Итак, коммуникативный подход. Исходя из определения коммуникации как общения мы решаем для себя, что устная речь — это приоритет, ей надо учить целенаправленно и последовательно, и твердо идем к поставленной цели. Вполне успешно ребята учат слова, запоминают целые фразы, из которых строят вполне осмысленные диалоги. Но, согласитесь, случается и такое, что милый ребенок, подававший огромные надежды, бойко отвечающий на расспросы о себе и вызывающий умиление у взрослых, показывая пальчиком и называя предметы, а еще и давая определения им, внезапно теряет интерес к изучению языка и перестает быть успешным. Казалось бы, что могло произойти? Ведь он так хорошо все до сих пор понимал, а вот не может извлечь информацию из элементарного текста или записать пары связных предложений.
На самом деле ситуация объяснима: ребенок, обладая умениями в таких видах речевой деятельности, как говорение и аудирование, не чувствует себя успешным в других — чтении и письме. Мы не случайно упомянули их вместе, так как чтение, являясь рецептивным видом речевой деятельности, связано самым тесным образом с письмом — продуктивным видом деятельности, поскольку и чтение, и письмо пользуются графической системой языка. Так вот оно что! Ребенок перестает себя чувствовать успешным, его мотивация снижается, следствием чего становится снижение интереса к предмету и, соответственно, уровня языковых знаний и речевых умений.
То, чему учить, мы все знаем, но вопрос — как?
На этом бы и хотелось заострить внимание.
На начальном этапе обучения мы учим детей фонетически правильному произношению звуков иностранного языка, акцентируя внимание на разнице гласных и согласных звуков. И тут же хотелось бы предостеречь от такой распространенной дефиниции, к которой прибегают учителя, работая с младшими школьниками, как «тянущиеся» — гласные, «не тянущиеся» — согласные. Почему? Все очень просто, перебрав ряд звуков, ребенок будет искренне недоумевать, почему S или Z не являются гласными, ведь он может «тянуть» [s] и [z] до тех пор, пока ему хватает дыхания. Я использую определение такого рода, как «гласные поются, не встречая преград», а «согласные встречают на своем пути преграды: язык, губы, зубы». Параллельно мы учим слова, начинающиеся как с гласных, так и согласных(apple, apricot, orange, cat, dog, bed и прочие, согласно лексическим темам). На начальном этапе советую максимально использовать песни, короткие стихотворения и чанты.
Песни очень ценны для мотивации детей раннего школьного возраста: петь весело, а повторение правильного репертуара песен помогает не только правильно воспринимать и произносить звуки, слова, интонировать целые предложения, но и пополнять словарный запас. Эту же цель преследуют чанты (короткие тексты, построенные на определенном ритме). Рассказывая же короткие стихи ‘rhymes’, ребенок жестикулирует, косвенно помогая себе вспомнить что-то забытое или даже произнести сложные слова или звуки. Думаю, вы замечали, насколько резче становятся движения ребенка в попытке произнести сложный звук или слово.
Второй этап — это изучение букв алфавита, но опять-таки не в том порядке, в каком они идут в алфавите, а начиная с наиболее часто встречающихся согласных. Вот тут-то следует не забыть помочь ребенку осознать, что буквы мы пишем и читаем, а звуки слышим и произносим. Например, буква Bb [bi:] дает звук [b], а буква Dd [di:] — [d], а хитрая Cc [si:] чаще говорит [k], а уж потом только [s].
The Bb says [b], the Dd says [d]. Думаю, принцип понятен.
На этом этапе форма подачи букв и звуков может быть разная. Мне удобнее писать букву несколько раз на доске, называя звук, который она дает. Затем попросить ребенка «озвучить» то, что написано. После, предварительно стерев с доски буквы, попросить ребенка написать букву по памяти, проговаривая при этом соответствующий звук. Напомню, для чтения важен именно звук, а не название буквы и знание алфавита в прямом и обратном порядке, которое мало кого научило правильному произношению и чтению. Поэтому стоит быть снисходительными, если ребенок назовет Rr не [a:], а звуком [r]. Спокойно поправьте.
После прохождения этого этапа ребенок должен уметь распознавать и называть букву и звук, который она дает, а также различать заглавные и строчные буквы.
Следующий этап — это «введение гласных», что означает прямой путь к умению прочитать слово. Что ж, действуем уже известным способом:
The Aa says [æ], the Oo says [ɔ], и так далее.
Вводя каждую гласную, параллельно следует начинать читать короткие слова с закрытым типом слога. Естественно не акцентируя внимание на названии типов слогов и прочих терминах.
К примеру, нам уже известен ряд согласных, а сегодня мы узнали, что TheAa says [æ].
Итак, слово bad.
The Bb says [b], the Dd says [d], the Aa says [æ].
[b] +[ æ] = [bæ] [bæ] + [d]= [bæd]
Слово прочитано! Причем осознанно! И пусть это даже самая простая комбинация (согласный — гласный — согласный). Порадуйтесь вместе с ребенком. Но потом дайте ему прочитать следующие слова (возможно, не без вашей помощи):
fan tan cat dad | fat Sam am cap | rag ham ram mam |
Слова Вы можете выбрать из числа изученных или, перемешав их просто с однотипными словами, но изначально желательно подобрать по принципу «пишутся, как слышатся». Изучая дальнейшее чтение гласных букв в закрытом слоге, вы усложняете задачу — перемешиваете слова.
