Конспект урока на тему «Внутренняя среда организма, её значение»

Тема урока: Внутренняя среда организма, её значение.

Цели урока: познакомить учащихся с особенностями внутренней среды организма, её значением для человека.

Задачи:

1. Образовательная: сформировать физиолого – анатомические понятия о внутренней среде организма.

2. Развивающая: развивать умение обобщать, анализировать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы; развивать интерес к предмету.

3. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: мультимедийное приложение Биология « Человек» к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина, проектор, рабочая тетрадь, печатная тетрадь, учебник биология Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Человек», доска, мел.

Тип урока – изучение нового материала.

Вид урока – комбинированный.

Ход урока

1. Организационный момент (приветствие, постановка целей и задач урока).

2. Актуализация знаний (мотивация для дальнейшей работы).

1. Что такое ткань?

2. Какие ткани образуют организм человека?

3. К какой ткани относится кровь?

В процессе беседы учитель акцентируем внимание учащихся:

  • Для поддержания жизни нужна система, которая бы обеспечивала клетку питательными веществами, выводила продукты обмена.

  • Кровь – жидкая ткань внутренней среды организма, одна из форм соединительной ткани.

  • Кровь состоит из: 60 % плазма (межклеточное вещество) и 40 % — форменные элементы крови.

Просмотр фрагмента видео из мультимедийного приложение Биология « Человек» к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Внутренняя среда организма» (1 фрагмент)


Какие основные функции выполняет кровь? Просмотр фрагмента видео из мультимедийного приложение Биология « Человек» к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Внутренняя среда организма» (2 фрагмент)

(Работа с учебником стр. 128 – 129)

Работа происходит совместно с учителем. Учитель разбирает с учащимися основные функции крови, а ученики затем подробно описывают функцию, опираясь на учебник.

Функции крови:

1. Защитная

2. Дыхательная

3. Питательная

4. Выделительная

5. Регуляторная

6. Терморегуляторная

7. Гомеостатическая


Из каких компонентов состоит внутренней среды организма? ( Работа с учебником стр. 129 — 132, в процессе которой учащиеся заполняют таблицу)

Компоненты крови

Характеристика

Функция

Межклеточное вещество (плазма)

Просмотр фрагмента видео из мультимедийного приложение Биология « Человек» к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Внутренняя среда организма» (3фрагмент)



Плазма составляет 60% объёма крови и на 90 % состоит из воды. Плазма состоит из минеральных и органических веществ.

Принимает участие в транспорте веществ и свёртывании крови

Клетки крови (эритроциты и лейкоциты)

Просмотр фрагмента видео из мультимедийного приложение Биология « Человек» к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Внутренняя среда организма» (4 фрагмент)



Эритроциты (красные клетки крови) – мелкие безъядерные клетки двояковыпуклой формы, пластичны, содержат белок – гемоглобин.




Лейкоциты (бесцветные клетки крови) различной формы, выделяют несколько видов лейкоцитов, отличающихся строением ядра и размерами. Лейкоциты активны, могут передвигаться, проникать сквозь клетки кровеносных сосудов.

Эритроциты выполняют дыхательную функцию крови: гемоглобин соединяется с кислородом и также легко его отдаёт; удаляет углекислый газ из тканей.



Лейкоциты выполняют функцию защиты организма от болезнетворных микробов. Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов и чужеродных частиц называется фагоцитозом, а клетки – фагоцитами.

40 % от общего числа лейкоцитов составляют лимфоциты – клетки. иммунной системы.

Кровеносные пластинки (тромбоциты)

Просмотр фрагмента видео из мультимедийного приложение Биология « Человек» к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Внутренняя среда организма» (4 Фрагмент)



Тромбоциты небольшие безъядерные образования, продолжительностью жизни до 7 дней. Образуются в красном костном мозге.

Участвуют в свёртывании крови.

3. Закрепление.

Составить опорную схему, используя термины и понятия: Внутренняя среда организма, кровь, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, тканевая жидкость, лимфа, плазма.

4. Домашнее задание стр. учебника 127 – 132, выполнить задания в печатной тетради по изучаемой теме стр. 74 – 75, задания 110, 111, 112, 113, 114.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Родственные скрещивания и их значение в селекции. Гетерозис, его использование в сельском хозяйстве"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: