Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Толмачёвская средняя общеобразовательная школа №60».
г. Обь Новосибирской области
Статья «Портфолио ученика как средство повышения мотивации учащихся к обучению иностранному языку»
подготовила
учитель английского языка
1 квалификационной категории
Игнатьева Инга Алексеевна
г.Обь 2013г.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте является одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования.
Условия возникновения и становления опыта
Большинство моих учащихся это дети из семей со средним достатком, из малообеспеченных семей. Они не видят для себя личностной перспективы и многие не заинтересованы в изучении английского языка, считая, что он не нужен для их будущей профессии. У части учеников положительная мотивация к изучению предмета недостаточна, а порой отсутствует, так как при изучении английского языка они сталкиваются со значительными трудностями и не усваивают материал в силу особенностей памяти, восприятия и мышления. Некоторые ученики имеют положительную мотивацию к изучению английского языка, но не имеют возможности применять свои знания на практике. Поэтому существует проблема невостребованности полноценных знаний английского языка, значительно снижающая мотивацию у школьников при изучении предмета. Все вышеперечисленное указывает на необходимость организации учебно-познавательного процесса, направленного на формирование мотивационной сферы обучаемого, становление и развитие внутренних мотивов познавательной деятельности.
Причины обращения к проблеме:
а) неудовлетворённость организацией взаимодействия на уроке между учителем и учеником;
б) низкая сформированность исследовательских, креативных, информационно-технологических и коммуникативных умений.
в) пассивность некоторой части учащихся в ходе учебных занятий, во внеурочной деятельности по предмету и увеличивающуюся тенденцию потребления знаний в уже готовом виде.
Отсюда проблема формирования мотивации вызванная противоречиями:
— между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых на уроках иностранного языка;
— между высокими требованиями, предъявляемыми к языковому образованию школьников и недостаточно сформированными общественными умениями и навыками;
— между возрастающей практической значимостью школьного курса иностранного языка и дефицитом учебного времени.
Поэтому стратегической целью представленного проекта является формирование положительных мотивов к изучению иностранного языка в условиях общеобразовательной школы.
Объект исследования: мотивация учащихся к обучению.
Предмет исследования: развитие позитивной мотивации к обучению учащихся иностранным языкам средством формирования мотивации может стать портфолио ученика.
Гипотеза исследования: процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся иностранным языкам будет эффективным, если:
определены теоретические основы развития позитивной мотивации к обучению учащихся;
выявлена совокупность факторов, влияющих на развитие позитивной мотивации к обучению учащихся;
разработана методика развития позитивной мотивации к обучению иностранным языкам через создание ученических портфолио;
обеспечено педагогическое сопровождение развития позитивной мотивации к обучению учащихся иностранным языкам через создание ученических портфолио;
процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся иностранным языкам через создание ученических портфолио является направлением и конечной целью специально организованной работы.
Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:
Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме мотивации обучения иностранному языку.
Используя специальные диагностические методики, выявить личностные особенности и имеющийся начальный уровень учебной мотивации учащихся.
Выявить дидактические средства, способствующие формированию положительных мотивов к изучению иностранного языка.
Проверить эффективность предложенных средств в реальной практике.
Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач был применён комплекс теоретических и эмпирических методов исследования:
а) теоретический анализ литературы и исследований по проблеме;
б) изучение и обобщение практического опыта по теме исследования;
в) изучение документов, определяющих политику государства в области образования;
г) педагогический эксперимент, включающий анкетирование, тестирование, прогнозирование, наблюдения, беседы, контент-анализ, тренинг, развивающие игры;
д) статистическая обработка результатов работы.
Научная новизна исследования состоит:
в определении теоретических основ развития позитивной мотивации к обучению учащихся иностранным языкам: подходы, закономерности, содержание и его компоненты, критерии, показатели;
в выявлении совокупности факторов, влияющих на развитие позитивной мотивации к обучению (социальных, побудительных, образовательных, организационных, коммуникативных, психологических);
в разработке методики развития позитивной мотивации к обучению учащихся иностранным языкам через создание ученических портфолио, позволяющей дифференцировать обучение с учётом познавательных потребностей, ближайших интересов и актуального состояния мотивации учащихся к обучению;
Исследование проводилось в период с 2009 г. по 2012 г. и состояло из нескольких этапов:
Первый этап (2009 — 2010 гг.) — теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений, уточнение и наполнение содержанием понятия «позитивная мотивация», разработка и определение задач исследования.
Второй этап (2010 — 2011 гг.) — практическая организация работы по анализу мотивации к обучению учащихся. Разработка и реализация методики развития позитивной мотивации к обучению учащихся иностранным языкам через создание ученических портфолио.
