Конспект урока по Алгебре «Предотвращение экологических ситуаций с помощью действий с отрицательными и положительными числами» 6 класс

Интегрированный урок (математика +географии + экология) по теме «Предотвращение экологических ситуаций с помощью действия с отрицательными и положительными числами». 6-й класс

Пономаренко Наталья Геннадьевна учитель математики.

Меньщикова Людмила Михайловна — учитель географии.


1. Тема урока: Предотвращение экологических ситуаций с помощью действий с отрицательными и положительными числами».

2. Тип урока: Интегрированный урок.

3. Цели урока:

  • Образовательные:

    • Повышение мотивации к изучению предметов школьного курса: математики и экологии;

    • Повторение основополагающей темы 6 класса «Проценты»;

    • Повторение основополагающей темы 6 класса «Биосфера – сфера жизни»;

    • Закрепить действия с положительными и отрицательными числами;

    • Применить знания при решении задач с экологическим содержанием;

    • Применение теоретических знаний на практике, закрепление навыков работы с дополнительной литературой, краеведческим материалом;

    • закрепить у обучающихся умение и знания решения практических расчётных задач.

  • Развивающие:

    • Развитие мышления и предметной речи, расширение кругозора, формирование целостного представления о мире.

    • Продолжить формирование умения анализировать, размышлять, делать выводы;

    • Повышение любознательности ребят, стремление к использованию приобретённого на уроке опыта деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

  • Воспитательные:

    • воспитывать у обучающихся, рационально использовать время урока, умения работать в коллективе, группе.

    • Формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе.

4. Методы и приёмы обучения: работа в группах, информационные и коммуникативные технологии.

5. Наглядность, ТСО: компьютер, ноутбук-4 шт, модем-4 шт, проектор, экран, физическая карта Иркутской области, конверты( карточки с заданиями), экологические лист, буклеты, презентация урока.

На доске фотографии растений и животных из Красной книги, высказывания:

«Человек связан с природой тысячью неразрывных нитей, он сын её».

И.С.Тургенев.



Кто память не сберег –

Забытым вижу,

Кто сохранил –

При жизни вечным стал.

Потомки,

Вас я заклинаю трижды,

Любите и храните мой край.

(И.Лившиц) ( слайд 2)



Ход урока

I.Организационный момент.

Подготовительный этап:

а) класс заранее разделён на 2 команды по 7 человек, каждая команда придумывает название, девиз, эмблему.

б) оглашение правил игры: В игре участвуют две команды.

  • Каждая команда выполнит ряд заданий

  • За каждое правильное правильный ответ на вопрос команда получит звезду

  • На решение отводится от 1 до 3 минут в зависимости от трудности вопроса.

  • Снимаются 2 балла за некорректное поведение участников.

  • Вопросы выбираются по очереди каждой команде.

  • В конце занятия в честь команды, набравшей наибольшее количество звезд, будет зажжен салют. ( Слайд4)

в) ход игр

II. Ход игры:

Вступление. На сцену выходят ведущие : учитель географии, учитель математики и ученица в костюме — «Земля». ( слайд3)

Математик: — Сегодня мы проводим необычный урок в рамках изучения предметов географии ,математики и экологии …

Географ : — Наша точка соприкосновения — планета «Земля». География изучает её живые организмы.

Математик:– это не только наука цифр, формул и вычислений, но и наука, которая непосредственно участвует в сохранении, размножении и стабильной динамики различных видов живой природы. Позволяет рассчитать процентное содержание выбросов различных газов в атмосферу, количество редких и исчезающих видов растений и животных и мн. Др.Ведь отрицательные числа показывают изменение и уменьшение видов, а положительные увеличение видов занесенных в Красную книгу. Поэтому география и математика непосредственно взаимосвязаны друг с другом.

Географ: — а география — её среду обитания. А наука, изучающая взаимосвязь организма со средой обитания, называется экологией.

Математик : — Поэтому наш урок мы назвали экологическим.

