
1 гр. – система (Митрофанушка) и подсистема (его нравственные качества);
2 гр. – прошлое системы (семья) и прошлое подсистемы (воспитание родителей М. , воспитание Митрофанушки);
3 гр. – будущее системы (судьба героя) и будущее подсистемы (нравственное развитие);
4 гр. – прошлое надсистемы (общество, эпоха Петра I, дворцовых переворотов), надсистема (общество – эпоха Екатерины), будущее надсистемы (XIX век, пореформенная эпоха.)
(По результатам работы групп заполняется таблица “Системный оператор”.)
Системный оператор
Надсистема. Эпоха Екатерины II. – развивается наука, культура, просвещение; прогрессивные идеи. Но в то же время правительственная реакция, борьба с передовым, прогрессивным; усиление крепостного права. Митрофана окружают невежественные, грубые, деспотичные люди, живущие для себя. | Будущее надсистемы. Общество XIX век. Пореформенная эпоха – 1812 г. – победа, подъём патриотического духа, 1825 г. – стремление декабристов изменить общество. 1861 г. – отмена крепостного права. Реформы Александра II. Время, прогрессивное для России. | |
Прошлое системы. Отец. Робкий, безвольный, слабохарактерный, ограниченный человек. | Система. Дворянин, ему 16 лет; семья. | Будущее системы. Идёт служить на низкую должность. Он не может справляться со своими обязанностями. Не приносит пользы обществу, а значит, мы не можем считать его гражданином. |
Прошлое подсистемы. Митрофана воспитывали грубым, хитрым, невежественным, эгоистичным. Мать воспитывала сына на биологическом уровне: нет духовного и нравственного воспитани. | Подсистема. Никого не любит. Живет для себя, хитёр, увёртлив, жесток, сильно избалован, эгоистичен. Шантажирует мать, предаёт её. Хоче просто жить, не утруждая себя ни в чём. | Будущее подсистемы. Т.к. он ничего не умеет, бесполезный человек, он становится забитым, а потом выплёскивает злость на крепостных. Нет моральных устоев, не развивается духовно. Он ещё хуже матери и не хочет меняться. |
— Мы увидели, что представляет из себя герой комедии Д.И. Фонвизина Митрофанушка, посмотрели, из чего складывалось его воспитание в семье, в каком обществе он жил, каково его отношение к окружающим, к обществу, что его ожидает в будущем.
— Где и в чём причина того, что Митрофанушка стал нравственным калекой?
(Вывод делают учащиеся. Один из ответов: Первая причина – в воспитании. Митрофана воспитывали в семье себе подобным, не воспитывали в нём потребности приносить пользу, трудиться, т.к. сами родители были воспитаны людьми невежественными, без принципов, без совести. Жили за счёт других. И Митрофанушка вырос таким же, даже ещё хуже. Он никого не любит, даже свою мать, предаёт её. И вторая причина – он сам не хотел изменить себя, его всё устраивало. В нём нет ни одного качества гражданина.)
— А если изменить что-нибудь в системе, например, прошлое системы?
(Учащиеся фантазируют, что могло бы быть: дедушка Митрофана служил бы государству, был бы патриотом…)
— Вспомните примеры в литературе: этот же период, эпоха, тоже дворянская семья, но этого героя мы называем истинным гражданином…(Учащиеся: это Пётр Гринёв. Его действительно можно назвать истинным гражданином. Главным в родительском воспитании было служение Отечеству, соблюдение чести дворянина, “ беречь честь смолоду…”
И Пётр Гринёв сам старался быть таким, каким был его отец, каким его воспитывали родители, быть гражданином.)
За что бы вы сказали спасибо Митрофанушке? (Чему научились, что поняли…)
(К этому уроку ученица Воронина Аня написала стихотворение.)
Кто есть истинный гражданин?
У кого-то есть талант
Землю засевать,
У кого-то есть талант
Книги создавать.
Кто-то трудится в земле,
В темных дырах шахт.
Ну а кто-то день и ночь
Не сменяет вахт.
Кто-то служит на границе,
Сторожит покой.
Кто-то лечит, кто-то строит, —
Вот закон простой.
Вот они, на ком земля
Держится подчас.
Истинными гражданами
Называем вас.
Выписать советы Стародума по воспитанию истинного гражданина. Что бы вы изменили, что , на ваш взгляд, устарело, объясните свою точку зрения. Составьте свои рекомендации по воспитанию гражданских черт характера, гражданских чувств.
Напишите сочинение (“Эпилог”) о будущем героя, о его судьбе. (В любом жанре).
“Воспитайте” его. Какие обстоятельства могли бы изменить героя?