Третий этап (2011 – 2012 гг.) — уточнение и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы.
Прогнозируемые риски и методы их коррекции:
Ухудшение креативной способности учащихся вследствие чрезмерного использования информаций от компьютеров. Коррекция: стимулирование обучающихся не просто на поиск и сбор информации, а на анализ найденного материала;
Наличие в сети Интернет и на электронных носителях некачественной, недостоверной информации. Коррекция: развитие у обучающихся критического отношения к получаемой информации. Перед учителем встает задача профессионального экспертирования полученной информации в силу того, что Интернет сегодня является в значительной степени неконтролируемым с точки зрения достоверности информационным пространством.
Ресурсное обеспечение процесса обучения иностранному языку в свете мотивации, заявленное в проекте, является достаточным для его реализации:
кабинет иностранного языка снабжен комплектами дидактических материалов, в достаточном объеме дополнительная литература (учебники, энциклопедии, словари, учебно-познавательная, занимательная литература);
имеется компьютер, электронные пособия по иностранному языку, накапливаются обучающие компьютерные презентации, подготовленные учителем и учащимися. Кроме того, в школе имеется постоянный выход в Интернет, кабинет информатики с интерактивной доской, библиотека с выходом в Интернет.
в работе использую УМК “Enjoy English”, Биболетова М.З., Трубанова Н.Н. – Обнинск: Титул, 2006г;
а) книга для учащихся
б) книга для учителя
в) книга для чтения
г) рабочая тетрадь
д) аудикасета
е) видеокассета
Данный УМК развивает сформированные ранее коммуникативные умения учащихся в говорении, чтении и письме, аудировании, интеллектуальные познавательные способности школьников, формирует у них потребность пользоваться английским языком как средством общения, развивает стремление к взаимопониманию с представителями иной культуры, умение представить культуру собственного народа. «Английский с удовольствием» построен в русле личностно – ориентированного, подхода к обучению иностранному языку и отвечает требованиям, предъявленным к учебникам начала третьего тысячелетия. Дополнительная работа над портфолио позволяет ученикам закрепить полученные знания, т.к. программа данного УМК предусматривает довольно высокий темп работы, что подходит порой не для каждого класса (например учащимся в коррекционных классах, где английский язык преподается два раза в неделю).
Предполагаемый результат:
формирование устойчивой внутренней мотивации к изучению иностранного языка;
формирование коммуникативной компетентности;
формировании социальных компетентностей: информационных и коммуникативных умениях, адаптационных способностей.
способность к научно-исследовательской деятельности;
к творчеству;
формирование умения планировать свою индивидуальную траекторию развития и обучения.
У каждого ученика есть как некоторый наличный уровень положительной мотивации, на который можно опереться, так и перспективы, резервы ее развития. Первое, с чего нужно начать в данном случае — это анализ мотивационной сферы ученика. Предметом анализа для меня становятся такие компоненты мотивационной сферы ученика, как его мотивы, цели, эмоции, а также состояние умения учиться (знания, учебная деятельность, обучаемость), т.е. качеств, влияющих на мотивацию.
Для анализа использую различные методы:
1. Наблюдение. Цель наблюдения конкретизируется показателями мотивации учения. В качестве таких показателей выступают различные признаки активности учащихся на уроках: особенности учебной деятельности; характер вопросов к учителю, характер ответов учащихся (по собственному желанию или инициативе учителя, содержательные или только формальные и т.д.); общий уровень и избирательность познавательной активности на разных уроках.
2. Анкетирование.
3. Анализ успеваемости, качества знаний и степени обученности учащихся.
4. Анализ результатов внешней экспертизы.
Рассмотрим пути и методы формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности в классах.
Существуют традиционные методы повышения мотивации: использование красочных иллюстраций, дополнительных источников информации (газеты, журналы, методические пособия), методических карточек, аудиозаписей; проведение минуток для релаксации, тематических игр, пение, игры.
Процесс же создания учениками своих портфолио позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.
Как мы работаем над портфолио.
1 этап- планирование в классе. Моя задача – вызвать интерес к очередной части портфолио и настроить учащихся на восприятие материала с помощью вступительной беседы. Тема должна быть достаточно интересной для учащихся Обсуждаем содержание частей портфолио, примерный план работы, способы сбора и виды информации, выбираем оптимальную форму презентации результатов. Форма презентации зависит от конечного продукта: схема, буклет, или устная презентация.
2 этап — подготовительный, который обеспечивает языковые и речевые умения школьников. Для этого активизирую необходимую для работы лексику и грамматические конструкции.
3 этап — сбор информации. Пользуясь библиотекой, Интернетом учащиеся собирают информацию.
