Урок алгебры в 8 классе Учитель: Барсукова Н.А.
Тема урока: Теорема Виета
Тип урока: открытие новых знаний
Технология: проблемно – диалогическая
Цель урока: изучить теорему Виета и теорему, обратную теореме Виета
Задачи урока:
Образовательные:
— формировать умение применять теорему Виета и теорему, обратную теореме Виета в приведенных квадратных уравнениях;
— совершенствовать навык решения квадратных уравнений;
— обеспечить мотивацию к учебной деятельности как одно из средств развития и социализации личности учащихся.
Развивающие:
— формировать самостоятельность и коммуникативность;
— создавать условия для проявления познавательной активности учащихся;
— учить формулировать проблему, выдвигать гипотезы и искать их подтверждение, формулировать и высказывать суждения.
Воспитательные:
— воспитание личностно значимых ценностей (установка на самообразование, самооценку);
— воспитывать культуру умственного труда.
Материалы к занятию: презентация, лист самооценки (Приложение), задания на карточках, эталоны и критерии для проверки и оценки, карточки для рефлексии.
Ход урока
I.Организационный момент (1 мин)
— Приветствие учителя.
— Прочитайте высказывание Бернарда Шоу (ирландский драматург, философ и прозаик): «Единственный путь, ведущий к знаниям, — это деятельность»(Слайд 1)
-Сегодня, мы с вами будем трудиться в поисках научной истины. Пожелайте друг другу удачи.
II. Актуализация знаний(5 мин)
— Какую тему мы изучаем последние уроки? (Квадратные уравнения)
— Какие уравнения называются квадратными?
— Какие уравнения называются приведенными квадратными?
— Можно ли неприведенное квадратное уравнение представить в виде приведенного?
— Каким образом?
-Запишите на доске и в тетрадях общий вид приведенного квадратного уравнения
(х2 + px + q = 0) (способ выполнения: 1 ученик у доски, остальные в тетрадях)
-Задание №1.Преобразуйте квадратное уравнение в приведенное(Слайд 2)
а) 3х2 + 6х – 12 = 0
б) 3х2 – 7 = 0
в)5х2 — 10х + 2 = 0
г) 4х2 – 13 = 0
— Выполним самопроверку (Слайд 3)
— Возьмите лист самооценки и поставьте себе отметку за это задание по следующим критериям:
«5» — преобразованы правильно 4 уравнений
«4» — преобразованы правильно 3 уравнения
«3» — преобразованы правильно 2 уравнения
«2» — не выполнено задание или преобразованы правильно 1 уравнение
— Задание №2. Решите уравнения(Слайд 4).
а) х2 + 6х + 5 = 0
б) х2 – х – 12 = 0
в) х2 + 5х + 6 = 0
г) х2 + 3х – 10 = 0
— Выполним самопроверку. Возьмите лист самооценки и поставьте себе отметку за это задание по следующим критериям(Слайд 5)
«5» — решены верно 4 уравнений
«4» — решены верно 3 уравнения
«3» — решены верно 2 уравнения
«2» — не выполнено задание или решены правильно 1уравнение
— Кто по всем заданиям поставил себе отметку «5»? Возможно, «2»?
Итог: Общая оценка результата и индивидуальная словесная оценка учителем (обозначение высоких результатов, указание тем ученикам, кому нужно еще закрепить знания по этой теме).
III.Создание проблемной ситуации (2 мин)
— А сейчас я приглашаю вас в сказку «Попадет ли Золушка на бал»?(Слайд 6)
В некотором царстве, в некотором государстве произошла такая история. Король пригласил всех жителей своей сказочной страны на бал, но злая мачеха не хотела брать с собой свою падчерицу Золушку(Слайд 7).
Мачеха: Золушка, ты сможешь поехать на бал, если за 5 минут найдешь сумму и произведение корней 20 уравнений.
Золушка: Я хорошо решаю уравнения, но за 5 минут мне никак не успеть!!!
Учитель: На помощь Золушке спешит Фея.
Золушка: Здравствуй, дорогая Фея! (Слайд 8)
Фея: Золушка, не горюй. Я открою тебе секрет, и ты справишься с заданием даже быстрей!
И Фея открыла Золушке секрет. А этот секрет, который вы сами откроете, и будет являться темой нашего урока.
