Схема конспекта урока
Педагог Черноусова Татьяна Георгиевна
Предмет алгебра Класс 11
Тема урока: Решение уравнений с модулем.
Цель урока: систематизировать и обобщить знания, умения и навыки решать уравнения с модулем.
Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся о модуле и его свойствах; умения решать различные уравнения, содержащие модуль и уравнения, приводимые к уравнениям, содержащим модуль.
.
Развивающие цели: развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, навыки проектно-исследовательской деятельности, способствовать формированию навыков коллективной работы, развивать умение чётко и ясно излагать свои мысли.
Воспитательные цели: формирование интереса к предмету посредством вовлечения их в проектную деятельность, способствовать формированию навыков взаимодействия в малых группах.
Тип урока: урок систематизации знаний
Применяемые технологии: проектная
Оборудование: . компьютер, проектор, экран, карточки – задания, инструкция о работе над проектом, информационные мини-проекты учащихся, опросный лист, таблицы.
Предварительное задание: Найдите в интернете информацию: свойства модуля; геометрический смысл модуля. Подготовить информационные мини – проекты.
| Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||||||||||||||
Слайд-1-2 | 1.Организационный момент 2.Актуализация знаний | 1мин 3мин
| «Просто «думать» не умеет никто. Думать можно только над конкретным вопросом. Умение решать задачи в большой мере сводится к обучению тому, над чем надо думать в ходе решения». Доктор педагогических наук, профессор М.Волович Ребята, приглашаю вас к сотрудничеству и предлагаю работать вместе на сегодняшнем уроке. Продолжаем учиться решать. Формируем математическую интуицию, которая поможет ориентироваться в способах решения уравнений. На уроке можно ошибаться, сомневаться, консультироваться. Дать самому себе установку: «Понять и быть тем первым, который увидит ход решения». На слайде записаны уравнения. Что записано? Как называются эти уравнения?
| Приветствие учителя. Дежурный докладывает об отсутствующих. Уравнения. Уравнения, содержащие модуль .
| |||||||||||||||||||
слайд 3-5 мини-проекты Постановка проблемы |
| 2мин 3мин | Итак тема нашего урока. Сформулируйте. Чем мы будем заниматься на уроке и какие поставим цели? Сегодня на уроке мы повторим теоретический материал о модуле и его свойствах, геометрический смысл модуля. Научимся решать уравнения, содержащие модуль. Поработаем над основными понятиями, встречающимися в данной теме. — Дайте определение модуля. — Объясните геометрический смысл модуля. — Назовите свойства модуля. — Чему равен ? — Чему равен ? 1) Можно ли свести решение данных уравнений к решению линейных уравнений? 2).Как бы вы сгруппировали данные уравнения по способам решения?( слайд 2-выше записаны уравнения с модулем). Работают в парах, заполняют таблицу. В ходе рассуждений сделали выводы: 1).Если f(x)=g(x) то есть указали способ решения уравнений 3 и 8. 2).Если то должно выполняться условие: , так как модуль величина неотрицательная, тогда по определению модуля То есть указали способ решения уравнений 4 и 9. Как же можно решить уравнение 5,12? Разве уравнение 11 имеет отношение к теме «Модуль»? А как же решить уравнение 6? Каковы ваши предложения по применению метода интервалов?
.
| Формулируют тему урока. Повторить, отработать, обобщить способы решения уравнений с модулем. Учащиеся показывают и рассказывают информационные мини- проекты
| |||||||||||||||||||
Работают в парах .заполняют таблицу
Ответы учащихся: -Уравнения 1, 7, 10 можно решить на основании определения модуля. -Уравнение 2 не имеет решений, так как модуль – величина неотрицательная.
Воспользоваться определением модуля и рассмотреть 2 условия: 5). x -10 и x -1< 0; 12). По свойству модуля: получим уравнение, содержащее модуль Постепенно раскрывать модули Методом интервалов. 1). Найдём значения х, при которых значения выражений, стоящих под знаком модуля равны нулю. 2). Эти значения х разбивают ОДЗ на промежутки. 3). На каждом из полученных промежутков можно записать уравнение без знаков модуля. Получим совокупность систем. | |||||||||||||||||||||||
| 3.Физкультминутка 4.Актуализация деятельности учащихся | 1 мин | Немного отдохнем Ваша задача: решить предлагаемые уравнения, проанализировать способы их решения, провести классификацию уравнений, содержащих модуль по способам решения, составить таблицу « Решение уравнений, содержащих модуль». Провести защиту вашего проекта. (Вначале более простые примеры выбирают те учащиеся, которым труднее даётся предмет; более сложные примеры выбирают те учащиеся, у которых есть математические способности. После обмена примерами, более сильные учащиеся могут выступать в роли консультантов.) Каждой группе даются карточки с уравнениями (см приложение №1). Каждая группа получает инструкцию. Прежде, чем приступить к работе над проектом, внимательно ознакомьтесь с инструкцией. | Выполняют упражнение(звучит музыка) Работа в группах( 7 групп ) Решают уравнения | |||||||||||||||||||
| 5.Работа над проектом | 20мин | Инструкция по работе над проектом. 1. Решить уравнения. 2. Проанализировать способы решения. 3. Провести классификацию данных уравнений: а) сгруппировать примеры по способам решения; б) определить, в чём заключается общий вид уравнений в каждой группе; в) дать название каждой группе уравнений. 4. Создать проект таблицы: « Решение уравнений, содержащих модуль». 5. Подготовить защиту проекта. | 1группа-1,2,4 уравнения. 2 группа-3 ,13 ; 3 группа-12 ;9 4группа-10, 7; 5 группа-8 ,11 6 группа-5, 14 7группа- 6 | |||||||||||||||||||
| 6.Защита проектов | 10мин | Оценочный лист. (5-бальная система)
| В процессе обсуждения участники других групп записывают само уравнение и название метода решения, дома их решают. | |||||||||||||||||||
| 7.Домашнее задание | 1мин | Сформировать 2 группы (по3 человека), которые представят результаты исследования в виде презентации к следующему уроку. Задание на карточках. | | |||||||||||||||||||
| 8 Рефлексия | 1мин | Какая задача стояла перед нами в начале урока? Можно ли считать,что мы ее решили? Сможем ли мы теперь решать уравнения аналогичные данным? Заполните опросный лист(см приложение 2) | Учащиеся отвечают на вопросы, заполняют опорный лист |
..
.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся применительно к различным формам контроля знаний.
Составлены на основании письма Министерства Просвещения № 117 – М от 10.03.1977 и согласовано на ГМО учителей математики.