4 этап – совместная работа в классе. Ученики оформляют свою работу. Оформляя свои работы, наряду с традиционными способами, с использованием цветных карандашей, акварельных красок и гуаши используют компьютер: создают иллюстрации с помощью компьютера, набирают тексты своих сочинений на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей. У учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики.
5 этап- презентация и защита портфолио. По окончанию презентации ученики анализируют проект, комментируют его, вносят свои предложения.
6 этап – контроль, оценка проделанной работы. Существует два принципа:
1.Оценку следует выставлять за портфолио в целом, учитывая многоплановость его характера, уровень проявленного творчества, чёткость презентации.
2.Не исправлять ошибки в конечном варианте проекта, т.к. в эту работу ученики вкладывают много усилий и захотят сохранить её для себя. Это следует делать в черновом варианте. Так можно указать на ошибки, не исправляя уже готовую работу. Если есть ошибки в конечном варианте проекта, я исправляю их карандашом или записываю их на отдельном листе бумаги, тогда учащиеся сами решают, хотят ли они исправить конечный вариант работы или нет.
Ученический портфолио по предмету «английский язык» для учащихся 6-х классов мы составили из следующих частей:
1ч. – front page – это своеобразное досье ученика, где он указывает свое имя, возраст, адрес, увлечение и т.д. (повторение и систематизация лексических единиц по темам: «Моя семья», «Мои увлечения», «Мои домашние питомцы»
2ч. – phoneticgrammar box – копилка фонетических и грамматических знаний (в процессе подбора материала учащихся повторяют основные правила фонетики и грамматики, составляют удобные для себя таблицы, систематизируют свои знания по темам «Грамматические времена», «Множественное число существительных», «Артикли» и т.д.
3ч. – exercise set – набор упражнений, представлены контрольные задания по каждое пройденной грамматической теме.
4ч. – mini—projects – творческие задания нарисовать семейное дерево, составить меню для своего кафе, нарисовать дом своей мечты, составить таблицу времен года и т.д.
5ч. – countries – страноведение. Здесь ребята собирают и размещают сведения об англоговорящих странах с использование фотографий, карт, символов.Эта часть способствует расширению кругозора учащихся, закреплению страноведческих знаний, полученных на уроках, повторение лексических единиц по пройденным темам.
6ч. – my achievements – в данном разделе учащиеся размещают свидетельства об участии в конкурсах, олимпиадах по иностранному языку, сертификаты, дипломы. Т.е. показывают свои успехи в овладении иностранным языком, свой интерес к иностранному языку.
7ч. – мнение учителя – анализ каждой работы, выполненной учеником в каждом разделе.
Использование данной технологии позволило мне:
1. Значительно сэкономить время на уроке;
2. Дополнить, обобщить, повторить материал учителя;
3. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс, благодаря использования Интернета;
4. Значительно повысить мотивацию школьников к изучению иностранного языка (ПРИЛОЖЕНИЕ 1);
5. Выполнить все поставленные задачи.
6. И, наконец, помогло мне организовать систематический контроль за работой учащихся, адекватно оценивать их знания, умения и навыки, исходя из их индивидуальных способностей.
Диагностика успешности образовательного процесса. Результативность.
В исследовании принимали участие 27 учащихся 5б и 5в классов (на конец исследования эти дети обучались в 7 классе).
Результаты анкетирования по методике Н.Г. Лускановой, направленной на определение мотивации изучения английского языка на начало и конец исследования (ПРИЛОЖЕНИЕ 1);
Результаты исследования школьников коммуникативной компетентности при изучении английского языка (ПРИЛОЖЕНИЕ 2);
Уровень обученности учащихся за последние 3 года (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
Участие учащихся в муниципальных, областных конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях, поступление выпускников (ПРИЛОЖЕНИЕ 3);
Выводы:
1. Современная социальная ситуация вызывает заинтересованность в усвоении английского языка в целях более успешного образования и трудоустройства. Это осознают родители, но в начале эксперимента дети разделяли их установки только из послушания. Благодаря использованию индивидуальных портфолио на уроках английского языка уровень мотивации учащихся достаточно изменился.
2. Динамика развития учебной мотивации выражена в переходе от недифференцированного мотива любознательности к специфическому интересу к языку и культуре другого народа, от послушания родителям к мотивам собственной смысложизненной ориентации.
3. Изучение мотивации при обучении английского языка позволило повысить качество знаний и интереса к предмету.
Работая над проектом, я систематизировала, где и как целесообразно использовать в обучении. Наиболее эффективно это:
1) при закреплении изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);
2) в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием);
3) при самостоятельной работе учащихся (интернет, энциклопедии, развивающие программы);
4) при проведении интегрированных уроков по методу проектов;
5) во время тренировки конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).