Последующим этапом станет введение основных буквосочетаний с согласными и гласными буквами. Например, ck, ch, tch, sh, ee, ea, ow.
Когда ребенок освоит чтение коротких и простых слов, можно уже переходить и к открытому слогу, опять-таки не называя его так. Я лично использую понятие ‘magic E’. «Волшебная Е» сама не читается, но позволяет читаться гласной букве так, как она называется в алфавите. Для ребенка не сложно вспомнить, что буква Аа — это не что иное, как [ei]. (То же самое происходит и с другими буквами соответственно).
Через определенный блок выученных букв/буквосочетаний устраивается «проверка».
Например, прочитать слова на скорость:
ship cash chop catch chop ditch dish | shin chin much mush shut shod pitch | cash chill such cheek shop chap feed | sheet ditch shoot chat soon chip pool | chin week woof noon patch feet hoop |
Хотелось бы отметить, что чтение слов должно происходить параллельно с их написанием. Я не говорю обо всех читаемых словах, но наиболее употребляемые слова следует записывать. При обучении письму как параллельной чтению деятельности, уделяйте внимание развитию мелкой моторики, что необходимо для успешного владения карандашом/ручкой, и как следствие — аккуратности письма. На первых этапах обучения письму я прошу ребенка пользоваться карандашом, что снижает риск боязни ошибки и увеличивает степень комфортности на занятии (ведь ошибку легко исправить — карандаш отлично стирается ластиком, а работа остается аккуратной). И, естественно, от чтения отдельных слов следует переходить к чтению словосочетаний, коротких предложений и посильных текстов. Задача стоит не просто в механическом чтении слогов, а в том, чтобы читать осознанно, извлекать информацию.
Например:
Cat
A cat
A black cat
A black cat sat
A black cat sat on a mat.
Или:
— Hello, Mummy!
— Hello, Daddy!
— Larry, Lulu, close your eyes!
— OK!
— Open your eyes now!
— Hello, Larry! Hello, Lulu!
— Grandma! Grandpa!
—Nanny! This is Grandma and this is Grandpa!
А теперь отвлечемся от нашего желания научить ребенка читать любой ценой и попробуем поставить себя на его место. Что самое страшное? Естественно, скука!
Просто читать и писать в течение даже 10 минут сможет только самый усидчивый ребенок, и далеко не факт, что при этом он не страдает. Много ли вы знаете таких? И тут, как профессионалы, мы помним, что ведущим видом деятельности для младшего школьника является игра. Играя, ребенок готов на многое. Ведь это же интересно: азарт, жажда победы, эмоции!
Вот всего лишь несколько видов игр, которыми пользуюсь я при обучении чтению. Вы можете их изменить, в зависимости от конкретных условий вашего класса.
Игра «Найди букву». Например, раскрасить в тексте все буквы Оо желтым, а Аа красным.
Игра «Найди пару». Существует множество вариаций: от соединения заглавной и строчной буквы, до соотнесения буквы и картинки с графическим образом слова, начальной буквой которого является «наша» буква, от соединения слова полностью с его графическим образом, до нахождения рифмующихся слов.
Игра «Соедини», «Найди дорогу». Принцип известного соединения по точкам с присвоенными им буквами. Это может быть как алфавитный порядок, так и обратный алфавитный порядок.
Игра «Змейка». Из написанных без пробелов слов в строчку необходимо выделить одиночные слова.
Например, catdogfrogratchickcow
Игра «Найди слово». В квадрате, на первый взгляд состоящем из беспорядочных букв, необходимо найти слова, зашифрованные в нем. Для упрощения задачи слова следует поместить под самим «кроссвордом» или рядом с ним. Для усложнения — разместить рисунки, символы или русский вариант слова.
ffdogrrtmnfrogs
catdddratyudrlc
tywiicnmsfisheco
ywhdbmachickew
cat dog chick cow rat fish frog
Игра «Виселица». Задача — отгадать зашифрованное слово, это аналог игры «Балда».
Игра «Бинго!». Принцип игры в лото. В полях карточек могут быть как буквы алфавита, так и слова.
bed | hit | rat | |
Ten | dog | mix | bus |
Us | mop | frog | six |
К счастью, в наш век прогресса и высоких технологий вы можете найти массу интерактивных игр и онлайн-заданий для обучения и тренировки чтения на ранних этапах. Многие УМК заранее продумывают для этой цели специальные упражнения. Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что в УМК ‟Spotlight” есть учебник ‟Spotlight Starter”, в котором не только учат буквам и звукам, параллельно вводя английские слова, но и развивают мелкую моторику. Не забыты авторами учебника и милые детские стихотворения. Ведь ребенок по природе своей непоседа и безумно любит петь и играть. Авторы УМК ‟Spotlight”уделяют внимание фонетическим упражнениям и развивают навыки произношения, распознавания на слух и чтения на протяжении всех лет обучения, переходя от простых к более сложным, согласно возрасту и изученному материалу. К примеру, в начальной школе каждый учебник начинается со ‟Starter Module”, содержит в себе сказки и песенки, короткие тексты ‟Spotlight on Russia”, ‟Activities Module”, а учебник 2 класса даже содержит такой раздел, как ‟First steps to Reading”, где специально подобраны упражнения на правила чтения и звуки.
В заключение просто хочу вам напомнить знакомые с детства строки В. Берестова:
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну прочитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
Удачи нам и нашим ученикам!