Директор МБОУ «Марьяновская средняя общеобразовательная школа» |
29.08.2014 01.09.2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
Алгебра
в 9 классе
Составитель: учитель I квалификационной категории
МБОУ «Марьяновская средняя общеобразовательная школа»
Морозкина Г.Г.
2014
1.Пояснительная записка
1.1 Цель изучения алгебры
Изучение алгебры в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
формирование прочных и осознанных математических знаний и умений, необходимых учащимся в повседневной жизни и будущей трудовой деятельности;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
1.2 Общая характеристика учебного предмета.
Алгебра. Изучение алгебры нацелено на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира (одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у обучающихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
1.3. Место учебного предмета в учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение алгебры в 9 классе отводится 102 часа из расчета 3 ч в неделю. Из них контрольных работ 9 часов, которые распределены по разделам следующим образом: «Входная контрольная работа» 1 час, «Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений» 1 час, «Степень с рациональным показателем» 1 час, «Степенная функция» 1 час, «Прогрессии» 2 часа, «Случайные события» 1 час, «Случайные величины» 1 час, «Множества и логика» 1 час и 1 час отведен на итоговую административную контрольную работу.
Уровень обучения – базовый.
Ведущими методами обучения предмету планируется использовать: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: дифференцированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.
Рабочая программа по алгебре разработана на основе:
государственных образовательных стандартов по математике 1998г.,
Обязательного минимума содержания математического образования,
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика 5-11. Составитель Г.М.Кузнецов, Н.Г. Миндюк, М.: Дрофа,2004.,
методических рекомендаций к разработке календарно-тематического планирования по УМК Алимова Ш.А. Алгебра. 9 класс. — М.: Просвещение, 2012.
1.4. Результаты освоения курса:
обучить делению многочленов, решению алгебраических уравнений и систем уравнений.
сформировать понятие степени с целым показателем; выработать умение выполнять преобразования простейших выражений, содержащих степень с целям показателем; ввести понятие корня n-ой степени и степени с рациональным показателем.
выработать умение исследовать по заданному графику функции , , , , , .
познакомить учащихся с понятиями арифметической и геометрической прогрессий.
познакомить учащихся с различными видами событий, с понятием вероятности события и с различными подходами к определению этого понятия; сформировать умения нахождения вероятности события, когда число равновозможных исходов испытания очевидно; обучить нахождению вероятности события после проведения серии однотипных испытаний.
сформировать представления о закономерностях в массовых случайных явлениях; выработать умение сбора и наглядного представления статистических данных; обучить нахождению центральных тенденций выборки.
2. Тематическое планирование
Наименование разделов и тем | Всего часов | Контр работы | |
1 | Повторение курса 8 класса | 5 | 1 |
2 | Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений. | 20 | 1 |
3 | Степень с рациональным показателем | 12 | 1 |
4 | Степенная функция | 17 | 1 |
5 | Прогрессии | 13 | 1 |
6 | Случайные события | 7 | 1 |
7 | Случайные величины | 6 | 1 |
8 | Множества. Логика | 7 | 1 |
9 | Итоговое повторение | 15 | 1 |
|
|
|
|
| ИТОГО | 102 | 9 |
3. Содержание учебного предмета
3.1 Планируемые результаты изучения алгебры
ЗНАТЬ
| УМЕТЬ
| |
Повторение курса 8 класса | • Понятие неравенства, числовых промежутков, систем неравенств | решать неравенства и системы неравенств |
1.Уметь решать квадратные, рациональные уравнения, сводящиеся к ним. 2.Уметь решать системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы. 3.Уметь решать текстовые задачи алгебраическим методом. 4.Знать как используются уравнения и системы уравнений на практике. 5.Знать понятие функции, свойства функций. | 1.Уметь решать алгебраические уравнения высших степеней и уравнения, сводящиеся к ним. 2.Уметь решать системы линейных и нелинейных уравнений. 3.Уметь решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи.
| |
2. Степень с рациональным показателем | — свойства степени с натуральным и рациональным показателем; — свойства арифметического корня;
| — выполнять основные действия со степенями с целыми показателями; — применять свойства арифметических квадратных корней для вычислений значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни |
3.Степенная функция
| — определение функции; — как математически степенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания.
| — находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу. — находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей. — определять свойства степенной функции по ее графику. — описывать свойства степенных функций, строить их графики. — применять графические представления при решении уравнений, неравенств и систем. — использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами. |
4. Прогрессии. | : — определения арифметической и геометрической прогрессий; — формулы n-го члена и суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессий;
| — распознавать арифметические и геометрические прогрессии. — решать несложные задачи с применением формул общего члена и суммы нескольких первых членов прогрессий |
5.Случайные события
| — виды событий; — понятие вероятности события | — решать несложные комбинаторные задачи; — решать комбинаторные задачи с использованием правила умножения; — находить вероятности случайных событий в простейших случаях.
