Формирование навыков устной речи у учащихся по УМК серии «FORWARD» 5 класс
Целью обучения говорению в школе является развитие у учащихся способности осуществлять устное речевое общение, в разнообразных ситуациях выражая при этом свое отношение к воспринятой информации или предмету высказывания в соответствии с их реальными потребностями и интересами.
В программе по английскому языку для начальной школы автора М.В. Вербицкой В разделе Предметные результаты в коммуникативной сфере : Коммуникативная компетенция ( владение иностранным языком как средством общения ) прописано «1.Выпускник научится:
-вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения; диалог-расспрос(вопрос-ответ) и диалог-побуждение к действию;
— на элементарном уровне описывать предмет, картинку, персонаж;
-на элементарном уровне рассказывать о себе, семье, друге.
2. Выпускник получит возможность научиться:
-участвовать в элементарном диалоге-расспросе, задавая вопросы собеседнику и отвечая на его вопросы;
-воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора, детские песни;
-составлять краткую характеристику персонажа;
— кратко излагать содержание прочитанного текста».
Учебник отвечает всем современным требованиям, предъявляемым к учебным пособиям нового поколения. Материалы учебника соответствуют возрастным особенностям учащихся, учитывают его способности, возможности и интересы. Содержание учебного материала позволяет использовать новые педагогические технологии современных средств обучения, такие как дифференциация, индивидуализация обучения школьников, проектная работа и др.
В данном УМК все упражнения ставят перед учащимися задачу совершить какой-либо речевой поступок, решить какую-либо речемыслительную задачу. Ситуации общения и разнообразные способы вовлечения детей в общение побуждают их к говорению, позволяют постепенно преодолевать языковой барьер. В этом особенность обучения устной речи в данном УМК. Сначала — ситуацият(проблема), выступающая своеобразным маяком, за ней следует лексико-грамматический аспект речи. Таким образом, сначала создается потребность в использовании языковых средств, за тем следует удовлетворение этой потребности через систему упражнений
Обучение говорению базируется на сюжете, интересном для детей данного возраста, что также является стимулом для говорения. Сюжетная ситуация подкрепляется картинками, разнообразными тренировочными упражнениями, играми. В программе по английскому языку 2-4 классы автор Вербицкая в планируемых результатах прописано: « …в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх, в ходе овладения языковым материалом английского языка у младших школьников будут развиваться речевые, интеллектуальные ,и познавательные способности, личностные качества, внимание, мышление, память и воображение».
Ценно то, что авторы УМК ввели в структуру урока элементы ручного труда. Процесс изготовления поделок и их использование в играх, диалогах создает на уроке коммуникативные ситуации, необходимые для обучения учащихся говорению. В рабочей тетради содержатся задания по изготовлению одежды для кукол, робота, поздравительной открытки, волчка для настоль ной игры, пальчиковых кукол для разыгрывания диалогов в сюжетно-ролевых играх, макета ракеты изготовление игрушечной мебели, календаря, масок, геометрических фигур. С их по мощью происходит отработка языкового материала, а задания на драматизацию учебных диалогов повышают мотивацию к изучению английского языка
Ситуации общения, предлагаемые авторами учебника, соответствуют возрастным интересам школьников и максимально приближены к реальными характерным для культуры данной страны (например, встреча в парке, магазине, в гостях, и т. д.)
.В учебнике 5 класса это такие темы как « Давай сделаем журнал», « Соревнование», «На киностудии», « В Америку», « Праздники в США», « Интересы и хобби», « Немного истории» .
Разберем на примере раздела 10 «Интересы и хобби» как происходит процесс обучения устной речи. Сначала дается ситуация о происхождении слова хобби и информация об истории возникновения таких хобби, как коллекционирование марок и монет.
После ответов на вопросы (упр.2.,3) дается задание discuss in pairs и три вопроса на обсуждение в парах: What is your hobby? Would you like to collect coins? What is your favorite kind of jigsaw puzzle?
Задания на говорение упр. 11 What instruments do you play? Поговорите в парах.
упр. 12. Прослушайте интервью, повторите вопросы, задайте вопросы своему другу.
упр.16. Игра-цепочка. Используй концовку предыдущего предложения, как начало следующего.
Упр.22. Представь, что ты продюсер, видеорежиссер . Чем ты занимаешься? Поговори со своим другом.
Упр.27. Поговори со своим другом о планах на будущее..
Упр.31. Поговори о своих интересах со своим другом .
Интересный прием для активизации навыков говорения: Составь предложения с помощью Interest meter(стр.20)
И в конце этого раздела проект упр. 40 Work in groups and choose one of these ideas.
Желание говорить появляется у ученика только в реальной или воссозданной ситуации, личнозначимой для говорящих.Например в разделе 8 Праздники в США: упр.8 задание Talk to your friend «Ты хотел бы поехать в Америку?», «Что бы ты хотел увидеть там?»При такой постановке задачи , учащиеся начинают вспоминать все .что они знают о США и им хочется высказать все, что они знают по этой теме ; упр.21 ролевая игра- Сем , Максим , Вера, Кейт обсуждают куда пойти. Пользуясь рекламными проспектами предыдущего упражнения и фразами в рамочке «Useful words and phrases» учащиеся строят разговор в группе.
При этом широко используется наглядность, с помощью которой обозначаются речевые ситуации, обеспечивается необходимый уровень языковых, речевых, содержательных опор и ситуативных подсказок, дается фоновая информация социокультурного характера.
Важно то, что у школьников проявляются мотивы поиска контактов и сотрудничества с другими учащимися; овладение способами такого сотрудничества становится целью.
Перед всеми упражнениями в учебнике есть зеленые рамочки, где прописано какой вид деятельности, представлен в нем. Например: Listening and speaking, grammar and speaking, reading and speaking Таким образом, мы видим, что почти в каждом упражнении дано задание на отработку навыков устной речи : в монологической или диалогической форме. Формирование навыков устной речи происходит через работу в парах и группах. Работа в парах позволяет оптимизировать учебный процесс, предоставляя учащимся возможность больше говорить на уроке по-английски, активно участвовать в учебной деятельности. Работа в малых группах позволяет значительно активизировать деятельность каждого ученика на разных этапах формирования, совершенствования и творческого. применения речевого материала. Каждому члену группы предоставляется возможность для общения на иностранном языке в ходе выполнения совместного задания. Учащиеся активизируют внимание к речевым поступкам других членов группы, каждый школьник имеет возможность выполнять контролирующие и оценочные функции.
В УМК» FORWARD» грамотно подобран страноведческий и лингвострановедческий материал, представлена актуальная и интересная информация о жизни и быте в Великобритании, Австралии, США, иллюстрации, интересные коммуникативные упражнения и захватывающие сюжетные линии позволяют успешно формировать у учащихся навыки устной речи.