В процессе работы я пришла к выводу, что ученические портфолио помогают:
• привлекать пассивных слушателей;
• делать занятия более наглядными;
• обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности;
• приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом;
• повышать интенсивность учебного процесса;
• воспитывать терпимость, восприимчивость к разнообразию культур и духовного опыта других народов;
• активизировать познавательную активность учащихся, желание изучать предмет;
• объективно оценивать действия учащихся;
• накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса;
• реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы;
• дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе. (Изменяется содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает быть просто «репродуктором» знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой — требует высокого уровня технологической и методической подготовленности).
Именно ученический портфолио позволяет мне:
1.Сделать содержание курса нестандартным и привлекательным для ученика (сюжетное построение учебника, использование интересного и познавательного материала, отбор лексики, наличие игр, стихов и песен).
2.Обеспечить посильность усвоения учебного материала для учащихся.
3.Давать разноуровневые задания, задания для групповой работы, проекты.
4.Обеспечить повторение и ротацию ранее пройденного материала на фоне новизны видов деятельности.
5.Снабдить курс необходимыми справочными материалами.
Таким образом, создание и использование ученических портфолио на уроках английского языка, сотрудничество учителей и учащихся способствуют повышению мотивации учащихся к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого ребёнка, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности учащегося. На основании анализа данных результатов можно утверждать, что широкое применение портфолио для повышения мотивации при обучении иностранным языкам обосновано.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Результаты анкетирования по методике Н.Г. Лускановой, направленной на определение мотивации изучения английского языка на начало и конец исследования дали следующие результаты (обучающиеся отвечали на вопросы):
1. Нравятся уроки.
2. Радуются, если уроки отменяют.
3. Предпочли бы пойти на урок.
4. Хочу, чтобы урок не отменяли.
5. Хотели бы получать домашнее задание или нет?
6. Заставляют ли вас родители учить английский или нет?
По результатам диагностики отчетливо видно, что прерогативы учащихся на начало и конец эксперимента изменились. Повышение уровня мотивации особенно заметно по вопросам 2 и 6.
Рейтинг мотивов изучения английского языка на начало, и конец эксперимента представлен в следующей диаграмме:
1. Хочу больше знать
2. Найти престижную работу
3. Не опозорить класс
4. Доставить радость родителям
5. Доставить радость учителю
6. Не отставать от друзей
По результатам диагностики на начало и конец эксперимента практически для всех учащихся седьмых классов главным мотивом изучения английского языка стало желание больше знать.
Вторым мотивом, все семиклассники выбирали доставить радость родителям». Довольно часто учащиеся выбирали мотив «не отставать от друзей».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Содержательный компонент коммуникативной компетентности представлен, в первую очередь, качеством речи. Под основными характеристиками качества речи брались взаимосвязанные свойства речи, создаваемые взаимодействием единиц всех уровней и выявляемые на основе внутренних и внешних связей речи с неречевыми структурами:
Ясность мысли
Содержательность речи
Логичность изложения
Системность речи
Богатство речи
Правильность речи
Точность словесного выражения
Эмоциональность
Выразительность
Из диагностики видно, что благодаря использованию индивидуальных портфолио на уроках возможно формировать коммуникативную компетенцию как систему качеств, включающую творческое мышление, культуру речевого общения, психоэмоциональную регуляцию своего состояния, культуру восприятия коммуникативных действий партнера по общению, умение слушать, следить за логикой изложения собеседника, умение задавать вопросы, размышлять вслух, утверждать свою точку зрения, доказывать, выражать свое отношение к высказываемому. Также учащиеся показали хорошее умение в осмыслении объема высказывания, умение собирать и систематизировать подобранный материал в определенной последовательности, соответствующее теме основной мысли высказывания.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Литература:
Настольная книга преподавателя иностранного языка.
Грамматика английского языка. Тагиль И.П. (2010, 496с.)
Английское произношение — легко и доступно. Богомазова Т.С. (2004, 160с.)
Англо-русский словарь разговорной лексики. Девкин В.Д. (1994, 768с.)
Англо-русский словарь речевого общения. Городникова М.Д., Добровольский Д.О. (1998, 332с.)
Фонетика. Читаем и говорим по-английски. Гузь М.Н., Ситникова И.О. (2005, 160с.) (+Аудио)
Дидактический материал: Рабочая тетрадь на печатной основе. Автор – М.З. Биболетова
-Рабочая тетрадь на печатной основе. Автор – М.З. Биболетова
-
Методическая литература:
— Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Книга для учителя. Обнинск, Титул, 2006
— Дзюина Е.В. Поурочные разработки по английскому языку.Москва,Бако,2010
— Аудиокассета к учебнику “Enjoy English”