Земля: — (держит на ладони яблоко.) Вот перед вами яблоко. Представим себе , что яблоко — это Земля. Делим его на 4 части , 3 из них — вода , а 1/4 — земля. 1/ 4 разделим на 4 части и получим кусочек, где люди не живут, эту 1/8 часть яблока делим на 3 части , 2 из них — это поля, города, дороги и только 1 маленькая часть — это земля , занятая естественными природными сообществами. Невольно приходят на память слова : «Я сорвал цветок, и он увял. Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони . И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».

Географ: Добрый день ,дорогие друзья ,учителя и гости! Если вы желаете побыть в дружеской атмосфере, приятном окружении, в кругу умных, эрудированных ,находчивых учеников 6 класса нашей школы, то присоединяйтесь к нам и смотрите проект « Экология в цифрах»

Математик: —На нашем экологическом уроке присутствуют две команды – «Земля» и «Вода».

Математик: Приветствуем этих смельчаков !( Звучит музыка)

Географ:

В игре участвуют две команды.

  • Каждая команда выполнит ряд заданий

  • За каждое правильное правильный ответ на вопрос команда получит звезду

  • На решение отводится от 1 до 3 минут в зависимости от трудности вопроса.

  • Снимаются 2 балла за некорректное поведение участников.

  • Вопросы выбираются по очереди каждой команде.

  • В конце занятия в честь команды, набравшей наибольшее количество звезд, будет зажжен салют. ( Слайд4)

Задание: каждой команде требуется выбрать капитана и придумать девиз на экологическую тему…

Географ: —Команд ждёт много испытаний. Наши смельчаки должны продержатся дольше в проекте, пока их 2-х команд не победит одна.

Математик:- И тогда Госпожа Экология определит, кто заслуживает наивысшею оценку « Лучший эколог»

Представления команд.

Первое задание: « Сложи пословицу» (слайд 5).У каждой команды на столе лежит конверт с номером 1 . Пока звучит музыка вам нужно за 1 минуту записать из этих слов пословицу на листе, капитаны команд вывесят пословицу на доску.
(И у берёзы слёзы текут ,когда с неё кору дерут.) ( слайд 6). Музыка.

За правильный ответ команда ________ получает звёздочку.

Второе задание: — Вам за 1 минуту надо решить задачу: В России под отходы занято 250 тыс. га земельных угодий, что составляет 0,5% всей площади. Какова площадь земельных угодий в России? Своё решение запишите на листах, и капитаны команд вывесят их на доску. Музыка.
Решение: 250:0,005=50000(га)-вся площадь земельных угодий. (Слайд 7,8).

За правильный ответ команда_______ получает звёздочку.

Третье задание:- А знаете ли Вы?( Сообщение об отходах)( слайд 9)

Вручение гостям листовок, буклетов.



Четвёртое задание: Суммарный выброс в атмосферу вредных веществ по г. Братску составил 235,2 тыс. тонн, причем, в том числе, твердых веществ – 14,7 тыс. тонн. Какая часть твердых веществ выбрасывается в атмосферу, выразите в процентах.( слайд 10) Своё решение запишите в экологических листах, и капитаны команд вывесят их на доску. Музыка.
За правильный ответ команда_______ получает звёздочку.

Пятое задание:- А знаете ли Вы?( Сообщение по г. Братску)( слайд 11)

Географ: на сегодняшний день г.Братск самый загрязнённый город России. В воздухе Братска содержится вся таблица Менделеева, а в январе 2013года в городе прибавились новые запахи, братчане очень обеспокоены экологической обстановкой в городе, инициативная группа братчан обратилась к Правительству Иркутской области за разъяснением: на сегодняшний день начата реконструкция очистных сооружений ЦБК и алюминиевого завода Братска, которая должна изменить экологическую обстановку. На территории Тайшетского района должно продолжиться строительство алюминиевого завода и анодного производства, жители города и района, считают, что это производство нанесёт вред окружающей среде и здоровью населения.

Ученица:

Тайшет, 4 апреля 2013 года –Строительную площадку посетили представители инициативной группы, совета женщин и совета отцов, а также члены организации ветеранов Тайшетского района. Директор анодной фабрики Василий Соболев показал гостям, где будут размещены основные цеха будущего алюминиевого завода. Сейчас строительные и монтажные работы на площадке не ведутся, но необходимое оборудование для предприятия поступает. Участники экскурсии увидели контейнеры с современным газоочистным оборудованием зарубежного производства. Также Василий Соболев показал место размещения будущего анодного производства, которое находится на площадке алюминиевого завода. Жителей Тайшета интересовало абсолютно все: площадь предприятия, какую продукцию будут выпускать металлурги, экологические аспекты проекта, количество рабочих мест и возможность подготовки местных специалистов. На все вопросы они получили подробные ответы.