|
6.Случайные величины
| знать понятия таблицы распределения, полигоны частот, генеральная совокупность и выборка, размах и центральные тенденции
| — извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; — составлять таблицы; — строить диаграммы и графики; — вычислять средние значения результатов измерений; — использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией. |
7. Множества. Логика | находить на числовом множестве разность множеств, дополнение до множества, пересечение и объединение множеств.
| находить расстояние между двумя точками, записывать уравнение окружности с заданным центром и радиусом записывать уравнение прямой, проходящей через заданные точки; устанавливать взаимное расположение прямых |
Повторение курса алгебры | как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач; • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания; • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
| использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; • нахо¬ждения нужной формулы в справочных материалах; • моделирования практических ситуаций и исследования по¬строенных моделей с использованием аппарата алгебры; |
Разделы и темы уроков | Кол уроков | Тип урока | Виды самост. работы | Дата план | Дата факт | ||||||||
1 | Квадратные корни Квадратные уравнения | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Проблемные задания | 2.09
|
| |||||||
2 | Неравенства с одной переменной | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний |
| 4.09 |
| |||||||
3 | Квадратные неравенства | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Фронтальный опрос, самостоятельное решение заданий | 6.09 |
| |||||||
4 | Квадратичная функция, её свойства и график | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Фронтальный опрос, самостоятельное решение заданий | 9.09
|
| |||||||
5 | Входная диагностическая работа № 1 | 1 | Урок проверки знаний и умений | Индивидуальное решение контрольных заданий | 11.09 |
| |||||||
6 | Деление многочленов. | 3 | Урок ознакомления с новым материалом | Фронтальный опрос | 13.09 |
| |||||||
7 | Деление многочленов. | Урок закрепления изученного | индивидуальная работа по карточкам | 16.09 |
| ||||||||
8 | Деление многочленов. | Урок применения знаний и умений | Самостоятельная работа | 18.09 |
| ||||||||
9 | Решение алгебраических уравнений | 3 | Урок ознакомления с новым материалом |
| 20.09
|
| |||||||
10 | Решение алгебраических уравнений | Урок закрепления изученного | индивидуальная работа по карточкам | 23.09
|
| ||||||||
11 | Решение алгебраических уравнений | Урок применения знаний и умений | Проверочная работа | 25.09 |
| ||||||||
12 | Уравнения, сводящиеся к алгебраическим | 3 | Комбинированный |
| 27.09 |
| |||||||
13 | Уравнения, сводящиеся к алгебраическим | Урок применения знаний и умений | Проверка домашнего задания в парах | 30.09
|
| ||||||||
14 | Уравнения, сводящиеся к алгебраическим | Урок применения знаний и умений Проблемный | Проверочная работа | 2.10
|
| ||||||||
15 | Системы нелинейных уравнений с двумя неизвестными. | 3 | Комбинированный |
| 4.10 |
| |||||||
16 | Системы нелинейных уравнений с двумя неизвестными. | Урок применения знаний и умений | Проверка домашнего задания в парах | 7.10
|
| ||||||||
17 | Системы нелинейных уравнений с двумя неизвестными. | Урок применения знаний и умений Исследовательский | Проверочная работа | 9.10
|
| ||||||||
18 | Различные способы решения систем уравнений | 3 | Комбинированный
|
| 11.10 |
| |||||||
19 | Различные способы решения систем уравнений | Урок применения знаний и умений Исследовательский | Работа с демонстрационным материалом | 14.10 |
| ||||||||
20 | Различные способы решения систем уравнений | Урок применения знаний и умений Проблемный | Проверочная работа | 16.10 |
| ||||||||
21 | Решение задач с помощью систем уравнений | 3 | Комбинированный |
| 18.10
|
| |||||||
22 | Решение задач с помощью систем уравнений | Урок применения знаний и умений Проблемный | Индивидуальная работа по карточкам | 21.10 |
| ||||||||
23 | Решение задач с помощью систем уравнений | Урок применения знаний и умений Исследовательский | Проверочная работа | 23.10
|
| ||||||||
24 | Решение задач по теме «Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Тестовая работа | 25.10 |
| |||||||
25 | Контрольная работа № 2 по теме Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений». | 1 | Урок проверки знаний и умений | Индивидуальное решение контрольных заданий | 28.10
|
| |||||||
26 | Степень с целым показателем | 2 | Урок ознакомлния с новым материало |
| 30.10 |
| |||||||
27 | Степень целым показателем | Урок закрепления изученного |
| 01.11
|
| ||||||||
28 | Арифметический корень натуральной степени
| 2 | Урок ознакомления с новым материалом |
| 11.11
|
| |||||||
29 | Арифметический корень натуральной степени | Урок закрепления изученного | Математический диктант с взаимопров | 13.11 |
| ||||||||
30 | Свойства арифметического корня | 2 | Урок Проблемный ознакомления с новым материалом |
| 15.11
|
| |||||||
31 | Свойства арифметического корня | Урок закрепления изученного Поисковый | математический диктант с взаимопроверкой | 18.11 |
| ||||||||
32 | Степень с рациональным показателем | 2 | Урок ознакомления с новым материалом | Фронтальный опрос | 20.11
|
| |||||||
33 | Степень с рациональным показателем | Урок закрепления изученного Поисковый | <td