Золушка: Я все поняла, дорогая Фея! Спасибо!(Слайд 9)
И через 5 минут Золушка дала ответы. А вы сможете найти суммы и произведения корней этих уравнений так же быстро? (Слайд 10) (Нет)
IV. Выдвижение гипотез (3 мин)
— Почему вы не можете также быстро выполнить это задание? (Не знаем секрета, не знаем быстрого способа определения суммы и произведения корней приведенных квадратных уравнений).
— Как вы думаете, с чем могут быть связаны корни квадратного уравнения? (C коэффициентами).
— Какой у вас возникает вопрос? Что вам предстоит выяснить? (Существует ли связь между корнями и коэффициентами приведенного квадратного уравнения? Если да, то какова эта связь?)(Слайд 11)
— Сформулируйте цель своей деятельности (Узнать, существует ли связь между корнями и коэффициентами приведенного квадратного уравнения. Если да, то какова эта связь.)
— Предположите, существует связь между корнями и коэффициентами или нет? Какова она? (Выдвижение гипотез, учитель все принимает)(Слайд 12)
— Если есть версии, нужно их проверить.
V. Открытие нового знания (12 мин)
2 ученика работают на закрытой доске, находят сумму и произведение корней приведенного квадратного уравнения, записанного в общем виде.
В уравнении х2 + pх + q = 0 D>0. Найдите сумму и произведение корней.
— Сейчас мы проведем небольшую исследовательскую работу. Работать будете в группах по 4 человека. Прочитайте задание на карточке. Вы должны заполнить таблицу, проанализировать ее, найти закономерность, и определить связь корней с коэффициентами, сделать вывод.
Каждая группа получает таблицу: уравнения выписаны из домашнего задания.
p | q | Корни | Сумма корней | Произведение корней | |
х2 + 6х + 5 = 0 | 6 | 5 | х1= -1, х2= -5 | -6 | 5 |
х2 – х – 12 = 0 | -1 | -12 | х1= 4, х2= -3 | 1 | -12 |
х2 + 5х + 6 = 0 | 5 | 6 | х1= -3, х2= -2 | -5 | 6 |
х2 + 3х – 10 = 0 | 3 | -10 | х1= -5, х2= 2 | -3 | -10 |
Проверка выполнения заданий в группах и на доске, выводы(Слайд 13)
Общий вывод:
— Ваше предположение подтвердилось? (да)
— Сделайте вывод(Связь между корнями и коэффициентами приведенного квадратного уравнения существует) (Слайд 14)
-Какова она? (Сумма корней равна второму коэффициенту р взятому с противоположным знаком, а произведение равно свободному члену q).
— Вывод: Утверждение верно для всех уравнений, имеющих корни (Слайд15)
— Это утверждение называется теоремой Виета, названной в честь французского математика Франсуа Виета.
— Послушайте небольшую историческую справку об этом математике. (Выступление ученика, сопровождающееся презентацией с портретом Виета)
Сообщение. Впервые эту закономерность открыл Франсуа Виет (1540-1603). Этот ученый ввел систему алгебраических символов, разработал основы элементарной алгебры. Он был одним из первых, кто числа стал обозначать буквами, что существенно развило теорию уравнений.
— Какой же секрет открыла Фея Золушке (Теорему Виета)(Слайд 16)
— Назовите тему урока.
— Прочитаем теорему в учебнике (стр.127).
— Запишите теорему в виде символов в тетрадь(Слайд 17)
— В этой теореме о каких квадратных уравнениях идет речь? (О приведенных)
-Как быть с неприведенными? (Вначале представить в виде приведенных и применить теорему Виета). Что вы умеете делать с неприведенными квадратными уравнениями?
— Запишите в виде символов в тетрадь(Слайд 18)
— Для закрепления теоремы Виета я предлагаю вам послушать стихотворение «Теорема Виета».
По праву достойна в стихах быть воспета
О свойствах корней теорема Виета.
Что лучше, скажи, постоянства такого:
Умножишь ты корни – и дробь уж готова:
В числителе с, в знаменателе а;
А сумма корней тоже дроби равна.
Хоть с минусом дробь эта, что за беда –
В числителе b, в знаменателе а.