Физкультурная минутка: посмотрели на доску и прочитали слово «В природе»,повернули голову на право — «НЕТ», назад – «НИЧЕГО», на лево – «БЕСПОЛЕЗНОГ», нагнули голову вперёд – назад, поработали пальцами.

доске

Шестое задание: Задача.Каждую минуту в мире вырубается около 20 гектаров леса. Ежегодно уничтожается площадь тропического леса равная площади Великобритании.

В Красную книгу занесено много различных цветов и трав, которым грозит уничтожение. Сейчас мы узнаем название только одного из них, решив примеры и с помощью ключа расшифровав название. (командиры вывешивают название цветка на доску)


-4

1

104,5

-8,37

0,25

2,5

19,39

-154,5

7,5

1,2

-104,5

4,8

п

г

о

к

и

ж

н

с

н

д

е

у

-0,8 * 5= — 4 (п)          

-1,045 *(- 100) = 104,5 (о)          

6 : 5 = 1,2   (д)          

-129,5 +(- 25) =-154,5 (с)          

75 : 10 = 7,5 (н)  

1,045 :(- 0,01) = -104,5 (е)

7,5 : 3 = 2,5 (ж)

20+(-10,39) = 19,39 (н)

25 : 100 = 0,25 (и)        

-7 – 1,37 = -8,37 (к)    

Подснежник ( Слайд 12,13,14) Музыка.

За правильный ответ команда_______ получает звёздочку.

Седьмое задание: Птицы – наши друзья и помощники. Одна синичка уничтожает до 600 гусениц в час, мухоловка – около 5 тысяч в день.

1. Хотите узнать, на какой высоте нужно прибивать скворечник? Для этого

1) Из первой строки выберите наименьшее число(-1,15),

2) Из второй строки выберите наибольшее число (-2,45),

3) Сложите их (-1,15+(-2,45)=-3,6),  

4) Полученный результат умножьте на число из третьей строки, которое не является ни наибольшим, ни наименьшим(3,6*(-2,5)=9) Музыка.

      Итак, наш ответ —  необходимая высота в метрах.

7,32

-1,15

1,945

-2,45

2,255

1,9999

5,8

0,39

-2,5

Если сложить числа на отмеченной диагонали, то мы узнаем, сколько сосен можно сохранить, собрав всего 1 тонну макулатуры. (10 сосен).( слайд 15)

За правильный ответ команда_______ получает звёздочку.

Восьмое задание:

Задания для капитанов

Определите, какое из деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим “пылесосом”

Берёза – 63.2

Сосна –82.8

Тополь – 75.6

Чтобы ответить на вопрос, нужно решить пример:

15.2*8 –(48.6+9.8) (Слайд 16)

Пока капитаны решают пример.

Сообщение « Экология Байкала»( слайд 17)

А знаете ли Вы? (сообщение о вырубке лесов на территории Иркутской области).

Ученица:

Общий ущерб, нанесённый незаконной вырубкой леса на территории Иркутской области, оценивают в 1,2 миллиарда рублей. Наиболее криминальные районы области, где количество незаконных случаев вырубки леса рекордно. Это Нижнеилимский, Нижнеудинский, Усольский, Чунский и в том числе и Тайшетский район. На сегодняшний день общий размер лесного фонда области составляет 69,4 миллионов гектар. Официально в 2012 году в регионе было заготовлено 25 миллионов кубометров леса. В области предлагается ввести режим ЧС на основании нарушения экологического равновесия в результате незаконных вырубок леса

Девятое задание: Каждой команде по очереди будут задаваться вопросы, время на раздумывания 2 секунды: За правильный ответ команда_______ получает звёздочку.

