Интегрированный урок (математика +географии + экология) по теме «Предотвращение экологических ситуаций с помощью действия с отрицательными и положительными числами». 6-й класс
Пономаренко Наталья Геннадьевна — учитель математики.
Меньщикова Людмила Михайловна — учитель географии.
1. Тема урока: Предотвращение экологических ситуаций с помощью действий с отрицательными и положительными числами».
2. Тип урока: Интегрированный урок.
3. Цели урока:
Образовательные:
Повышение мотивации к изучению предметов школьного курса: математики и экологии;
Повторение основополагающей темы 6 класса «Проценты»;
Повторение основополагающей темы 6 класса «Биосфера – сфера жизни»;
Закрепить действия с положительными и отрицательными числами;
Применить знания при решении задач с экологическим содержанием;
Применение теоретических знаний на практике, закрепление навыков работы с дополнительной литературой, краеведческим материалом;
закрепить у обучающихся умение и знания решения практических расчётных задач.
Развивающие:
Развитие мышления и предметной речи, расширение кругозора, формирование целостного представления о мире.
Продолжить формирование умения анализировать, размышлять, делать выводы;
Повышение любознательности ребят, стремление к использованию приобретённого на уроке опыта деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Воспитательные:
воспитывать у обучающихся, рационально использовать время урока, умения работать в коллективе, группе.
Формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе.
4. Методы и приёмы обучения: работа в группах, информационные и коммуникативные технологии.
5. Наглядность, ТСО: компьютер, ноутбук-4 шт, модем-4 шт, проектор, экран, физическая карта Иркутской области, конверты( карточки с заданиями), экологические лист, буклеты, презентация урока.
На доске фотографии растений и животных из Красной книги, высказывания:
«Человек связан с природой тысячью неразрывных нитей, он сын её».
И.С.Тургенев.
Кто память не сберег –
Забытым вижу,
Кто сохранил –
При жизни вечным стал.
Потомки,
Вас я заклинаю трижды,
Любите и храните мой край.
(И.Лившиц) ( слайд 2)
Ход урока
I.Организационный момент.
Подготовительный этап:
а) класс заранее разделён на 2 команды по 7 человек, каждая команда придумывает название, девиз, эмблему.
б) оглашение правил игры: В игре участвуют две команды.
Каждая команда выполнит ряд заданий
За каждое правильное правильный ответ на вопрос команда получит звезду
На решение отводится от 1 до 3 минут в зависимости от трудности вопроса.
Снимаются 2 балла за некорректное поведение участников.
Вопросы выбираются по очереди каждой команде.
В конце занятия в честь команды, набравшей наибольшее количество звезд, будет зажжен салют. ( Слайд4)
в) ход игр
II. Ход игры:
Вступление. На сцену выходят ведущие : учитель географии, учитель математики и ученица в костюме — «Земля». ( слайд3)
Математик: — Сегодня мы проводим необычный урок в рамках изучения предметов географии ,математики и экологии …
Географ : — Наша точка соприкосновения — планета «Земля». География изучает её живые организмы.
Математик:– это не только наука цифр, формул и вычислений, но и наука, которая непосредственно участвует в сохранении, размножении и стабильной динамики различных видов живой природы. Позволяет рассчитать процентное содержание выбросов различных газов в атмосферу, количество редких и исчезающих видов растений и животных и мн. Др.Ведь отрицательные числа показывают изменение и уменьшение видов, а положительные увеличение видов занесенных в Красную книгу. Поэтому география и математика непосредственно взаимосвязаны друг с другом.
Географ: — а география — её среду обитания. А наука, изучающая взаимосвязь организма со средой обитания, называется экологией.
Математик : — Поэтому наш урок мы назвали экологическим.
Земля: — (держит на ладони яблоко.) Вот перед вами яблоко. Представим себе , что яблоко — это Земля. Делим его на 4 части , 3 из них — вода , а 1/4 — земля. 1/ 4 разделим на 4 части и получим кусочек, где люди не живут, эту 1/8 часть яблока делим на 3 части , 2 из них — это поля, города, дороги и только 1 маленькая часть — это земля , занятая естественными природными сообществами. Невольно приходят на память слова : «Я сорвал цветок, и он увял. Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони . И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».
Географ: Добрый день ,дорогие друзья ,учителя и гости! Если вы желаете побыть в дружеской атмосфере, приятном окружении, в кругу умных, эрудированных ,находчивых учеников 6 класса нашей школы, то присоединяйтесь к нам и смотрите проект « Экология в цифрах»
Математик: —На нашем экологическом уроке присутствуют две команды – «Земля» и «Вода».
