Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 35г. Ставрополя
«Свойства логарифмов»
урок алгебры в 11 классе
Разработан учителем математики
МБОУ лицея № 35
г. Ставрополя
Улитиной Людмилой Владимировной
Свойства логарифмов.
Цели:
Сформировать: знание определения логарифма;
знание основного логарифмического тождества;
знания основных свойств логарифмов
навыки практического применения:
логарифм произведения
логарифм частного
логарифм степени
Формировать умения применять определение логарифма и основные свойства логарифмов при тождественных преобразований логарифмических выражений;
Воспитывать внимание, умение анализировать, сравнивать и делать выводы;
Продолжить формирование у учащихся навыков само и взаимоконтроля, воспитывать потребность доказательного аргументирования полученных знаний.
I. Добрый день! На этом уроке мы продолжим работу с логарифмами.
Прежде проверим домашнюю работу.
2 ученика у доски показывают решение дом. задания
1 уч. № 14.9 Ответы: а) 1; б) 1; в) -2; г) 1.
2 уч. № 14.10 Ответы: а) 1; б) 2.
Сегодня на уроке мы закрепим определение логарифма и его применение. Изучим свойства логарифма.
Катя, что ты знаешь о логарифмах? (спросить несколько учеников)
Ответ:
■ Определение (читают);
■ Основное логарифмическое тождество (с записью на доске);
■ Запись выражения, содержащего логарифм.
II.Вопрос: Какую цель ты ставишь на сегодняшний урок?
Предполагаемые ответы:
Закрепить определение логарифма;
Закрепить применение определения логарифма;
Изучить свойства логарифмов;
Научиться применять свойства логарифмов.
III. Самостоятельная работа учащихся по вариантам (10 минут)
С целью проверки знаний, умений и навыков. Работы выполняют на отдельных листочках и сдают учителю.
ВАРИАНТ 2 | |||
Найдите число х | ответы | Найдите число х | ответы |
log 2х=2 |
| log3х=2 |
|
log 2х=3 |
| log3х=2 |
|
log 2х=-2 |
| log3х=-3 |
|
log 2х=1/2 |
| log3х=1/3 |
|
log2х=-1/2 |
| log3х=-1/3 |
|
log х81=4 |
| log х1/4= -2 |
|
logx1/16=2 |
| logx27=3 |
|
Упростите выражение |
| Упростите выражение |
|
1,7log1,72 = |
| 2log25= |
|
πlogπ5,2= |
| 3,8 log3,811= |
|
Самостоятельная работа. (На получение формул, вытекающих из определения)
Задание проецируется на доске.
Учитель предлагает учащимся: 1. Вычислить следующие выражения:
log 1515 ; log 601; log 88 ; log552 ; log 1212; log 81; log |6163; log 921; log 443
Выберите и запишите в отдельные столбики выражения, имеющие одинаковый смысл.
Можно ли подобрать другие выражения такого же смысла? Примеры.
Обоснуйте?
logaa=1; loga1=0; logaас = с
Полученные формулы являются основными свойствами логарифма.
V. Следующие задания проецируется на экран. Учащиеся работают в малых группах, с показом результата на доске.
log2 4 log553 13log1316 log3 27 log 66 log773 log91 log31 log15154 16log165 |
Установите соответствие между левой и правой частями предлагаемой записи.
Объясните, почему Вы установили такое соответствие.
VI.
Задание: Выписать свойства логарифмов в тетрадь из текста учебника с.112.
Учитель проецирует свойства логарифмов на экран, учащиеся дописывают те свойства, которых нет в учебнике.
1. loga1=0 | Логарифм единицы | |
2. logaa=1 | | |
3. logaxy= logax + logay | Логарифм произведения | |
4. logax/y= logax — logay | Логарифм частного | |
5. logaxp = p logax | Логарифм степени | |
6. loga1/b= — logab | Логарифм обратной величины | |
x≠0, a>0, b>0, a≠0, b≠1. | 7. logax b=1/x logab
| Избавление от степени в основании логарифма |
8. logab= 1/ logba | Замена «аргумент — основание» | |
СЛЕДСТВИЯ | ||
| alog pb= blog pa |
|
logpnam =m/n logpa | ||
а>0, х>0, a≠1, b>0, b≠1 | logax= logbx / logba | Формула перехода к новому основанию |
Работа по учебнику. /На с.104 разобрать примеры 6, 7 и оформить их
решение в тетради./
Вопрос:
Вывод: Основные свойства логарифмов применяются при
логарифмировании выражений.
VII. Обобщение и систематизация знаний.
/учащиеся решают на с.87 №16.1, 16.3; 16.7(а, в)
VIII. Домашнее задание:
1.п.14, 16 выучить свойства № 16.2; 16.4.Задания16.7(в, г), 16.10(а, г) ( по выбору)
2. Доказать основные свойства логарифмов. (По желанию)
Ресурсы:
1.Учебник: Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс: В двух частях. Ч.1.:Учебник Профильный уровень. М.:Мнемозина, 2008;
2. Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс: В двух частях. Ч.2.:3адачник Профильный уровень. М.:Мнемозина,2008.
3