Задача 1. Байкальский ЦБК ежедневно сбрасывает в Байкал 120000 кубометров сточных вод, содержащих значительные концентрации взвешенных веществ, нитратов, фосфатов, фенолов, сульфатов, серосодержащих веществ, производных лигнина, тяжёлых металлов и хлорорганических соединений. Сколько загрязненной воды поступает за час? (слайд18,19) Музыка.

Задача 2. Через заводские очистительные сооружения в сутки проходит 3000л воды. За сколько дней очистится 27000л воды? ( слайд 20) Музыка.

Задача 3. Бумага брошенная вами в лесу , будет лежать 2 года. Консервная банка – в 15 раз дольше, а полиэтиленовый пакет на 100 лет больше консервной банки. Сколько лет проложить в лесу брошенный полиэтиленовый пакет? (130 лет) ( слайд 21) Музыка.

Ученица:

А знаете ли Вы?

К великому сожалению, на великом озере далеко не все благополучно. И в прошлом, и в настоящем всегда были и есть люди, которые с маниакальной настойчивость стремятся создать противоестественный союз озера Байкал с промышленным комплексом. Позорным памятником их усердию стал пресловутый Байкальский ЦБК, отравляющий вокруг себя воду, воздух и землю. Странный спор о том, насколько сильно выбросы БЦБК влияют на Байкал, по меньшей мере неуместен, поскольку берега Байкала просто не место для нахождения на них каких-либо промышленных объектов. Горят и вырубаются леса в национальных парках, застроены берега некогда жемчужины западного берега Байкала бухты Песчаной, изувечены турбазами берега Малого Моря, пробурены нефтяные скважины в дельте Селенги. Невиданных размеров достигло браконьерство, полчища вандалов усеивают берега Байкала мусором…( слайд 22-23 )

Задача 4. Сколько лет требуется для восстановления еловых лесов после сплошной вырубки?

а ) 2-5 лет; б ) 10-15 лет; в ) 100-150 лет.( слайд 24) Музыка.

Задача 5. Огнедышащая гора ( вулкан ). Музыка.

Задача 6. Умение на местности определять стороны горизонта ( ориентирование) . Музыка.

Десятое задание . Остался последний забег – «SOS»

Математик:- У каждой команде на столе лежит кейс с заданиями. Подключите интернет. Зайдите на сайт: https://irk-ldpr.ru/index.

Найдите: Экологические проблемы Иркутской Области.

Откройте свои кейсы. Прочитали задания.

1 команда:

-составить таблицу сброса загрязнённых вод;

— выписать из текста экологические проблемы Иркутской области.

Прочитайте текст. Время 5 мин.

2 команде:

составить таблицу:

— какие предприятия Иркутской области загрязняют сточные воды;

-выписать из текста экологические проблемы Иркутской области.

Прочитайте текст. Время 5 мин.

Географ:

-Давайте прочитаем , что у вас получилось.( слайд 25-26 )

1 команда:

1 вопрос:

Таблица. Сброс загрязнённых вод.

пп

Города

Общий % сброса

1.

Братск

22,4%

2.

Ангарск

18%

3.

Иркутск

12,1%

4.

Усть-Илимск

8,6%

5.

Усолье-Сибирское

6,4%




2 вопрос:

Вышеизложенное позволяет выделить следующие экологические проблемы:

— экологически неблагополучное состояние атмосферного воздуха, в первую очередь в городах Ангарске, Братске, Иркутске, Шелехове, что, в свою очередь, оказывает влияние на здоровье и условия проживания населения области;

— неудовлетворительное состояние охраны вод от загрязнения сточными водами, источников питьевого водоснабжения;

— критическое состояние в сфере обращения с отходами производства и потребления;

— отсутствие системы вторичной переработки отходов.

2 команда:

1 вопрос:

Таблица. Предприятия Иркутской области загрязняющие сточные воды.

пп

Выбросы в сточные воды

Города

1.

мышьяк

Свирске

2.

ртуть

ОАО «Усольехимпром» в г.Усолье-Сибирское

3.

фтор

компания РУСАЛ

4.

лигнин

Зиминского гидролизного завода

5.

