Тема урока: Внутренняя среда организма, её значение.
Цели урока: познакомить учащихся с особенностями внутренней среды организма, её значением для человека.
Задачи:
1. Образовательная: сформировать физиолого – анатомические понятия о внутренней среде организма.
2. Развивающая: развивать умение обобщать, анализировать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы; развивать интерес к предмету.
3. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование: мультимедийное приложение Биология « Человек» к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина, проектор, рабочая тетрадь, печатная тетрадь, учебник биология Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Человек», доска, мел.
Тип урока – изучение нового материала.
Вид урока – комбинированный.
Ход урока
1. Организационный момент (приветствие, постановка целей и задач урока).
2. Актуализация знаний (мотивация для дальнейшей работы).
1. Что такое ткань?
2. Какие ткани образуют организм человека?
3. К какой ткани относится кровь?
В процессе беседы учитель акцентируем внимание учащихся:
Для поддержания жизни нужна система, которая бы обеспечивала клетку питательными веществами, выводила продукты обмена.
Кровь – жидкая ткань внутренней среды организма, одна из форм соединительной ткани.
Кровь состоит из: 60 % плазма (межклеточное вещество) и 40 % — форменные элементы крови.
Просмотр фрагмента видео из мультимедийного приложение Биология « Человек» к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Внутренняя среда организма» (1 фрагмент)
Какие основные функции выполняет кровь? Просмотр фрагмента видео из мультимедийного приложение Биология « Человек» к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Внутренняя среда организма» (2 фрагмент)
(Работа с учебником стр. 128 – 129)
Работа происходит совместно с учителем. Учитель разбирает с учащимися основные функции крови, а ученики затем подробно описывают функцию, опираясь на учебник.
Функции крови:
1. Защитная
2. Дыхательная
3. Питательная
4. Выделительная
5. Регуляторная
6. Терморегуляторная
7. Гомеостатическая
Из каких компонентов состоит внутренней среды организма? ( Работа с учебником стр. 129 — 132, в процессе которой учащиеся заполняют таблицу)
Характеристика | Функция | |
Межклеточное вещество (плазма) Просмотр фрагмента видео из мультимедийного приложение Биология « Человек» к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Внутренняя среда организма» (3фрагмент)
| Плазма составляет 60% объёма крови и на 90 % состоит из воды. Плазма состоит из минеральных и органических веществ. | Принимает участие в транспорте веществ и свёртывании крови |
Клетки крови (эритроциты и лейкоциты) Просмотр фрагмента видео из мультимедийного приложение Биология « Человек» к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Внутренняя среда организма» (4 фрагмент)
| Эритроциты (красные клетки крови) – мелкие безъядерные клетки двояковыпуклой формы, пластичны, содержат белок – гемоглобин.
Лейкоциты (бесцветные клетки крови) различной формы, выделяют несколько видов лейкоцитов, отличающихся строением ядра и размерами. Лейкоциты активны, могут передвигаться, проникать сквозь клетки кровеносных сосудов. | Эритроциты выполняют дыхательную функцию крови: гемоглобин соединяется с кислородом и также легко его отдаёт; удаляет углекислый газ из тканей.
Лейкоциты выполняют функцию защиты организма от болезнетворных микробов. Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов и чужеродных частиц называется фагоцитозом, а клетки – фагоцитами. 40 % от общего числа лейкоцитов составляют лимфоциты – клетки. иммунной системы. |
Кровеносные пластинки (тромбоциты) Просмотр фрагмента видео из мультимедийного приложение Биология « Человек» к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Внутренняя среда организма» (4 Фрагмент)
| Тромбоциты небольшие безъядерные образования, продолжительностью жизни до 7 дней. Образуются в красном костном мозге. | Участвуют в свёртывании крови. |
3. Закрепление.
Составить опорную схему, используя термины и понятия: Внутренняя среда организма, кровь, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, тканевая жидкость, лимфа, плазма.
4. Домашнее задание стр. учебника 127 – 132, выполнить задания в печатной тетради по изучаемой теме стр. 74 – 75, задания 110, 111, 112, 113, 114.