Математик: Приветствуем этих смельчаков !( Звучит музыка)
Географ:
В игре участвуют две команды.
Каждая команда выполнит ряд заданий
За каждое правильное правильный ответ на вопрос команда получит звезду
На решение отводится от 1 до 3 минут в зависимости от трудности вопроса.
Снимаются 2 балла за некорректное поведение участников.
Вопросы выбираются по очереди каждой команде.
В конце занятия в честь команды, набравшей наибольшее количество звезд, будет зажжен салют. ( Слайд4)
Задание: каждой команде требуется выбрать капитана и придумать девиз на экологическую тему…
Географ: —Команд ждёт много испытаний. Наши смельчаки должны продержатся дольше в проекте, пока их 2-х команд не победит одна.
Математик:- И тогда Госпожа Экология определит, кто заслуживает наивысшею оценку « Лучший эколог»
Представления команд.
Первое задание: « Сложи пословицу» (слайд 5).У каждой команды на столе лежит конверт с номером 1 . Пока звучит музыка вам нужно за 1 минуту записать из этих слов пословицу на листе, капитаны команд вывесят пословицу на доску.
(И у берёзы слёзы текут ,когда с неё кору дерут.) ( слайд 6). Музыка.
За правильный ответ команда ________ получает звёздочку.
Второе задание: — Вам за 1 минуту надо решить задачу: В России под отходы занято 250 тыс. га земельных угодий, что составляет 0,5% всей площади. Какова площадь земельных угодий в России? Своё решение запишите на листах, и капитаны команд вывесят их на доску. Музыка.
Решение: 250:0,005=50000(га)-вся площадь земельных угодий. (Слайд 7,8).
За правильный ответ команда_______ получает звёздочку.
Третье задание:- А знаете ли Вы?( Сообщение об отходах)( слайд 9)
Вручение гостям листовок, буклетов.
Четвёртое задание: Суммарный выброс в атмосферу вредных веществ по г. Братску составил 235,2 тыс. тонн, причем, в том числе, твердых веществ – 14,7 тыс. тонн. Какая часть твердых веществ выбрасывается в атмосферу, выразите в процентах.( слайд 10) Своё решение запишите в экологических листах, и капитаны команд вывесят их на доску. Музыка.
За правильный ответ команда_______ получает звёздочку.
Пятое задание:- А знаете ли Вы?( Сообщение по г. Братску)( слайд 11)
Географ: на сегодняшний день г.Братск самый загрязнённый город России. В воздухе Братска содержится вся таблица Менделеева, а в январе 2013года в городе прибавились новые запахи, братчане очень обеспокоены экологической обстановкой в городе, инициативная группа братчан обратилась к Правительству Иркутской области за разъяснением: на сегодняшний день начата реконструкция очистных сооружений ЦБК и алюминиевого завода Братска, которая должна изменить экологическую обстановку. На территории Тайшетского района должно продолжиться строительство алюминиевого завода и анодного производства, жители города и района, считают, что это производство нанесёт вред окружающей среде и здоровью населения.
Тайшет, 4 апреля 2013 года –Строительную площадку посетили представители инициативной группы, совета женщин и совета отцов, а также члены организации ветеранов Тайшетского района. Директор анодной фабрики Василий Соболев показал гостям, где будут размещены основные цеха будущего алюминиевого завода. Сейчас строительные и монтажные работы на площадке не ведутся, но необходимое оборудование для предприятия поступает. Участники экскурсии увидели контейнеры с современным газоочистным оборудованием зарубежного производства. Также Василий Соболев показал место размещения будущего анодного производства, которое находится на площадке алюминиевого завода. Жителей Тайшета интересовало абсолютно все: площадь предприятия, какую продукцию будут выпускать металлурги, экологические аспекты проекта, количество рабочих мест и возможность подготовки местных специалистов. На все вопросы они получили подробные ответы.
Физкультурная минутка: посмотрели на доску и прочитали слово «В природе»,повернули голову на право — «НЕТ», назад – «НИЧЕГО», на лево – «БЕСПОЛЕЗНОГ», нагнули голову вперёд – назад, поработали пальцами.
доске
Шестое задание: Задача.Каждую минуту в мире вырубается около 20 гектаров леса. Ежегодно уничтожается площадь тропического леса равная площади Великобритании.