уран

Ангарский электролизный химический комбинат

2 вопрос:

Вышеизложенное позволяет выделить следующие экологические проблемы:

— экологически неблагополучное состояние атмосферного воздуха, в первую очередь в городах Ангарске, Братске, Иркутске, Шелехове, что, в свою очередь, оказывает влияние на здоровье и условия проживания населения области;

— неудовлетворительное состояние охраны вод от загрязнения сточными водами, источников питьевого водоснабжения;

— критическое состояние в сфере обращения с отходами производства и потребления;

— отсутствие системы вторичной переработки отходов.

Дома каждой команде было дано задание составить буклеты-призывы об экологии в Иркутской области используя Интернет, газеты, статьи.

— Давайте посмотрим, как у вас получилось.

1 команда:

2 команда:

( капитаны команд раздают, буклеты гостят, а после жителям города)

III. Домашнее задание: «Я сорвал цветок, и он увял. Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем». И поэтому домашнее задание будет необычным – придя домой, посмотри на свою улицу и наведи порядок у своего дома, если рядом живут пожилые люди, помоги ветеранам, организуй для помощи своих друзей и природа улыбнётся тебе. Математика: составь и реши задачу с экологическим содержанием.

Итог урока: каждая команда подсчитывает количество полученных «звёздочек» и капитаны называют их число, выявляется команда – победитель, по мнению ребят, гостей выбирается «Лучший эколог».Награждение команды – победительницы и самых активных учащихся.

РЕФЛЕКСИЯ.

Перед вами трафареты красных и жёлтых яблок, если вам понравился урок, то на «ДЕРЕВО», на доске, прикрепите КРАСНОЕ ЯБЛОКО,нет-ЖЁЛТОЕ ЯБЛОКО.

СПАСИБО РЕБЯТА ЗА УРОК!





























Литература:

1.Добровольцева З. А., Кириллова С. В. Сборник задач по математике для учащихся 5-6-х классов (задачи с витально-экологическим содержанием). // Учебное пособие. — Н. Новгород, 2004.

2. 3.Мизгун Ю.Г. Экология известная и неизвестная. М.: Здоровье, 1994.-257с

4.Михайлов А.В., Шамов Ю.А., Мироненко В.Ф. Экология в цифрах и фактах. Хрестоматия. — Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2010. – 171 с.

5.Антипова З.М., Литковская Н.П. Зелёные задачки. ТОИПКРО. Томск 2008.

6. https://irk-ldpr.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=106&Itemid=2

7.https://wikipedia.tomsk.ru/ru

8.https://www.ecotravel.ru/regions/reserves/1/17/76/






























Приложение 1.

Главная » Статьи » Экологические проблемы


Экологические проблемы в Иркутске и Иркутской области 2006-2010г.

Иркутская область является одним из регионов России, который находится под пристальным вниманием всего общества не только благодаря богатейшим ресурсам — минеральным, водным, гидроэнергетическим, лесным, охотничье-промысловым, но и как регион, отвечающий за выполнение международных обязательств Российской Федерации в части сохранения озера Байкал и Байкальской природной территории.

Учитывая уникальность озера и высочайшие экологические требования мировых стандартов, сохранить Байкал в современных условиях рыночной экономики можно только при объединении усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления и каждого человека, проживающего на территории области.

Ресурсный потенциал области обусловил ведущую роль в структуре ее промышленности следующих отраслевых комплексов: топливно-энергетическая, химическая, лесная, деревообрабаты-вающая и целлюлозно-бумажная, горно-добывающая промышленности, цветная металлургия. Эти производства являются основными загрязнителями окружающей среды и требуют повышенного внимания от органов государственной власти к вопросам охраны окружающей среды и экологической безопасности.

По данным государственной статистической отчетности, в 2007 году 522 предприятия области выбросили в атмосферу 489,8 тыс. тонн загрязняющих веществ (2006 год — 520 тыс. тонн). На этих предприятиях сосредоточено 21540 стационарных источников загрязнения атмосферы, из них 14791 (68%) — организованных.

Анализ результатов наблюдений за загрязнением атмосферы на территории области свидетельствует о том, что очень высокий уровень загрязнения на протяжении последних лет регистрируется в городах Братске, Иркутске, Зиме, Шелехове. Поэтому эти города включаются в приоритетный список городов Российской Федерации с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Высокий уровень загрязнения воздуха отмечается в городах Железногорск-Илимский, Усолье-Сибирское, Черемхово.