— Существует и теорема, обратная теореме Виета. Прочитайте ее в учебнике и запишите в тетрадь дома на стр. 128,
VI. Применение новых знаний (7 мин)
Задание №1 (5 мин)
— Теперь вы сможете также быстро, как Золушка, найти суммы и произведения корней 20 уравнений? (Да).
— Что будете применять? (Теорему Виета). Сумму и произведение корней первых 10 уравнений находите, работая в паре, а оставшихся 10 решаете самостоятельно.
x2 + pх + q = 0
| x1 + x2 | x1 · x2 | |
1. | x2 + 17x — 38 = 0 |
|
|
2. | x2— 16x + 4 = 0 |
|
|
3. | 3x2 + 8x — 15 = 0
|
|
|
4. | 7x2 + 23x + 5 = 0
|
|
|
5. | x2 + 2x — 3 = 0 |
|
|
6. | x2 + 12x + 32 = 0 |
|
|
7. | x2— 7x + 10 = 0 |
|
|
8. | x2— 2x -3 = 0 |
|
|
Эталон для самопроверки задания №1
x1 + x2 = -17; x1 • x2 = -38.
x1 + x2 = 16; x1 • x2 = 4
3. x1+ x2 = -8/3 ; x1 • x2 = -5.
x1 + x2 = -23/7; x1 • x2 = 5/7.
x1 + x2 = — 2; x1 • x2 = -3.
x1 + x2 = -12; x1 • x2 = 32.
7. x1 + x2 = 7; x1 • x2 = 10.
8. x1 + x2 = 2; x1• x2 = -3.
— Выполните самопроверку по эталону и поставьте отметку по критериям:
«5» — правильно найдены суммы и произведения в 7-8 уравнениях
«4» — правильно найдены суммы и произведения в 5-6 уравнениях
«3» — правильно найдены суммы и произведения в 3-4 уравнениях
«2» — правильно найдены суммы и произведения менее 2уравнений.
— Кто справился с этим зданием в полном объеме?
— Изучая новый материал, мы повторили ранее изученный.
— А теперь поставьте себе отметку за весь урок, основываясь на те отметки в листах самооценки, которые вы ставили себе на протяжении урока.
VII. Рефлексия(2 мин)
— Сформулируйте теорему Виета.
— Сформулируйте теорему, обратную теореме Виета.
— Что побудило нас к открытию нового знания? (Поставленная проблема)
— Вы открывали новое знание сами или учитель сам рассказал вам теорему Виета?
— Заполните шкалы в соответствии с вопросами в листе самооценки:
1) я понял(а) тему урока
2) я сделал(а) открытие нового знания сам
3) мне было комфортно на уроке
4) я доволен(а) собой.
VIII. Домашнее задание (1 мин)
Теорема Виета, №580 (а-г), №581 (в, г)
Приложение
Лист самооценки ФИ___________________________________
Домашнее задание | Задание №1 | Итог всего урока | ||
№1 | №2 | «5» — правильно найдены суммы и произведения в 7-8 уравнениях; «4» — в 5-6уравнениях; «3» — в 3-4 уравнениях; «2» — менее 3. |
| |
Отметка |
|
|
|
|
Лист самооценки
2. 3. 4.
да да да да
нет нет нет нет
Карточка № 1
x2 + pх + q = 0
| x1 + x2 | x1 · x2 | |
1. | x2 + 17x — 38 = 0 |
|
|
2. | x2— 16x + 4 = 0 |
|
|
3. | 3x2 + 8x — 15 = 0
|
|
|
4. | 7x2 + 23x + 5 = 0
|
|
|
5. | x2 + 2x — 3 = 0 |
|
|
6. | x2 + 12x + 32 = 0 |
|
|
7. | x2— 7x + 10 = 0 |
|
|
8. | x2— 2x -3 = 0 |
|
|
|
|
|
|
|
p | q | Корни | Сумма корней х1+х2 | Произведение корней х1* х2 | |
х2 + 6х + 5 = 0 |
|
| х1= , х2= |
|
|
х2 – х – 12 = 0 |
|
| х1= , х2= |
|
|
х2 + 5х + 6 = 0 |
|
| х1= , х2= |
|
|
х2 + 3х – 10 = 0 |
|
| х1= , х2= |
|
|