В Красную книгу занесено много различных цветов и трав, которым грозит уничтожение. Сейчас мы узнаем название только одного из них, решив примеры и с помощью ключа расшифровав название. (командиры вывешивают название цветка на доску)
1 | 104,5 | -8,37 | 0,25 | 2,5 | 19,39 | -154,5 | 7,5 | 1,2 | -104,5 | 4,8 | |
п | г | о | к | и | ж | н | с | н | д | е | у |
-0,8 * 5= — 4 (п)
-1,045 *(- 100) = 104,5 (о)
6 : 5 = 1,2 (д)
-129,5 +(- 25) =-154,5 (с)
75 : 10 = 7,5 (н)
1,045 :(- 0,01) = -104,5 (е)
7,5 : 3 = 2,5 (ж)
20+(-10,39) = 19,39 (н)
25 : 100 = 0,25 (и)
-7 – 1,37 = -8,37 (к)
Подснежник ( Слайд 12,13,14) Музыка.
За правильный ответ команда_______ получает звёздочку.
Седьмое задание: Птицы – наши друзья и помощники. Одна синичка уничтожает до 600 гусениц в час, мухоловка – около 5 тысяч в день.
1. Хотите узнать, на какой высоте нужно прибивать скворечник? Для этого
1) Из первой строки выберите наименьшее число(-1,15),
2) Из второй строки выберите наибольшее число (-2,45),
3) Сложите их (-1,15+(-2,45)=-3,6),
4) Полученный результат умножьте на число из третьей строки, которое не является ни наибольшим, ни наименьшим(3,6*(-2,5)=9) Музыка.
Итак, наш ответ — необходимая высота в метрах.
-1,15 | 1,945 | |
-2,45 | 2,255 | 1,9999 |
5,8 | 0,39 | -2,5 |
Если сложить числа на отмеченной диагонали, то мы узнаем, сколько сосен можно сохранить, собрав всего 1 тонну макулатуры. (10 сосен).( слайд 15)
За правильный ответ команда_______ получает звёздочку.
Восьмое задание:
Задания для капитанов
Определите, какое из деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим “пылесосом”
Берёза – 63.2
Сосна –82.8
Тополь – 75.6
Чтобы ответить на вопрос, нужно решить пример:
15.2*8 –(48.6+9.8) (Слайд 16)
Пока капитаны решают пример.
Сообщение « Экология Байкала»( слайд 17)
А знаете ли Вы? (сообщение о вырубке лесов на территории Иркутской области).
Общий ущерб, нанесённый незаконной вырубкой леса на территории Иркутской области, оценивают в 1,2 миллиарда рублей. Наиболее криминальные районы области, где количество незаконных случаев вырубки леса рекордно. Это Нижнеилимский, Нижнеудинский, Усольский, Чунский и в том числе и Тайшетский район. На сегодняшний день общий размер лесного фонда области составляет 69,4 миллионов гектар. Официально в 2012 году в регионе было заготовлено 25 миллионов кубометров леса. В области предлагается ввести режим ЧС на основании нарушения экологического равновесия в результате незаконных вырубок леса
Девятое задание: Каждой команде по очереди будут задаваться вопросы, время на раздумывания 2 секунды: За правильный ответ команда_______ получает звёздочку.
Задача 1. Байкальский ЦБК ежедневно сбрасывает в Байкал 120000 кубометров сточных вод, содержащих значительные концентрации взвешенных веществ, нитратов, фосфатов, фенолов, сульфатов, серосодержащих веществ, производных лигнина, тяжёлых металлов и хлорорганических соединений. Сколько загрязненной воды поступает за час? (слайд18,19) Музыка.
Задача 2. Через заводские очистительные сооружения в сутки проходит 3000л воды. За сколько дней очистится 27000л воды? ( слайд 20) Музыка.
Задача 3. Бумага брошенная вами в лесу , будет лежать 2 года. Консервная банка – в 15 раз дольше, а полиэтиленовый пакет на 100 лет больше консервной банки. Сколько лет проложить в лесу брошенный полиэтиленовый пакет? (130 лет) ( слайд 21) Музыка.
А знаете ли Вы?
К великому сожалению, на великом озере далеко не все благополучно. И в прошлом, и в настоящем всегда были и есть люди, которые с маниакальной настойчивость стремятся создать противоестественный союз озера Байкал с промышленным комплексом. Позорным памятником их усердию стал пресловутый Байкальский ЦБК, отравляющий вокруг себя воду, воздух и землю. Странный спор о том, насколько сильно выбросы БЦБК влияют на Байкал, по меньшей мере неуместен, поскольку берега Байкала просто не место для нахождения на них каких-либо промышленных объектов. Горят и вырубаются леса в национальных парках, застроены берега некогда жемчужины западного берега Байкала бухты Песчаной, изувечены турбазами берега Малого Моря, пробурены нефтяные скважины в дельте Селенги. Невиданных размеров достигло браконьерство, полчища вандалов усеивают берега Байкала мусором…( слайд 22-23 )
Задача 4. Сколько лет требуется для восстановления еловых лесов после сплошной вырубки?
а ) 2-5 лет; б ) 10-15 лет; в ) 100-150 лет.( слайд 24) Музыка.
Задача 5. Огнедышащая гора ( вулкан ). Музыка.
Задача 6. Умение на местности определять стороны горизонта ( ориентирование) . Музыка.
Десятое задание . Остался последний забег – «SOS»
Математик:- У каждой команде на столе лежит кейс с заданиями. Подключите интернет. Зайдите на сайт: https://irk-ldpr.ru/index.
Найдите: Экологические проблемы Иркутской Области.
Откройте свои кейсы. Прочитали задания.
1 команда:
-составить таблицу сброса загрязнённых вод;
— выписать из текста экологические проблемы Иркутской области.
Прочитайте текст. Время 5 мин.
2 команде:
составить таблицу:
— какие предприятия Иркутской области загрязняют сточные воды;
-выписать из текста экологические проблемы Иркутской области.
Прочитайте текст. Время 5 мин.
Географ:
-Давайте прочитаем , что у вас получилось.( слайд 25-26 )
1 команда:
1 вопрос:
Таблица. Сброс загрязнённых вод.
Города | Общий % сброса | |
1. | Братск | 22,4% |
2. | Ангарск | 18% |
3. | Иркутск | 12,1% |
4. | Усть-Илимск | 8,6% |
5. | Усолье-Сибирское | 6,4% |
|
|
|
2 вопрос:
Вышеизложенное позволяет выделить следующие экологические проблемы:
— экологически неблагополучное состояние атмосферного воздуха, в первую очередь в городах Ангарске, Братске, Иркутске, Шелехове, что, в свою очередь, оказывает влияние на здоровье и условия проживания населения области;
— неудовлетворительное состояние охраны вод от загрязнения сточными водами, источников питьевого водоснабжения;
— критическое состояние в сфере обращения с отходами производства и потребления;
— отсутствие системы вторичной переработки отходов.
2 команда:
1 вопрос:
Таблица. Предприятия Иркутской области загрязняющие сточные воды.
Выбросы в сточные воды | Города | |
1. | мышьяк | Свирске |
2. | ртуть | ОАО «Усольехимпром» в г.Усолье-Сибирское |
3. | фтор | компания РУСАЛ |
4. | лигнин | Зиминского гидролизного завода |
5. | уран | Ангарский электролизный химический комбинат |
2 вопрос:
Вышеизложенное позволяет выделить следующие экологические проблемы:
— экологически неблагополучное состояние атмосферного воздуха, в первую очередь в городах Ангарске, Братске, Иркутске, Шелехове, что, в свою очередь, оказывает влияние на здоровье и условия проживания населения области;
— неудовлетворительное состояние охраны вод от загрязнения сточными водами, источников питьевого водоснабжения;
— критическое состояние в сфере обращения с отходами производства и потребления;
— отсутствие системы вторичной переработки отходов.
Дома каждой команде было дано задание составить буклеты-призывы об экологии в Иркутской области используя Интернет, газеты, статьи.
— Давайте посмотрим, как у вас получилось.
1 команда:
2 команда:
( капитаны команд раздают, буклеты гостят, а после жителям города)
III. Домашнее задание: «Я сорвал цветок, и он увял. Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем». И поэтому домашнее задание будет необычным – придя домой, посмотри на свою улицу и наведи порядок у своего дома, если рядом живут пожилые люди, помоги ветеранам, организуй для помощи своих друзей и природа улыбнётся тебе. Математика: составь и реши задачу с экологическим содержанием.
Итог урока: каждая команда подсчитывает количество полученных «звёздочек» и капитаны называют их число, выявляется команда – победитель, по мнению ребят, гостей выбирается «Лучший эколог».Награждение команды – победительницы и самых активных учащихся.
Литература:
1.Добровольцева З. А., Кириллова С. В. Сборник задач по математике для учащихся 5-6-х классов (задачи с витально-экологическим содержанием). // Учебное пособие. — Н. Новгород, 2004.
2. 3.Мизгун Ю.Г. Экология известная и неизвестная. М.: Здоровье, 1994.-257с
4.Михайлов А.В., Шамов Ю.А., Мироненко В.Ф. Экология в цифрах и фактах. Хрестоматия. — Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2010. – 171 с.
5.Антипова З.М., Литковская Н.П. Зелёные задачки. ТОИПКРО. Томск 2008.
6. https://irk-ldpr.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=106&Itemid=2
7.https://wikipedia.tomsk.ru/ru
8.https://www.ecotravel.ru/regions/reserves/1/17/76/
Приложение 1.
|
Экологические проблемы в Иркутске и Иркутской области 2006-2010г.