В 2007 году суммарный забор воды из природных водных объектов сократился на 17% по сравнению с 2006 годом. Наиболее крупными потребителями являются предприятия электроэнергетики, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, химической и нефтехимической промышленности, цветной металлургии.

По объему сброса загрязненных вод лидируют следующие города: Братск (22,4% от общего сброса), Ангарск (18%), Иркутск (12,1%), Усть-Илимск (8,6%), Усолье-Сибирское (6,4%). Наибольшему загрязнению подвергаются Братское и Усть-Илимское водохранилища, бассейн реки Ангары. Очистные сооружения в городах Шелехове, Нижнеудинске, Саянске и Черемхово не обеспечивают должного уровня очистки сточных вод, в результате этого весь их объем не соответствует нормативному уровню. Такое же положение отмечается и в ряде районов области (Ангарский, Братский, Заларинский, Казачинско-Ленский, Киренский, Нижнеудинский, Усть-Илимский, Слюдянский, Усть-Кутский, Черемховский и Чунский).

В водоемы области вместе со сточными водами за 2007 год поступило 287,1 тыс. тонн хлоридов (2006 — 288,1 тыс. тонн), 64,5 тыс. тонн сульфатов (2006 — 68,1 тыс. тонн), 1,4 тыс. тонн азота аммонийного (2006 — 1,2 тыс. тонн), 0,9 тыс. тонн жиров (2006 — 0,9), 91 кг ртути (2006 — 108 кг) и ряд других веществ.

Мы вынуждены признать, что к началу 2009 г. экологическая ситуация в Иркутской области катастрофическая. Новые проблемы расширения промышленного производства накладываются на нерешенные проблемы прошлого: всесоюзная свалка мышьяка в Свирске, созданная и брошенная на произвол судьбы пятьдесят лет назад военно-промышленным комплексом уже отравляет жителей города и грозит реке Ангара, брошенный цех ртутного электролиза на ОАО «Усольехимпром» в г.Усолье-Сибирское является причиной ртутного загрязнения окрестностей завода, Братского водохранилища на Ангаре, рыб и через них — местного населения (особенно страдают дети), возрастающее загрязнение фтором вокруг разрастающихся алюминиевых заводов компании РУСАЛ, накопление отходов обогащения урана на Ангарском электролизном химическом комбинате атомной промышленности.

По данным муниципальных образований, 56 объектов (канализационные очистные сооружения) требуют капитального ремонта или реконструкции, так как эксплуатируются с нарушением проектной технологии биологической очистки сточных вод, и многие работают в режиме отстойников.

Необходимо в срочном порядке решать проблему улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки, обусловленной возгоранием лигнина, накопившегося на полигоне в результате деятельности Зиминского гидролизного завода. Программой предполагается организовать производство по переработке лигнина.

Остается не решенной до настоящего времени проблема ртутного загрязнения.

По масштабам поступления ртути в окружающую среду (более чем 3450 тонн) и его потенциальной опасности Приангарье сопоставимо с наиболее известными в мире примерами ртутного загрязнения. Основные скопления ртути находятся в рыхлых отложениях промплощадок и в шламонакопителях ООО «Усольехимпром» и ОАО «Саянскхимпласт», которые постепенно рассеиваются в окружающую среду в связи с эмиссией в атмосферу поверхностными и подземными стоками. Эта проблема остается одной из приоритетных экологических проблем Иркутской области, решение которой выходит за областные рамки и требует федеральной поддержки.

Ангарский электролизный химический комбинат, занимающийся обогащением урана с 1954 г. все отходы хранит на своей территории. Если первоначально санитарно-защитная зона комбината составляла 3 км, то теперь её фактически нет, так как она приравнена к промплощадке и зоне физической защиты. На 2000 г. в хранилище находилось 803,6 т отходов . По данным специалистов из открытых источников, это результат снабжения топливом 2-х АЭС. Мы не знаем, насколько увеличится мощность предприятия, сколько АЭС собираются обеспечить топливом за счет АЭХК, но совершенно определенно это приведёт к тому, что количество отходов на его тер

Свежие документы:  Математическая игра для учеников 5-8 классов «Что? Где? Когда?» по алгебре

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Алгебра: