Кожаева Наталья Георгиевна,
учитель английского языка МОУ Комсомольской СОШ ,
Кинельского ОУ , Самарской области
Статья предназначена для учителей английского языка, курирующих проектную деятельность своих учащихся.
Статья не печаталась прежде.
Многогранная личность ученика формируется в условиях активных форм и методов обучения, которые ориентированы на уважительное отношение к его интересам и потребностям. Большим потенциалом для развития творческой личности учащихся обладает проектная учебная деятельность. В проектной деятельности основная задача состоит в том, чтобы заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы.
Конечной целью проектной деятельности школьников является развитие личности, а неполучение нового результата. На наш взгляд, основная функция ученического проекта – активизация личности на основе приобретения самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для каждого учащегося.
Часто начальная стадия работы над проектом идет трудно и монотонно, но каждое маленькое открытие, сделанное учащимися в ходе работы, мотивирует на новые находки и открытия. Позитивная эмоциональная окраска работы над проектом чрезвычайно важна, именно неравнодушная работа делает творческие усилия участников проектной группы личностно значимыми, а приобретенные при этом знания и умения становятся составляющей жизненного опыта.
Как же обеспечить яркий старт проекта? Какие условия нужны для инициативной работы учащихся в процессе выполнения исследовательской работы?
Во-первых, тема проекта должна быть интересна, должна увлекать, соответствовать склонностям учащегося. Для исследования также чрезвычайно важна проблема, которой ученик заинтересовался. Интерес-это тот механизм, который помогает активно, с энтузиазмом идти к поставленной цели исследования.
Согласно мнению С. Л. Рубинштейна, ( Проблемы общей психологии. М., 1973 (2-е изд. — М.,1976).- стр. 103) «человеческое сознание пристрастно и субъективно. Знания успешно усваиваются и присваиваются, если обучаемый к ним неравнодушен, если они представляют для него личностно значимый смысл.
Если изучаемые знания будут чужды личности, то они отвергаются ею, не осваиваются».
Личностно — значимый проект обеспечивает стабильный интерес на протяжении всей работы над проектом. Учащийся находит проблему, актуальную лично для него. С помощью исследовательской деятельности он делает нечто полезное для себя сейчас или для своего будущего, для своего общего развития или даже профессионального выбора.
В качестве примера, хотелось бы рассказать о нескольких успешных детских проектах. Эти проекты занимали призовые места на различных конкурсах, но самое важное, выполнялись учениками с большим энтузиазмом, имели большую значимость для них. Все эти проекты решали проблемы, интересные лично для авторов.
Елена Митякина выполнила проект «Диана – принцесса Уэльская». Казалось, чисто информационный проект, который вряд ли заденет какие- то струны души ученицы. Но Елена, в свои 16 лет, на этапе становления своей личности искала примеры для подражания. Кумиры эстрады уже не казались Елене привлекательными. Образ Дианы, неоднозначный, но многогранный вызвал неподдельный интерес. Ученица в процессе исследования выявила в образе Дианы много ценных для себя качеств: самоотверженность, целеустремленность, силу характера.
Михаил Чугунов и Александр Москвитин выполнили проект на английском языке «Самарский регион – территория успеха». Это успешные ученики, которые в будущем планируют добиться многого. Они обязательно будут по службе или для отдыха бывать за рубежом. И как истинные патриоты, они хотели бы суметь рассказать о своей малой родине на языке международного общения. Рассказать, хорошо владея фактическим материалом. В проекте были не только освещены достижения области, но и славная история совхоза Комсомолец, был дан анализ проблем текущего момента своей малой родины и намечены пути их возможного решения.
Анастасия Порошкина и Марина Чугунова сделали проект «Саквояж полезных знаний для поездки в Англию».
Проблема была сформулирована следующим образом :
«Мы живём в современном мире, и многие люди имеют возможность ездить за границу. Для нас Англия является интересным объектом для туризма, кроме того существует в наше время много образовательных программ, которые позволяют выиграть грант или стипендию на обучение за рубежом.
И если мы попадем в эту страну, мы не хотели бы попасть в неловкую ситуацию, а для этого необходимо знать этикет этой страны, менталитет нации».
Исследование выполнялось по плану:
Этнопсихология англичан.
Быт англичан.
Искусство английской беседы.
Английский этикет.
Саквояж полезных знаний (буклет):
1.Общая информация о стране
2.Поведенческие рекомендации
3.Языковые рекомендации
Проект «Английская семья — какая она?» выполнили Анастасия Рубанова и Валерия Порошкина. Девочки планируют поехать в Англию для изучения языка с проживанием в английской семье.
Проблема, актуальная для учениц, выглядела так:
«Семья является очень значимой составной каждого народа, показателем культуры нации, ее традиций и уклада жизни. Мы мечтаем поехать в Англию для изучения английского языка и считаем, знания о среднестатистической английской семье помогут нам легче адаптироваться в ситуации выбора варианта проживания в английской семье, и сделает общение с англичанами успешным и продуктивным».
Задачи, которые решали ученицы в ходе работы:
Выяснить что такое «среднестатистическая английская семья»?;
Изучить традиции и устои английской семьи.
Узнать какие отношения связывают членов семьи.
Проанализировать особенности психологии нации, английского быта, интересы, пристрастия англичан, этикет стола, финансовые возможности среднестатистической семьи.
Найти и проработать информацию, полезную для адаптации россиянина в Англии.
Сравнить семейные уклады двух наций: россиян и англичан.
В этом году выпускницы Сакаева Светлана и Бодурова Роксана столкнулись с необходимостью сдать ЕГЭ по английскому языку. Времени на подготовку оставалось очень мало. Ученицы решили найти способ облегчить процесс подготовки. Они выполнили проект «Освоение интернет — ресурсов для оптимизации изучения английского языка».
Девочки рассуждали следующим образом: «Нам нужно сдать ЕГЭ по английскому языку, но уровень знаний предмета на начало года низкий. Чтобы освоение английского сделать более интенсивным нужно привлечь доступные и эффективные интернет – ресурсы».
Далее они провели изучение доступных ресурсов, облегчающих изучение английского языка. Систематизировали их по направленности на развитие навыков чтения, аудирования, письма, устной речи и как источник полезной информации для изучения английского языка. Условно разделили все полезные ресурсы на группы: Дистанционное обучение. Подписка на рассылки уроков для самостоятельного изучения языка. Использование ресурсов, как источников информации, полезной для занятий по английскому языку. Система тестов, направленных на формирование, тренинг и репродукцию навыков речевой деятельности. Ресурсы — инструменты , предназначенные для облегчения процесса изучения языка. Ресурсы для формирования навыков речевой деятельности.
Затем действительно им удалось повысить уровень владения английским языком, используя интернет – ресурсы и сдать ЕГЭ.
Заключение:
Все эти проекты объединяло одно: учащиеся выбирали проблему «через себя». Проекты имели личную ценность для них самих. При обучении и в личной жизни часто требуется уметь разрешать проблемы, встречающиеся на пути, и здесь важно научить ребенка эти проблемы решать. Эмоциональное удовлетворение учащегося от решенной проблемы ( хотя бы пока теоретически) развивает человека, способствует самореализации личности.
Список литературы:
1.Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса — Мн, 1990.
2.Гусинский Э.Н. Образование личности. — М.: Интерпракс, 1994.
3.Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973 (2-е изд. — М.,1976).- стр. 103