Конспект открытого урока литературного чтения во 2 классе «Юнна Мориц «Слониха, слонёнок и слон…»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 80

с углубленным изучением отдельных предметов

городского округа Тольятти Cамарской области





Конспект открытого урока
литературного чтения

во 2 классе «В»

Тип урока: урок введения новых знаний.

Количество учащихся в классе — 25уч.



Тема урока.

Юнна Мориц «Слониха, слонёнок и слон…»





Учитель начальных классов

Киреева Валентина Александровна






г.о. Тольятти


Цель урока.

Ознакомление учащихся с творчеством поэтессы Ю. Мориц и содержанием стихотворения «Слониха, слонёнок и слон…»

Задачи урока.

  1. Обучение детей приёмам работы с текстом до чтения, во время и после чтения.

  2. Совершенствование техники чтения.

  3. Развитие устной речи, пространственных представлений творческих способностей детей.

  4. Воспитание чуткого сострадательного, доброго человека, готового прийти на помощь и умеющего ценить дружбу.

  5. Отработка умения работать в паре, в группе и самостоятельно.

  6. Повышение уровня музыкальной культуры.

Оборудование:

  • Учебник «Литературное чтение» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева);

  • Портрет Юнны Мориц

  • Тетрадь по чтению

  • Проигрыватель

  • Аудиозаписи детских песен «Розовый слон», «Добрая сказка»

  • Игрушка – домовенок Афанасий

  • Плакаты на доску: название сказки, опорные слова, фото слонов, волшебная дверь.

  • Демонстрационный образец слоненка.

  • Выставка рисунков «Колыбельная».

  • Цветочки (синие и оранжевые) для рефлексии.

Ход урока.

I. Организационный момент. Актуализация знаний.

— Пожелайте удачи друг другу.

— Представьте темную ночь, себя на месте своей мамы, у вас маленькая дочка или сынок.

Какую колыбельную песню вы ей споете? Как?

К о н к у р с «Дочки-матери».



II. Проверка домашнего задания.

Учитель:

Дети:

— Сегодня мы с вами проведем не совсем обычный урок. А в чём его необычность, вы сейчас догадаетесь сами… Вот и ваш старый знакомый. Кто это?

Учитель достает и показывает игрушку домовенка Афанасия.

Учитель держит в руке игрушку и говорит: «Привет, ребята! Всю ночь я бродил по книжным полкам и принес вам новые интересные задания. Вот послушайте музыкальный отрывок со старой пластинки и попробуйте догадаться, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке.

(Звучит песня «Добрая сказка» — композитор А.Пахмутова, слова Н. Добронравова.)

— А почему вы решили, что это колыбельная песенка?

— Какие бывают колыбельные?

— Чем они отличаются друг от друга?

— Эту колыбельную, которую вы прослушали, написали композитор А.Пахмутова и поэт Н.Добронравов.

— К какому виду колыбельных она относится?

(Один из учеников исполнят народную колыбельную.)





















— Сегодня на уроке мы будим говорить о маме, о сказке, о колыбельных.





— Народные и авторские.









III.Основная часть урока.

1. Введение в новый раздел.

Учитель:

Дети:

Учитель держит в руках домовёнка Афанасия и говорит: Что-то я совсем заспался… А ведь нас ждет новая волшебная дверь. Надо сделать зарядку, чтобы взбодриться!

Физкультурная пауза:

Афанасий потянулся, Раз – нагнулся, два – нагнулся. Руки в стороны развел – Книжку, видно, не нашёл. Чтобы книжку нам достать, Надо на носочки встать.

А теперь вперед, друзья! К новым встречам, к новым открытиям.

(На доску вывешивается рисунок сказочной двери с надписью «Сказка – ложь, да в ней намек…»)

— Как называется наш новый раздел?

— Кто автор этих строк?

— Кто может их продолжить?

— Продолжите их?

— Из какого произведения эти строчки?

— Как вы понимаете смысл этого предложения?

— Что значит намек?

— Какие сказки мы уже читали?

— А о ком будем читать теперь?

Учитель открывает волшебную дверь и дети видят за ней изображения животных.

— Да это сказки о животных или анималистические сказки

Учитель на доску вывешивает карточку с этими словами. Дети хором читают их.

— Почему, читая сказки, человек должен что-то «наматывать себе на ус»?

— А так ли это, вы ответите после того, как прочитаете произведения этого раздела.

2. Работы над новым произведением.

1) Работа с текстом до чтения. Развитие предположений, о чём он будит рассказывать:

а) по фамилии автора.

— Кто из авторов первый встречает нас? На доске половинки букв: ЮННА МОРИЦ.

— Быстро отгадали, молодцы! Наверное, это имя вам уже знакомо? Что вы знаете про эту поэтессу?



— Что же мы будем читать?



б) по названию.

— Сегодня Юнна Мориц дарит нам еще одно свое стихотворение. Прочитайте его название.

(На доске вывешивается плакат:)

СЛОН — ИХА

СЛОН – ЁНОК

— О чём может пойти речь в произведении с таким названием.

— А что вы знаете о слонах?



— Где они живут — в каких частях света? (Показать на глобусе.)

— А я знаю про слонов скороговорку.

(На доску вывешивается плакат)

Купил салоп слонихе слон. У слонов есть свой салон. И салопом тем слоновым Заслонил слон полсалона.

Работа со скороговоркой:

— словарная работа: салоп, салон;

— чтение в быстром темпе ( в парах друг другу)

в) по иллюстрации.

— Найдите в учебнике это стихотворение на с.54.

— А где же рисунок?

— Это будет ваше домашнее задание- нарисовать иллюстрацию к стихотворению. А я вам вместо рисунка могу предложить фотографию, с ней поработает одна групп. (Дети стоят предложения.)

г) по опорным словам.

— А две другие группы попробуют разгадать события по опорным словам.

(На доску вывешиваются, а в группы выдаются карточки:)











Словарная работа:

— байдарка (показать рисунок),

— авоська,

— слоновод

(Дети строят предложения – выступает один человек от группы.)

2) Работа с текстом во время чтения.

— Чтение стихотворения про себя. (Вопросы после чтения)

— О чём это стихотворение?

— Какие картины себе представляли?

— Сейчас читать будем по строфам с карандашом в руках, выделяя главное.

1 строфа

— Где жили слоны?

— Почему они уплыли в море?



— Как выглядит байдарка?

2 строфа

— Как вы себе представляете волны?

— С кем подружились слоны?

— С чего это началось?

— «Детская улыбка» — это какая?

3 строфа

— Как вы понимаете слова? «глоток задушевности»?

4 строфа

— Какие отношения сложились между дельфинами и семьей слона?

— Из каких слов это видно?

— Что значит заключили вы объятья?

5-6 строфы

— Почему слоны вернулись?



7 строфа

— Кто такой слоновод? (сравним: садовод.)

— Откройте тетради с.39 задание 2.(работа в тетрадях.)

— Почему слонов встречал «слоновод знаменитый», да еще им устроил бал?

8-9 строфы

— По кому и по чему скучаю слоны?

— И где они могут «попробовать» морскую капусту?

3) Работа с текстом после чтения.

Итоговые вопросы.

— Кто главный герой стихотворения?

— Чье еще присутствие ощущается в стихотворении?

— Какая это строка в каждой строфе?

— Обозначим ее буквой А.

— Прочитайте только эти строки.

— Что можно сказать об авторе?



— О чём же это стихотворение? (выполним задание 3 в тетради на с.39 и определим)

— Найдите подтверждение свого ответа в тексте.







— Почему это стихотворение открывает этот раздел?

Физкультурная пауза: исполнение танца «Розовый слон».

3.Прослушивание аудиозаписи песни «Слониха, слоненок и слон» в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных.

— Здорово! Да, ребята? А дальше?

— А вот дальше слушайте домашнее задание: выучите наизусть это стихотворение, и на уроке музыки разучите эту песню.

— А на уроке технологии изготовим сувениры – фигурки слонов.

Учитель показывает заготовку для изготовления фигурки слоненка.

— Слон у многих народов считался символом семьи, мира и благополучия.

— Эти сувениры принесут радость и благополучие в ваш дом.



























— А.С. Пушкин



— А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»



— Подсказка

— Бытовые, волшебные, богатырские.



— Это сказки о животных.









— «Предположения учащихся»















— Дети отгадывают

— Мы читали произведения: «Попрыгать – поиграть», «Ванечка – пастух», «Ворона», «Что над чем?», «Дом гнома, гном – дома».

— Стихи.











































































































— Им было скучно стоять в зоопарке. Они устали от однообразия.





— Мягкие, пенные



— У улыбки.

— Открытая искренняя



— Пообщаться сердечно, искренне.









— Обняли на прощение.



— Наверно, у них остались здесь малыши, здесь у них дом.









— Все соскучились по ним. Наверное, их любили…





— Во сне и в мечтах.









— Автора.

— Последняя





— Она мечтает отправиться в путешествие вместе со слонами, встретить интересных друзей…



— «…и нам напевают/Слониха, слоненок слон/ Да-да! О мечте! О мечте». Это веселая добрая фантазия – мечта о дружбе, о настоящих друзьях, о доброте. Так может фантазировать ребенок и взрослый, который не забыл, что он был ребенком…

— Оно похоже на сказку. Герои его – животные. Но люди тоже бывают одинокими. Мы прочитали о слонах, а задумались о людях.



IV. Итог урока.

Учитель:

Дети:

— Чем же необычен был наш урок чтения ?




V. Домашнее задание.

Учитель:

Дети:

— А теперь я проверяю – кто из вас был самым внимательным и запомнил все, что было задано на дом?

— Выучить стихотворение, сделать рисунок.



VI. Рефлексия.

Учитель:

Дети:

— А теперь, ребята, посадите на нашей полянке цветы своего настроения.

— Я очень рада, ребята, что всем понравился этот урок.

— Спасибо вам за урок. Мне было приятно работать с вами.

— Урок окончен.

— Дети прикрепляют на доску цветы и рассказывают, что им понравилось и запомнилось на уроке.



Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Красота, с красотою, о красоте…"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: